Найти в Дзене
Эксперт Северо-Запад

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В АРКТИКЕ

Оглавление

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил специальный доклад. Арктика — жизненно важная артерия для России. Здесь находятся объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.

Арктика, вернее ее российский сектор, интересен мировым державам не только с точки зрения стратегического, транзитного и военного потенциала Северного морского пути, но и огромными запасами полезных ископаемых, которые находятся на арктическом шельфе.

ЧАСТЬ 1

Экономический потенциал России в Арктике

Арктическая зона России — это 15% ВВП страны, 25% российского экспорта, 90% запасов природного газа. Это 5 миллионов квадратных километров российской территории, на которой проживает 2,5 миллиона россиян. Одно рабочее место в Арктической зоне дает 14 рабочих мест в центральных регионах страны. Каждый шестой рубль в бюджете страны заработан в Арктической зоне. Здесь зарегистрировано 766 инвестиционных проектов на сумму в 17,5 триллиона рублей, которые позволят создать 40 тысяч рабочих мест. Налоговые отчисления до 2035 года от реализации проектов в Арктике составят по прогнозам 21 триллион рублей.

Если говорить о полезных ископаемых, то, как отмечают ученые, помимо целого ряда месторождений на арктических островах и побережье (полиметаллические и марганцевые руды архипелага Новая Земля, золото острова Большевик, уникальное редкоземельное Томторское месторождение и другие), арктический шельф содержит богатые россыпи олова и золота и такое уникальное полезное ископаемое, как мамонтовая кость.

Фото: Юрий Банько
Фото: Юрий Банько

На Новосибирских островах сосредоточено до 12 тысяч тонн, а на сопредельном шельфе с глубинами моря до 50 метров — до 266 тысяч тонн мамонтовой кости, ценного и высоколиквидного сырья. И, это, не говоря о запасах нефти, газа и газоконденсата, которые оцениваются более чем в 100 миллиардов тонн условного топлива. При нынешних объемах добычи нефти в России, этого хватит на 200 лет.

Арктика — жизненно важная артерия для России. Здесь находятся объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников

Со стратегической точки зрения это кратчайший маршрут полета ракет и стратегических бомбардировщиков от ракетных и военно-воздушных баз США к территории России. Возможность скрытного плавания атомных подводных ракетоносцев подо льдами с последующим всплытием для пуска ракет, переброски транспортными самолетами воздушного десанта, захода эсминцев в Баренцево море с противоракетными комплексами для уничтожения российских БРПЛ на активном, разгонном участке полета после старта.

Северный морской путь, транспортный коридор мирового значения, используемый для доставки национальных и международных грузов, связывающий воедино 27 регионов России. В его развитие планируется вложить 19,5 триллиона рублей. В Арктическом регионе реализуют свои нефтегазовые проекты крупнейшие российские энергетические компании «Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ».

ЧАСТЬ 2

Прямой выход на просторы Мирового океана

Именно здесь, в Арктике, Россия имеет прямой выход из своих портов в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, в отличие от портов на Черном, Балтийском морях и на Дальнем Востоке, откуда выход гражданских судов и кораблей ВМФ России может быть затруднен или перекрыт странами НАТО через Балтийские, Черноморские проливы, Сангарский пролив и пролив Лаперуза.

В этих условиях Мурманский и Архангельский порты становится особо значимым с точки зрения экономической безопасности России, ее стратегических интересов, сохранения транзитного потенциала.

Кроме этого, после того, как хуситы затруднили ситуацию с судоходством через Баб-эль-Мандебский пролив, стал расти интерес к Северному морскому пути, через который в 2023 году было перевезено:

тонн грузов 2,1 млн

> 36 млн в т.ч. тонн транзитных грузов

Как отмечалось в официальном журнале ВЭФ, по оценке экспертов КРМG, вклад Северного морского пути в ВВП России к 2050 году составит до 2% в год, а выигрыш для бюджета от налоговых поступлений достигнет 4,4 триллионов рублей. В конце декабря 2019 года Правительство России утвердило План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, который разбит на этапы до 2024 года, до 2030 и до 2035 года.

К примеру, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через СМП составляет 6 тысяч миль, а через Суэцкий канал 12 тысяч миль. Разница в сроках доставки грузов — 18 суток по СМП и 37 дней через Суэцкий канал. Но выигрыш не только во времени, но и в расходах недешевого топлива, что в конечном итоге сказывается на стоимости фрахта судна, а значит, и на стоимости перевозимого груза.

О выгоде транзитной доставки грузов по СМП свидетельствует всего один пример: в сентябре 2010 года сухогруз Nordic Barens совершил переход из норвежского порта Киркенес в китайский порт Ляньюнган с грузом 45 000 тонн железорудного концентрата за 17,5 дней, сократив время в пути на 45% чем при следовании через Суэцкий канал, а на расходах на топливо сэкономил 180 тысяч долларов.

Некоторые страны хотят придать СМП статус международной открытой морской трассы, а КНР даже осуществлять плавание своих судов под проводкой китайских ледоколов. Китай даже предлагал создать совместную компанию по управлению СМП и совместное с Россией Арктическое пароходство. Норвегия и Япония выступают за создание Международной администрации СМП. Но эти идеи интернационализации СМП идут в разрез с территориальной целостностью России.

ЧАСТЬ 3

Экономика в ледоколах

Атомный ледокольный флот — ключи к экономическим и стратегическим воротам Арктики. Нужно отметить, что Россия могла остаться без атомного ледокольного флота до появления атомных ледоколов проекта 22 220, если бы силами сотрудников Мурманского морского пароходства, в доверительном управлении которого до 2008 года находился атомный ледокольный флот, а также специалистов РТП «Атомфлот» и ФГУП «Атомфлот», которыми руководил Вячеслав Рукша, в сотрудничестве с учеными, конструкторами и инженерами ОКБМ имени Африкантова не были выполнены работы по продлению ресурса атомных паропроизводящих установок атомных ледоколов. Благодаря этому, к примеру, атомный ледокол «Арктика» смог проработать 25 лет, пройдя во льдах почти миллион миль, впервые в мире в надводном плавании покорить Северный полюс, провести за собой около трех тысяч судов с грузами.

В 2018 году ледокол «Вайгач» побил рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки, достигнутый атомным ледоколом «Арктика» в августе 2008 года.

Новый рекорд составил 177,205 тыс. часов (прежнее значение — 177,204 тыс. часов). Ледоколы «Таймыр» (введен в эксплуатацию в 1989 году) и «Ямал» (используется с 1992 года) могут быть списаны 2029 году, а ледокол «Вайгач» (эксплуатируется с 1990 года) — к 2028 году. Ледокол «50 лет Победы» (работает с 2007 года) может проработать до 2041 года.

В 2018 принято решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал» до 200 тыс. часов, ледокол сможет работать ориентировочно до 2028 года. Ресурс реакторных установок атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» планируется продлить до 235 тысяч и 260 тысяч часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025-го и 2027 года.

После запуска универсального атомного ледокола проекта 22220 стало возможным говорить о том, что ледокольный флот возродился на новом, более высоком уровне. Головное судно получило название «Арктика».

В января 2022 года вступил в строй первый серийный атомный ледокол «Сибирь», в ноябре 2023 года «Урал», ведется строительство атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка», заложен атомный ледокол «Ленинград» и на очереди атомный ледокол «Сталинград». На Дальнем Востоке ведется строительство атомного ледокола проекта 10 510 «Лидер», который наречен именем «Россия».

Именно благодаря атомному ледокольному флоту Россия получила возможность вначале продлевать навигацию на Северном морском пути, а с 2024 года перейти к круглогодичной навигации. Такого атомного ледокольного флота не имеет ни одна страна в мире

Ни одна страна в мире, кроме СССР и России так и не построила атомный ледокол. Гражданские суда с атомными энергетическими установками были построены в США «Саванна», в Германии «Отто Ганн» и в Японии «Муцу», но их эксплуатация осуществлялась незначительное время. «Саванна» в качестве грузопассажирского судна проработала всего 6 лет. «Отто Ганн» в качестве балкера использовался в течение четырех лет. «Муцу» в качестве транспортного судна практически не использовалось.

Всего Северного полюса достигли за эти годы 169 судов, из них 137 раз наши атомные ледоколы, дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» и НИС «Академик Федоров», а также ледоколы и суда усиленного ледового класса стран НАТО.

169 137

всего судов достигли Северного полюса атомные ледоколы РФ

От Швеции на Северном полюсе побывали «Oden» — 9 раз, «Vidar Viking» — 1 раз, германское судно «Polarstern» — 6 раз, канадские ледоколы «Louis.S.St Laurent» — 3 раза. «Terry Fox» — 1 раз, американские «Polar Sea» — 1 раз, «Heali» — 4 раза, французское судно «Le Commandant Charcot» — 9 раз и норвежские «KV Svalbard» -1 раз, «Kronprins Haakon» — 1 раз. Правда, норвежские суда следовали в первом случае по каналу, проложенному атомным ледоколом «50 лет победы», а во втором случае французским судном «Le Commandant Charcot».

Один из первых капитанов, водивших атомные ледоколы в круизные рейсы к Северному полюсу — Андрей Алексеевич Смирнов, отстоявший на капитанском мостике с 1988 по 2000 год, а затем, трудившийся в ФГУП «Атомфлот» первым заместителем Генерального директора — заместителем генерального директора по судоходству, рассказал автору этих строк о том, что на Северном полюсе он встречал не только своих гражданских коллег на американском ледоколе Polar Sea и канадском Louis.S.St Laurent, но и американскую многоцелевую атомную подводную лодку типа «Стерджен», имевшую на вооружении кроме торпед, противокорабельных ракет «Гарпун» еще и крылатые ракеты «Томагавк».

Подо льдами Арктики побывали десятки, если не сотни раз атомные подводные лодки США, СССР и России, обеспечивая свою скрытность и возможность после всплытия нанести ракетный удар.

Руководство США считает необходимым наращивать коммерческую и военную морскую деятельность в регионе. В ответ на это Россия разработала правила прохода по Севморпути для военных судов иностранных государств

Теперь корабли ВМС других стран обязаны уведомлять Москву за 45 суток до предполагаемого прохода по СМП. Кроме того, на борту любого военного корабля должен присутствовать российский лоцман. Имея право отказать от прохода по СМП, Россия может арестовать или уничтожить нарушителя, если это будет несанкционированное плавание.

ЧАСТЬ 4

Строят свой ледокольный флот

Интерес к богатствам арктического шельфа, использования возможностей Северного морского пути, а также потенциал Арктики в военных целях, вынуждает многие страны не только задуматься о строительстве ледоколов, но и приступить к реализации этих проектов.

Так в Китае, который собирается к 2025 году до 20% внешнеторговых перевозок осуществлять по Севморпути, еще в январе 2018 года Госсовет издал первую Белую книгу по политике в Арктике о намерении создать морской торговый маршрут «Полярный шелковый путь», а также добывать на арктическом шельфе энергоресурсы. Но для этого нужны ледоколы.

Первый ледокол «Сюэлон-1» был переоборудован из грузового судна, купленного у Украины. «Соэлон-2» — стал дизель-электрическим ледоколом собственной постройки, способным преодолевать полутораметровые льды.

Сейчас на повестке дня уже атомный ледокол «Сюэлон-3», мощностью 50 МВт с двумя китайскими водо-водяными реакторами АСР-100 «Линлунь», мощностью по 25 МВт. Имея водоизмещение 33 тысячи тонн, он сможет преодолевать, как минимум, двухметровые льды.

США имеют достаточно старые ледоколы. В 1976 и 1978 годах в состав береговой охраны США вошли ледоколы «Полар Стар» («Полярная звезда») и «Полар Си» («Полярное море»), а в 2000 году ледокол «Хили». В 2011 году «Полар Си» из-за поломок встал на прикол.

В 2024 году должен вступить в строй новый американский ледокол, а вообще Береговая охрана США хочет обзавестись шестью ледоколами

В апреле 2019 года Пентагон заключил контракт на строительство ледокола тяжелого класса в рамках программы Polar Security Cutter. Первый из тяжелых ледоколов «Polar Sentinel», согласно контракта должен быть передан Береговой охране в 2024 году, с поставками следующих двух раз в два года. Однако, утратив компетенции в строительстве ледоколов тяжелого класса, есть большие сомнения в том, что сроки строительства ледоколов будут выдержаны.

Канада начала работу в направлении освоения Арктики со строительства и ввода в строй своего флота арктических патрульных кораблей прибрежной зоны. Головным кораблем этого проекта стал корабль HarryDeWolf, длиной 103 и шириной 19 метров, а первым серийным кораблем — Margaret Brooke. Всего в составе ВМФ Канады будет 6 корабля этого класса. Патрульные корабли будут выполнять задачи по контролю судоходства в Северо-западном проходе, который Канада считает своей национальной транспортной артерией и исключительной экономической зоной, с чем не согласны США.

Следует отметить, что тактико-технические характеристики и вооружение канадских кораблей весьма скромные. Они могут преодолевать лед толщиной всего 1 метр.

Патрульные корабли ледового класса береговой охраны типа «Нордкап» имеет и Норвегия. Всего в 1980 — 1982 годах было построено три корабля этого типа, которые в 2000—2001 года прошли модернизацию. Для их замены разработан и доведен до строительства проект кораблей проекта «6615».

В 2018 году был подписан контракт на строительство трех кораблей со сроками ввода в строй в 2021 — 2024 годах с опционом еще на один корабль. Эти три корабля получили название «Ян Майен», «Бьернейа» и «Хопен». Так называются норвежские острова. Имея водоизмещение 9,6 тысяч тонн, корабли этого класса способны преодолевать лед толщиной до 1 метра. Вооружен 57 миллиметровой пушкой «Бофорс» пулеметами, несет на борту вертолет. Имеется возможность установки зенитных и противокорабельных комплексов. По мере поступления новых кораблей в строй, старые, типа «Нордкап» будут списаны.

Без атомного ледокольного флота осваивать богатства Арктики, обеспечивать ледокольную проводку судов с грузами по Севморпути невозможно.

Фото: Юрий Банько
Фото: Юрий Банько

Экономическое противостояние в Арктике