Найти тему

О внутреннем мире детей и «внутреннем ребенке» по мотиву фильма «Внутри себя я танцую» (2004, Д.О`Доннелл)

В доме для инвалидов появляется новенький, и персонал понимает, с этим парнем будут проблемы. У Рори серьга в носу, волосы в геле и куча сальных шуточек, а главное его желание – вырваться на свободу. Задолго до ярких ролей в «Особо опасен», «Исчезновение Элеанор Ригби» и «Транс» Джеймс МакЭвой доказал, что умеет выдавать эмоции на разрыв. Не уступил ему в актерской подаче и Стивен Робертсон, которому досталась роль героя с диагнозом церебральный паралич. Именно его персонаж становится первым и единственным, кого не раздражают выкрутасы Рори. Он рад обрести друга, ведь только Рори понимает то подобие речи, на которое способен Майкл. А Майкл, в свою очередь, как может помогает почти полностью обездвиженному Рори. Игнорируя неодобрение персонала, друзья добиваются от комиссии по предоставлению права на самостоятельное проживание дать им шанс интегрироваться в общество, снимают жилье и нанимают помощницу.

В данном фильме постоянно показываются конфликты между двумя полюсами – внутреннее и внешнее, здоровые и калеки, сильные и слабые, молодость и старость, забота и самостоятельность. В этом фильме постоянно происходит пересмотр сложившихся стереотипов, показывается зашоренность общества в целом и отдельных людей в частности.

В центре фильма мы видим двух молодых людей. У обоих в течении фильма присутствуют в качестве родителей только отец. О матери одного из героев рассказывается, что она умерла при родах и странным образом, смерть матери тенью ложится на прошлое второго героя, будто его мать тоже умерла. По крайне мере, для меня, как для зрителя складывается именно такое впечатление.

Отцы у обоих героев присутствуют в фильме эпизодически. Их появление каждый раз случайно. Реальность отцовства настолько тяготит, что лишает возможности всякого активного контакта с детьми. Отцы разрушаются от малейшего контакта с детьми, с их болезнью. Хотя родительская роль совсем иная – выдерживать эмоции детей и помогать им научиться самим справляться со своими эмоциями. А в итоге дети должны справляться и со своей болезнью, и с эмоциями родителями относительно своей болезни – нести двойную нагрузку. Возникает ощущение, что до встречи друг с другом, главным героям фильма приходилось выживать самостоятельно в мире полном одиночества. Майкл с появлением Рори обрел возможность общаться с окружающим миром. А Рори с появлением Майкла – нашел человека, который выдерживает его (Рори) атаки и не разрушается. Один обрел речь. А другой – возможность быть услышанным. В конечном итоге, у обоих появилась возможность выжить.

Рори по отношению к Майклу выступает отцовской фигурой, которой у Майкла никогда не было. Рори несет в себе сепарационную функцию, разделяя Майкла с материнской фигурой директора приюта. Сам приют – это практически материнская утроба. Стоит отметить, что Рори своим появлением привносит в жизнь Майкла сексуальность, которой до этого не было. Это происходит в сцене, когда Рори показывает неприличные жесты Майклу, пока его моют. А также, когда Майкл рассматривает фотографии Рори с девушками. И когда Рори подговаривает Майкла потратить все вырученные от попрошайничества деньги на алкоголь и девушек.

Дальше Рори показывает Майклу, что есть другая жизнь, что внутреннее не равно внешнему, показывает то, что, находясь сильно ограниченным физически – можно быть свободным внутри. Это практические навык символизации, когда внутреннее проживание процесса приравнивается к его моторному отреагированию. Танец внутри себя становится танцем снаружи. Тут же обнаруживается, что внешне скованный Майкл оказывается внутри гораздо больше, чем просто инвалид церебральным параличом – у него есть чувство юмора, есть глубина, есть очень сильные эмоциональные переживания. Гусеница оказалась пленницей своего кокона и только фантазия о возможном полете дают ей возможность проживать ту жизнь, которой у нее нет. И благодаря Рори для Майкла эта фантазия становится доступной для проживания.

Фигура отца в жизни детей связана с чувством страха и кастрации. Отец Рори постоянно находится в состоянии горя, напоминая сыну тем самым, что тот скоро умрет. Майклу, встречаясь со своим отцом – приходится столкнуться с реальностью, в которой отец от него отказался. Если у Майкла и были надежды, что отсутствие отца лишь досадное недоразумение, то после встречи – они полностью развеялись. После встречи, Майкл понял, что это он досадное недоразумение для своего отца. Ситуация, в которой отец боится даже просто смотреть на своего ребенка, которая для ребенка читается однозначно, что он недостоин любви отца и он слишком плохой для него, когда по факту, тот кто не справился – это как раз отец.

После ухода из приюта и встречи с отцом, жизнь в собственной квартире кажется тем самым желанным раем, в котором нет проблем. Это как ребенок мечтает быть взрослым, потому что тогда он сможет претендовать на те же права, что есть и взрослого. Однако с правами приходит и ответственность, со свободой приходят и ограничения. У ребенка нет знания о том, с чем сталкивается взрослые. В приюте «тепличные условия», когда Майкл находился среди равных себе. Во внешнем мире колясочник оказывается либо в моменте жалости окружающих, либо брезгливости, либо обузы. Возникает дилемма, насколько инвалид с церебральным параличом может рассчитывать на любовь обычной девушки. Как звучит фраза в фильме по отношению к Майклу – ты калека и не заслуживаешь любви. Когда Майкл влюбляется и для него хорошее отношение становится равным любви.

Интересно, что самым громким героем фильма является Рори. Его всегда громко слышно. В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя в своей книге «О смерти и умирании», которые соответствуют нормальным чувствам человека, когда они имеют дело с изменениями, как в личной жизни, так и на работе. Пять стадий горя, о которых писала Кюблер-Росс: Отрицание, Злость, Торг, Депрессия, Принятие. Когда Рори прибыл в приют, судя по всему он был на стадии злости. Он испытывал внутри огромное количество энергии и ему было сложно справиться с ней. При этом, по факту что у него было – это его голос – то, с помощью чего ребенок учится управлять миром вокруг, а потом собой. И в случае с Рори, было достаточно в буквальном смысле закрыть ему рот, чтобы справиться с ним. При этом, фигурой, с которой произошла самая мощная трансформация, на мой взгляд – это Майкл. При встрече с Рори, он был буквально младенцем в утробе своей матери. Рори помог ему родиться и стал проводником во внешний мир. Майкл буквально вывалился во взрослый мир.

Итогом фильма становится смерть Рори, когда внешний объект становится интроецированным внутренним объектом, который сохраняется с ребенком на всю жизнь. Голос снаружи, становится голосом внутри. Майкл помог Рори справиться со своей злостью и принять свою смерть. Рори помог Майклу повзрослеть и обрести себя.