2,8K подписчиков

И ВНОВЬ «ФРАНЧЕСКА»!

В концертном зале «Зарядье» прозвучала опера Сергея Рахманинова, став заметным событием Второго московского летнего фестиваля, одноименного залу

В концертном зале «Зарядье» прозвучала опера Сергея Рахманинова, став заметным событием Второго московского летнего фестиваля, одноименного залу В прошлом году музыка Рахманинова звучала в «Зарядье»

В прошлом году музыка Рахманинова звучала в «Зарядье» постоянно – и на фестивале, и вне его рамок, что и понятно: страна отмечала 150-летие со дня рождения композитора, – однако оперы тогда представили не все. В этом смысле «Зарядье» перещеголяла «Новая опера», предложив полную антологию оперного Рахманинова. Впрочем, сделать это было не сложно: как известно, роман композитора с жанром не задался – несмотря на его очевидно вокальное мышление и выдающийся мелодический дар, щедро проявившиеся в романсах и кантатно-ораториальном жанре.

Первую оперу композитора, «Алеко», обвиняли в эпигонстве Чайковскому, следствием чего стал мучительный многолетний поиск Рахманиновым собственного оперного стиля – увы, его композитор так и не обрел. Наложился еще и негативный опыт служения в Большом – закулисные дрязги, в которых приходилось вариться главному дирижеру театра, повлияли на впечатлительную натуру Сергея Васильевича и навсегда его отвратили от оперы. Да и сама опера пошла развиваться другим путем: Рихард Штраус, а потом нововенцы, соотечественники Стравинский, Прокофьев, Шостакович повели жанр совсем другими дорогами – стиль Рахманинова казался на фоне их изысков и достижений архаичным, взглядом в прошлое, а не в будущее.

Так или иначе, но опер от композитора осталось только три с половиной (включая первый акт незавершенной «Монны Ванны»), да и те – короткие, и не очень-то сценичные, от чего и ставятся в оперных театрах достаточно редко. Самая внушительная из них – «Франческа да Римини», сценическая история которой также весьма скромна. Сегодня эта опера идет лишь в одном театре мира – на Малой сцене Новосибирского оперного. В Большом последняя постановка – 1998 года (одна из последних работ Бориса Покровского) давно исчезла из репертуара. Даже юбилейный 2023 год не подвиг отечественные театры дать новую жизнь рахманиновскому шедевру, а за рубежом оперу с таким названием и вовсе не знают: в европейских афишах иногда встречается лишь ее «тезка» вериста Риккардо Дзандонаи.

Слово шедевр – не преувеличение. «Франческа» полна достоинств. Замечательное либретто Модеста Чайковского, вдохновенная, поэтичная музыка, в которой неиссякаемый мелодизм ариозо великолепно сопряжен с пластичными речитативами и, самое главное, с выразительностью оркестровой партитуры, почти экспрессионистски плотной, живописующей то ужасы ада, то райское блаженство воспаряющих в своих мечтах любовников.

Оперные театры в прошлом году не отважились на новую постановку «Франчески», зато отважился «Зарядье»: именно им была предложена версия режиссера-цифровизатора Дмитрия Отяковского, о которой писала наша газета. Видимо, остатки этого проекта, чтобы, как говорится, «не пропадать добру», были представлены и на нынешнем фестивале, но уже без сценического решения, в чисто концертном виде. За исключением главной героини, почти все участники исполнения остались прежними: Николай Казанский (Ланчотто), Иван Гынгазов (Паоло), Хор Минина и оркестр Ивана Рудина. В небольших партиях Тени Вергилия и Данта весьма удачно дебютировали молодые певцы Георгий Синаревский и Эрнест Сулейманов: их свежие голоса справились с плотной оркестровой фактурой, прозвучав ясно и выразительно.

Титульную партию спела Альбина Шагимуратова – собственно, она и была главной звездой вечера, о чем уведомляла афиша с ее портретом. Нежный, сильный и выразительный голос идеально подходит для Франчески – гораздо больше, чем драматическое сопрано Светланы Касьян, певшей эту партию год назад: она справлялась с верхними нотами и победно пробивала оркестр, однако в голосе Шагимуратовой заключена такая нега и такое ангельское звучание, что лучшей Франчески трудно сыскать. Небесное парение на предельно верхних нотах в стиле Кабалье – фирменные приемы Шагимуратовой, и тут они уместны как никогда: полное соответствие образу возвышенной, сначала робкой, а потом расцветающей в своей любви героини.

Иван Гынгазов порадовал яркими верхними нотами и в целом превосходной вокальной формой выдающегося тенора. Но, к сожалению, несмотря на то, что солист в прошлом году пел партию наизусть и играл полноценную роль в спектакле, в этот раз он буквально не отрывался от нот, что несколько снизило градус взаимодействия между артистами. Зато превзошел себя Николай Казанский. В прошлом году его голос казался не слишком масштабным и не вполне того качества, что требуется для важнейшей роли Ланчотто, – в этот раз он полностью рассеял всяческие сомнения. Голос звучал ярко, градуированно по нюансам, великолепно по дикции и вообще по подаче слов и смыслов, артист буквально царил на протяжении всего концерта, включая труднейшую заключительную фразу про ад, когда Ланчотто внезапно возникает перед любовниками и застает их врасплох – тут нужны неимоверные ресурсы, чтобы быть услышанным, и у Казанского это тоже получилось.

На высоте вновь оказались хор и оркестр – мощь и красота рахманиновского опуса, его неистовость и одновременно утонченность были переданы коллективами под управлением Ивана Рудина высококлассно; удавался дирижеру и непростой баланс, который нужно выстроить в этом сочинении. «Франческа» прозвучала по-настоящему вдохновенно.

17 июня 2024 г., "Играем с начала"