И опять с дружеской подачи доктора философии Владимира Шнейдера продолжу небольшую серию "Легенды Артинского яруса". Сейчас из свежеизданной книги Владимира Шнейдера "ИНТРИГИ и ВЫМЫСЛЫ". Славная и очень интригующая, кстати, книга.
ГОРЯЧЕЕ ЛЕТО В АРТИНСКОМ ЗАВОДЕ
В августе 2022-го года я гостил у своего доброго друга еще со студенческих времен Александра Шатохина в его большом и довольно старинном доме постройки конца XIXго века в поселке Арти¹. Теплым вечером мы сидели с Александром, его женой Наташей и нашим общим другом Сергеем Шевалдиным на просторной открытой веранде дома с видом на городской пруд. Непринужденная беседа гладко текла под холодное пиво и коньяк. Сергей подписал мне на память недавно вышедший роман «Артинский ярус. Осень», а я в ответ презентовал ему пару книжек по философии, по-моему «Смысл текста. Некоторые философские приложения семантики возможных миров» и «Прагматическая интерпретация». Стало темнеть, Шевалдин собрался домой, Наталья ушла спать, а мы с Сашей остались на веранде - нам было, о чем поговорить, ведь мы не виделись около двадцати лет. Уже была ночь, когда Александр рассказал мне любопытную историю местных к р а е в. О с о б е н н о и н т е р е с н ым и п с и х о л о г и ч е с к и волнительным было то, что один из эпизодов событий более чем столетней давности произошел в доме, на веранде которого мы тогда сидели. Как впоследствии сказал мне Александр, часть информации ему была известна из рассказов бабушки Таисии Дмитриевны и отца Николая Кронидовича, а кое-что он почерпнул из поселковой хроники. История мне показалась весьма заслуживающей внимания и даже интригующей, и я записал повествование своего друга почти дословно.
1918-й - первый год власти Советов в Артинском заводе², в поселке неспокойно. Местные советские власти изымают излишки зерна у крестьян, на купцов и спекулянтов нала гают денежные контриб уции, расстреливают сочувствующих белому движению.
Военный комиссариат Красноуфимского уезда, выполняя декрет советского правительства, организует мобилизацию в Красную Армию мужчин 1893-1897 годов рождения. В Артинском заводе этим занимается волостной р е в о л ю ц и о н н ы й к о м и т е т . 1 7 и ю л я 1 9 1 8 г о д а мобилизованные были собраны у дома бывшего управителя завода.
Стояла июльская жара. Сотни новобранцев томились в ожидании команд, а начальство почему-то медлило. Провожающие расползлись по строю, передавали мобилизованным водку, самогон и закуску. Будущие солдаты расположились кто на поляне, кто на бревнах. И вдруг где-то в саду раздаются многочисленные выстрелы. Новобранцы кидаются врассыпную, многие по домам. Дело в том, что местные белые партизаны взломали склад оружия и разоружили малочисленную группу красноармейцев.
Арестованных советских активистов оказалось около сотни: красноармейцы, большевики, служащие, рабочие. Задержанных загнали в подвал воскресной школы. На 26 -е и ю л я б ы л а н а з н а ч е н а о т п р а в к а п е р в о й г р у п п ы интернированных в город Михайловск — на суд белочехов. Арестованных попарно заковали в наручники, поставили тринадцать пар в затылок и через наручники протянули толстую проволоку. Колонну отправили рано утром в сопровождении верховых солдат под предводительством кустаря Фенича. Подгоняемые конвойными пленники миновали плотину, прошли мимо окраинных домишек, вступили в лес. Как потом оказалось, ключи от наручников вообще остались в поселке. До Михайловска колонна так и не дошла. На тринадцатой версте Михайловской дороги арестованных остановили. Фенич, сына которого незадолго до этого расстреляли большевики, первым начал расправу. Кололи связанных пиками, били прикладами, рубили шашками. Некоторые конвойные, едва началась расправа, убежали в лес, чтобы не видеть мучений своих же мужиков. Оставив зарубленных в лесу, конвой возвратился в Артинский завод. К вечеру, не смея отказать мольбам родственников, руководители переворота отправили за казненными подводы. Попарно скованных, изуродованных до неузнаваемости, их привезли на телегах. Послали наконец за ключами. Трупы сложили в сарае у кладбища.
На следующий день решили отправить в Михайловск вторую группу арестованных, но, к своему удивлению, обнаружили, что узники заперлись в подвале изнутри, двери в подвал были сделаны на совесть – ни таран, ни винтовочные выстрелы не помогли.
Тем временем красные наступают и отряду белого сопротивления поручика Рычагова от командующего чехословацкими войсками полковника Войцеховского дан приказ отступать, забрав с собой металл и казну Артинского предприятия.
Отступление намечено на утро следующего дня, но за ночь рабочие сорвали отгрузку металла, напоив самогоном в хлам всех возчиков и охранников, так как понимали, что без металла они просто останутся без работы.
Вывоз казны завода обязали провести казначея завода К р о н и д а Ш а т о х и н а , к о т о р о м у б ы л о п р и к а з а н о сопровождать казну лично. Его жена Таисия Дмитриевна вспоминала, что накануне отъезда во двор их дома загнали груженую ящиками подводу. По ее словам, уже под вечер муж сорвал со стены два старинных и дорогих гобелена, что вызвало у нее взрыв негодования, и вышел с ними во двор. Когда Таисия Дмитриевна через некоторое время вышла из дома, то увидела Кронида, перекладывающего содержимое двух открытых ящиков в расстеленные на земле гобелены. Рядом с подводой стояла воткнутая в землю штыковая лопата, а на поверхности разложенной ткани лежали россыпи золотых и серебряных монет. Кронид так посмотрел на Таисию, что она предпочла за лучшее тут же ретироваться в дом. Часа через два Кронид Шатохин зашел домой, сказав, что зарыл ценности в надежном месте и в течение примерно недели вернется, а утром уехал с обозом. Прощаясь, Таисия Дмитриевна не знала, что видит мужа в последний раз.
По всей видимости Кронид Шатохин твердо решил не отдавать заводские деньги людям, не имеющим к ним никакого отношения, по сути, грабителям. Ради достижения своей цели казначей серьезно рисковал, по-видимому, наполнив пустые ящики каким-то весомым грузом. Скорее всего, он планировал совсем в недалеком будущем сбежать, но сейчас ему было нужно, чтобы обоз с белыми поскорее ушел из родного поселка. Устроить побег Крониду Шатохину так и не удалось, судьба распорядилась иначе. В день отъезда он сильно простудился, а по прибытии обоза в Михайловск вообще слег и умер скорее всего от воспаления легких. О печальной кончине своего мужа Таисия Дмитриевна узнала только спустя немалое время. Место захоронения Кронида Никитича Шатохина не известно до сих пор.
Буквально в день отступления из Артинского завода белых подразделений отряды красноармейцев под командованием Трифона Шевалдина подошли к поселку. Между ними и оставшимися для прикрытия отхода основных сил белыми завязалась продолжительная артиллерийская дуэль. Схватка завершается победой красных, а Трифон Иванович освобождает из подвала воскресной школы своего друга Алексея Ершова и других большевистских активистов.
Шевалдин и Ершов впоследствии будут конвоировать золото Колчака, а вот золото Артинского завода до сих пор так никто и не нашел, Кронид Шатохин унес эту тайну в могилу.
1. Арти - поселок городского типа в Свердловской области.
2. В те времена нынешний поселок Арти назывался «Артинский завод».