Мы знаем имена многих советским пилотов - покорителей неба. На слуху у каждого фамилии Чкалова, Гризодубовой, Водопьянова и т.д.
Однако многие из пионеров - героев неба так и остались беззвестными, несмотря на свой героизм, риск и значимость их достижений для страны.Так, например, произошло и в случае с нашими героями.
В мае 1924 г. афганское правительство запросило у Великобритании 6 самолетов (2 истребителя и 4 бомбардировщика), причем требовались они немедленно — в течение 10–15 дней. Затем афганцы снизили количество требуемых самолетов до четырех. Британцы согласились поставить 2 машины. 22 августа два самолета (оба — Bristol Fighter F.2B), управляемые британскими летчиками, прибыли в Кабул.
СССР не остался в стороне. 21 августа 1924 г. Политбюро постановило ускорить передачу самолетов Аманулле-хану, а также послать пилотов и механиков для имеющихся в Афганистане самолетов. По порядку, определенному, начальником ВВС РККА А. П. Розенгольцем, самолеты должны были быть перегнаны своим ходом по воздуху, а вооружение, боеприпасы и запчасти — караванным путем.
В 1924 году шесть самолетов с летчиками Межерауп (командир группы), Гараниным, Арватовым, Гоппэ, Якобсоном и Залевским, достигли Кабула. В группу также входили техники Воинский, Лисицкий, Старооскольцев, Синявский.
Самолеты советской постройки (4 бомбардировщика De Havilland D. H.9A и один транспортный самолет Junkers F-13) впервые преодолели хребет Гиндукуш, достигнув высоты 5,000 метров. В том же году советские летчики летали и в Тегеран.
Свой первый боевой вылет советские летчики в Афганистане совершили 5 октября того же года, разбросав листовки и сбросив бомбы в районе Зурмаха. Всего же ими было совершено 4 боевых вылета.
Именно с этого авиаперегона и началось активное сотрудничество СССР и афганского правительства в области военной авиации.
Какова же их судьба?
МЕЖЕРАУЛ Пётр Христофорович - участник Первой мировой и Гражданской войн, борьбы с басмачеством.
Именно он руководил группой советских пилотов, перегонявших самолеты по маршруту: Ташкент - Термез - Кабул (1390 км).
Погиб в авиакатастрофе 9 сентября 1931 года.
ГАРАНИН Михаил Михайлович - выпускник Варшавского суворовского кадетского корпуса и Севастопольской авиационной школы. Участник Первой мировой и Гражданской войн.
13 ноября 1942 года лётчик-испытатель 2 класса Гаранин Михаил Михайлович погибает в авиационной катастрофе на самолёте Ли-2. При посадке отказывает двигатель и Гаранин врезается в постройки аэродрома Ташкентского авиазавода.
АРВАТОВ Юрий Игнатьевич - участник Первой мировой и Гражданской войн.
В 1928 году служил в Ленинградском военном округе, где познакомился с сестрой М. Н. Тухачевского (в то время командовавшим этим округом) Елизаветой и женился на ней. Как родственник, часто общался с ним в неформальной обстановке.
Позднее работал техническим директором Общества воздушных сообщений "Дерулюфт".
После ареста М. Н. Тухачевского 22 мая 1937 года взял на воспитание его дочь Марию.
Арестован 14 июля 1937 года по обвинению в шпионаже. Приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение в тот же день. Реабилитирован 10 декабря 1956 года.
ГОППЭ Василий Васильевич - к 1938 году работал пилотом-испытателем, авиазавода №89 г. Москвы.
Был арестован 14 марта 1938 года по обвинению в шпионаже. Осужден 2 июня 1938 года к 8 годам лагерей.
Отбывал наказание в Севвостлаге, где и скончался 17 декабря 1938 года. Реабилитирован 1 ноября 1956 года.
ЗАЛЕВСКИЙ Адам Иосифович - участник Первой мировой и Гражданской войн, борьбы с басмачеством.
До 1927 года состоял лётчиком в афганской армии. С 1927 г. - в СССР.
Был арестован 8 мая 1941 года. 9 мая 1942 года он был приговорен по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации к 5 годам лагерей. Срок отбывал в Усть-Вымьском лагере. Скончался 8 сентября 1945 года.
Реабилитирован 17 сентября 1955 года.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.