Найти тему

ОНЛАЙН-КОНТРАФАКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТПЛЕЙСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В условиях внедрения цифровизации во все сферы человеческой жизни, онлайн-торговля приобретает всеобщую актуальность. За 2022 год жители РФ совершили 2,8 млрд. онлайн-заказов на сумму превышающую отметку в 5,7 трлн. руб. Наибольшей популярностью при онлайн-покупках пользовались такие товары как бытовая техника, мебель, одежда, обувь и продукты питания При растущей популярности онлайн-продаж ассортимент маркетплейсов начал пополнятся неоригинальной продукцией. В 2022 году доля неоригинальных товаров, продаваемых на маркетплейсах превысила 70%. Контрафакт чаще всего встречается среди таких категорий как детские игрушки, доля подделок там достигает 35% от общего числа всех товаров из этой группы, на втором месте одежда и обувь – 30%. Часто подделывают аксессуары для техники, доля контрафакта на интернет-площадках в этой категории товаров достигает 18%. С подделкой покупатели сталкиваются и при покупке парфюмерии и бытовой химии, общий процент контрафакта в сети интернет равен 21%. Одним из самых крупных в стране лидеров в сфере онлайн-торговли выступает маркетплейс «Вайлдберриз» (англ. Wildberries). Годовая выручка компании по итогам прошедшего года была представлена в размере 317 млрд. руб. Число заказов на рассматриваемой интернет-площадке в 2022 году составило 1,9 млрд. товаров, что на 81% превышает этот же показатель в 2021 году. Увеличился и оборот продаж, за прошедший год он достиг отметки в 1,669 трлн. руб, а это на 98% выше, чем в 2021 году. Наиболее часто покупаемыми товарами на онлайн-платформе являются: одежда, обувь, аксессуары, продукты питания и прочее. Следующими по популярности среди маркетплейсов являются Ozon, Lamoda и «Яндекс.Маркет». Преимущество рассматриваемых интернет-площадок определяется скоростью доставки до покупателей, обширным ассортиментом, наличием усовершенствованных в соответствии с желанием современных покупателей онлайн-сервисов и др.
Популярность онлайн-торговли привлекает на рынок продавцов контрафактной продукции. В качестве подделки выступают не только товары массового потребления среднего ценового сегмента, но и люксовая продукция. Дорогой контрафакт в виде одежды и обуви принес недобросовестным предпринимателям доход в виде 273 млрд. руб, продажи от подделок люксовых детских товаров составили 30 млрд. руб.. О наличии подделок на маркетплейсах свидетельствует судебная практика, опубликованная в сети интернет. К примеру, в 2020 году покупатель с иском обратился в суд о возмещении морального вреда и затраченных средств на приобретенный им на маркетплейсе «Валдберриз» неоригинальный ноутбук Apple MacBook Air 13 на сумму в размере 64 990, 00 руб. В ходе проведенной экспертизы ноутбука, экспертами были обнаружены контрафактные признаки. По результатам проведенного исследования суд вынес решение в пользу покупателя, где обязал ООО «Валдберриз» выплатить истцу денежные средства, затраченные на товар и моральную компенсацию в размере 3000 руб.. Зачастую от продажи контрафактных товаров на маркетплейсах ущерб наносится и правообладателям оригинальных товаров. Так в 2021 году ООО «Комфортплюс» - правообладатель зарегистрированного в РФ товарного знака (далее ТЗ) «CUOCAI», обратилось в суд с иском о взыскании с ООО «Вайлдберриз» 2 млн. руб. за нарушение исключительных прав. Основанием для этого стала продажа на маркетплейсе товаров, с размещенным на них товарным знаком «CUOCAI» схожим до степени смешения с уже зарегистрированным ТЗ. Суд обязал ООО «Вайлдберриз» возместить компенсацию в размере 2 млн. руб. ООО «Комфортплюс» и удалить с онлайнплатформы нарушающий интеллектуальные права правообладателя. Маркетплейсы со своей стороны предпринимают меры по борьбе с размещением на их платформах контрафактных товаров. Для этого процесс регистрации продавца на торговой площадке, обязывает его предоставить соответствующий пакет документов, который должен содержать сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, документы, свидетельствующие о согласии правообладателя на продажу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственность (далее ОИС), свидетельство на зарегистрированный ТЗ и иное. Обилие документов, подтверждающих законность использования товаров, содержащих ОИС, при регистрации продавца на маркетплейсе не исключает наличия поддельных товаров в ассортименте. Причиной этого зачастую является предоставление недостоверных или неполный сведений о своем товаре. Например, на торговой площадке «Ozon» в продаже имеется парфюм с нанесенным на него ТЗ «Moshino» аромат «TOY 2». Флакон продается в традиционной форме «медведь». Жидкость духов имеет не стандартный красный цвет, что отличается от цвета жидкости этого же аромата, на фото размещенном на официальном сайте бренда. Исходя из этого, становится ясно, что недобросовестный продавец выдает свой товар под логотипом известного аромата. Рассматриваемый пример, демонстрирует отсутствие тщательного контроля со стороны маркетплейса за размещенными на его площадке товарами. Решением рассматриваемой проблемы, связанной с появлением на торговых площадках в сети интернет контрафактной продукции, может стать появление коллектива юристов и патентных поверенных в штате сотрудников маркетплейсов, за которыми будет закреплена обязанность в проверке подлинности предоставляемых сведений о товарах. Немаловажным в данном случае может стать полный доступ к базам Роспатента. Мерой по борьбе с онлайн-продажами подделок может выступить закрепление ответственности за продавцом в случае выявления контрафактного или некачественного товара, которая будет прописана в договоре с маркетплейсом. Правообладатели могут защитить свои интеллектуальные права, которые были нарушены каким-либо маркетплейсом, посредством подачи заявления в ФАС России, правоохранительные органы или обратиться в суд с требованием об изъятии товара и возмещении компенсации. Владельцы товаров, содержащих ОИС, могут потребовать от администрации торговых площадок удаления товара, нарушающего его интеллектуальные права или самого продавца. В Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) установлено, что если нарушение исключительного права совершено несколькими лицами, то все они отвечают перед законом солидарно. С 2014 года имеется возможность привлекать к ответственности не только недобросовестных продавцов, но и сам маркетплейс. Так за нарушение интеллектуальных прав наказывается лицо, участвующее в этом процессе даже косвенно. В ходе борьбы с появлением контрафактных товаров в интернетмагазинах нелишним может стать внедрение единой и систематизированной базы данных, которая будет содержать в себе сертификаты соответствия на тот или иной товар. Необходимо законодательно закрепить в новосозданной статье ГК РФ обязанность продавца по предоставлению всей необходимой документации в ходе регистрации на маркетплейсе, с открытым доступом для всех покупателей в режиме реального времени. Ответственность за реализацию неоригинальной продукции на торговых площадках следует закрепить законодательно и за маркетплейсами, в целях стимулирования владельцев интернет-магазинов к проведению более тщательного отбора продавцов. Примером может стать тактика зарубежных стран. Китай с 2019 года обязует все интернет-магазины предоставлять сведения об обнаруженном контрафакте и изымать неоригинальную продукцию, в противном случае онлайн-ретейлерам выписывается штраф, варьирующийся от 7 тыс. долл. до 72 тыс. долл., сумма может достигать 288 тыс. долл., если контрафактный товар несет потенциальную опасность для покупателей. Такой же политике придерживаются и Соединенные Штаты Америки. Там владельцы маркетплейсов несут ответственность в виде штрафов за размещение и реализацию контрафактных товаров, которые могут нанести вред жизни и здоровью покупателей. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что продажи в сети интернет пользуются большой популярностью в современном мире. Преимущества маркетплейсов обусловлены не только выгодой продавцов, но и самих покупателей. Приобретать товары в интернете – быстро и удобно, однако не всегда качественно. Оборот контрафакта только за 2022 год в сети интернет бьёт все рекорды. Закрыть каналы сбыта поддельных товаров можно посредством вовлечения в защиту интеллектуальных прав не только владельцев, товаров содержащих ОИС, и государства, но и самих маркетплейсов.