Страшная ошибка священника
Есть вопросы, на которые ни один священник не имеет возможности ответить. И среди них - почему болеют, страдают и умирают дети...
Когда на исповеди к тебе подходит человек с таким вопросом (и это не просто отвлечённый вопрос - речь идёт о реальном ребенке), ты видишь боль и недоумение в глазах матери или отца и понимаешь, что любые твои слова будут ложью... Это самые тяжёлые моменты в жизни священника.
Я всегда понимал свою задачу на исповеди, как необходимость примирить человека с Богом.
Если есть на совести человека какой-то грех, тяжесть которого он до конца не осознаёт, то попытаться вызвать раскаяние. Если человек "предъявляет счёт" Богу - как бы абсурдно это ни звучало, - то найти слова, которые снимут тяжесть с его души, дадут ему возможность "оправдать" Бога и подойти к причастию с лёгким сердцем.
На мой взгляд, самая страшная (и откровенно антихристианская) ошибка, которую может сделать священник в такой ситуации - это возложить вину на самого человека. "Твой ребёнок страдает за твои грехи". Часто именно такой ответ получает человек, который имеет неосторожность прийти с этой болью к священнику.
Когда нет простых ответов
Однако такой ответ чаще всего не свидетельствует о какой-то особой духовной чёрствости батюшки. Это, скорее, защитная реакция, когда нужно ответить, но нет смелости или ума признаться, что ты не знаешь ответа на вопрос "за что?"
Но в Евангелии Христос напрямую отвергает возможность таких простых ответов. "Кто согрешил? - спрашивают Его апостолы, - сам человек или его родители, что родился слепым?" - "Не согрешил ни он, ни родители его, - отвечает Христос, - но это для того, чтобы на нём явились дела Божии".
Есть ли прямой ответ в этих словах? Нет. Потому что вместо ответа на вопрос "за что?" Христос даёт ответ на вопрос "для чего?"
В Евангелии мы застаём лишь счастливый конец этой истории. А теперь представим, как в течение нескольких десятилетий люди живут со своим горем...
Взглянуть на Отца, Который мучился
Мы не всегда осознаём, насколько великий подвиг быть христианином. Легко жить в мире, полном боли и страдания, когда эта боль не касается тебя самого. Тогда можно самодовольно говорить о чужих грехах.
Но рано или поздно наступает день, когда страдание и боль приходят и в твою жизнь... Ты каешься, но это ничего не меняет. Ты впадаешь в отчаяние, но и это не приносит перемен. Ты теряешь веру в Бога, но разве легче жить в мире, которым правит слепой случай?
И это, действительно, великий подвиг - из глубины отчаяния взглянуть на Бога, увидеть в Нём не Пантократора, перед Которым "трепещут небо и земля", а Отца, Который мучился, пока на кресте в страшных страданиях умирал Его Сын. Увидеть отчаяние Человека, крикнувшего: "Почему Ты Меня оставил?"
Но за этим страданием и отчаянием увидеть и радость Воскресения. Увидеть и поверить. И в этой пасхальной радости обрести надежду.