"Вместо ответа на вопрос "за что?" Христос даёт ответ на вопрос "для чего?" Из записей священника Иоанна Бурдина

Священник Иоанн Бурдин
Священник Иоанн Бурдин

Страшная ошибка священника

Есть вопросы, на которые ни один священник не имеет возможности ответить. И среди них - почему болеют, страдают и умирают дети...
Когда на исповеди к тебе подходит человек с таким вопросом (и это не просто отвлечённый вопрос - речь идёт о реальном ребенке), ты видишь боль и недоумение в глазах матери или отца и понимаешь, что любые твои слова будут ложью... Это самые тяжёлые моменты в жизни священника.
Я всегда понимал свою задачу на исповеди, как необходимость примирить человека с Богом.
Если есть на совести человека какой-то грех, тяжесть которого он до конца не осознаёт, то попытаться вызвать раскаяние. Если человек "предъявляет счёт" Богу - как бы абсурдно это ни звучало, - то найти слова, которые снимут тяжесть с его души, дадут ему возможность "оправдать" Бога и подойти к причастию с лёгким сердцем.
На мой взгляд, самая страшная (и откровенно антихристианская) ошибка, которую может сделать священник в такой ситуации - это возложить вину на самого человека. "Твой ребёнок страдает за твои грехи". Часто именно такой ответ получает человек, который имеет неосторожность прийти с этой болью к священнику.

Когда нет простых ответов

Однако такой ответ чаще всего не свидетельствует о какой-то особой духовной чёрствости батюшки. Это, скорее, защитная реакция, когда нужно ответить, но нет смелости или ума признаться, что ты не знаешь ответа на вопрос "за что?"
Но в Евангелии Христос напрямую отвергает возможность таких простых ответов. "Кто согрешил? - спрашивают Его апостолы, - сам человек или его родители, что родился слепым?" - "Не согрешил ни он, ни родители его, - отвечает Христос, - но это для того, чтобы на нём явились дела Божии".
Есть ли прямой ответ в этих словах? Нет. Потому что вместо ответа на вопрос "за что?" Христос даёт ответ на вопрос "для чего?"
В Евангелии мы застаём лишь счастливый конец этой истории. А теперь представим, как в течение нескольких десятилетий люди живут со своим горем...

Взглянуть на Отца, Который мучился

Мы не всегда осознаём, насколько великий подвиг быть христианином. Легко жить в мире, полном боли и страдания, когда эта боль не касается тебя самого. Тогда можно самодовольно говорить о чужих грехах.
Но рано или поздно наступает день, когда страдание и боль приходят и в твою жизнь... Ты каешься, но это ничего не меняет. Ты впадаешь в отчаяние, но и это не приносит перемен. Ты теряешь веру в Бога, но разве легче жить в мире, которым правит слепой случай?
И это, действительно, великий подвиг - из глубины отчаяния взглянуть на Бога, увидеть в Нём не Пантократора, перед Которым "трепещут небо и земля", а Отца, Который мучился, пока на кресте в страшных страданиях умирал Его Сын. Увидеть отчаяние Человека, крикнувшего: "Почему Ты Меня оставил?"
Но за этим страданием и отчаянием увидеть и радость Воскресения. Увидеть и поверить. И в этой пасхальной радости обрести надежду.