Найти в Дзене
Полонез Огинского

Поляк, основавший Новосибирск

Точнее говоря, герой этой статьи был не единственным основателем Новосибирска, а лишь одним из многих. Своим местоположением город обязан железнодорожному мосту через Обь. Вокруг моста возник посёлок, развившийся в огромный мегаполис. И людей, повлиявших на то, что город был основан именно на этом месте, много — от императора Александра III, подписавшего указ о строительстве Транссибирской магистрали, до инженера Александра Станиславовича Конопчинского, обосновавшего перенос места строительства моста на пару сотен саженей. Конопчинский, кстати, тоже был поляком. Во времена СССР единственным основателем Новосибирска считался Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Несмотря на то, что это был дворянин и помещик, для советской власти он был удобной фигурой, так как поддерживал и вроде бы даже спонсировал РСДРП. Гарин-Михайловский действительно участвовал в определении места будущего моста, был начальником изыскательской партии №6, исследовавшей берега Оби вниз по течению, ближе к Томску. Н

Точнее говоря, герой этой статьи был не единственным основателем Новосибирска, а лишь одним из многих. Своим местоположением город обязан железнодорожному мосту через Обь. Вокруг моста возник посёлок, развившийся в огромный мегаполис. И людей, повлиявших на то, что город был основан именно на этом месте, много — от императора Александра III, подписавшего указ о строительстве Транссибирской магистрали, до инженера Александра Станиславовича Конопчинского, обосновавшего перенос места строительства моста на пару сотен саженей. Конопчинский, кстати, тоже был поляком.

Во времена СССР единственным основателем Новосибирска считался Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Несмотря на то, что это был дворянин и помещик, для советской власти он был удобной фигурой, так как поддерживал и вроде бы даже спонсировал РСДРП. Гарин-Михайловский действительно участвовал в определении места будущего моста, был начальником изыскательской партии №6, исследовавшей берега Оби вниз по течению, ближе к Томску. Но место перехода через Обь было выбрано другое, то, которое предложил инженер Викентий Роецкий. Он и будет героем этого рассказа.

Викентий Иванович Роецкий родился в Новосёлках Хорощанской волости Белостокского уезда Гродненской губернии 1 февраля 1861 года. Сейчас эти Новосёлки — часть города Хорощ, что в Люблинском воеводстве Польши. В царское время в Новосёлках находился питомник плодовых деревьев и кустарников и пивоварня. Отца Викентия Роецкого звали Ян, что соответствует русскому имени Иван, потому по-русски отчество Викентия писалось Иванович. В списке прихожан Хорощанского костёла за 1863 год значится работник пивоварни Ян Роецкий из Новосёлок, это и есть отец Викентия.

1 сентября 1880 года 19-летний Викентий начал учёбу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Учился хорошо, в 1883 году даже получил серебряную медаль за исследования на тему теории падающих звёзд.

После окончания университета Роецкий поступил в Институт инженеров путей сообщения, который окончил в 1887 году с правом на чин коллежского секретаря. С 1 мая 1889 года Викентий Роецкий был определён на службу штатным инженером IX класса, исполняющим обязанности младшего помощника делопроизводителя технического отдела временного управления казённых железных дорог.

Ну а дальше началась его служба на строительстве Транссибирской магистрали. Работал он не в кабинетах, а "на земле": был начальником изыскательских партий, проводящих исследования местности перед прокладкой железнодорожных путей.

Летом 1891 года Викентий Роецкий был назначен начальником 5-й изыскательской партии, которая искала наиболее удобное место для строительства моста через Обь. Изыскания включали в себя исследования скальных пород, течения реки, составление профиля речного русла и так далее. По итогам работы экспедиции было определено место строительства моста, позже немного перенесённое.

Работу молодого инженера оценили по достоинству, в 1892 году Роецкому был пожалован чин титулярного советника. Позже он получит чин коллежского асессора.

15 января 1893 года Роецкий назначается начальником дистанции 1 разряда по постройке Западно-Сибирской железной дороги.

-2

Тогда же он берёт небольшой отпуск и едет в Вильну, чтобы устроить личную жизнь. 3 февраля 1893 года он женится на Дэзи Жоховской. Дэзи была дочерью участника польского восстания 1863 года. Её отец Ян Владислав Жоховский был из дворянской семьи, с отличием окончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, но после разгрома восстания был вынужден эмигрировать во Францию. Там он продолжил учиться и получил степень доктора медицины. Женился на англичанке, у них родилось трое детей. После смерти жены Жоховский с детьми вернулся на родину и решил посвятить себя служению Богу, окончил семинарию и стал ксёндзом.

К сожалению, семейное счастье инженера Роецкого продлилось недолго. Он начал болеть, несколько раз брал отпуск. Последний отпуск он получил 15 февраля 1896 года. Начальство отпустило его на четыре месяца для поправки здоровья. Жена повезла Викентия в Брест-Литовск к отцу, который служил в местном костёле. Тесть Роецкого, напомню, был доктором медицины, мог не только посоветовать лечение или докторов, к которым можно обратиться, но и обследовать больного.

Увы, довезти Роецкого не удалось, 8 марта 1896 года он умер в поезде на подъезде к Бресту. Ксёндз Ян Жоховский смог лишь отпеть своего зятя и похоронить его на католическом кладбище Бреста.

У Викентия Роецкого осталось две дочери. О судьбе младшей, которую звали Мария Тереса, ничего не известно. А вот старшая, её звали Янина Мария, окончила Женский педагогический институт в Петрограде, вернулась в Варшаву к матери и устроилась учительницей в частную женскую школу. Руководство школы и коллеги отмечали Янину как многообещающего педагога. К несчастью, девушка прожила недолго. Янина Роецкая умерла в 1918 году, ей было только 24 года. Вдова Роецкого Дэзи замуж больше не вышла, прожила долгую жизнь и умерла в 1953 году.