Найти в Дзене

ФГОС против восьмиклассников: что проходят на уроках литературы в 8 классе

Оглавление

Мы уже обсудили (порой эмоционально) состав произведений для изучения в 5, 6 и 7 классах. Не буду кривить душой. Там многое вызывает большие вопросы: логика построения, принцип отбора произведений, подход к изучению... Разумеется, эти проблемы от класса к классу никуда не деваются, но, признаться честно, изменения в программе 8 класса меня приятно порадовали. Безусловно, предела совершенству нет и быть не может, но на фоне уже оюсуждённых программа 8 класса кажется вполне себе.

Почти все эти писатели представлены в программе по литературе для 8 класса
Почти все эти писатели представлены в программе по литературе для 8 класса

Всего на литературу отводится 68 часов, т.е. 2 урока в неделю. Программа предполагает 5 часов на развитие речи (сочинения, иными словами), 2 часа внеклассного чтения, 2 часа на итоговые работы и 5 часов резерва. Помним о том, что уроки литературы могут попасть на праздничные дни (да и любые другие обстоятельства могут вызвать потерю уроков). Как правило, больше 65 занятий выходит редко.

*

Сразу же оговорю, что 8 класса у меня не было ОЧЕНЬ давно, с 2016-2017 учебного года. С тех пор я отмечаю для себя ряд значительных метаморфоз в обязательном списке чтения.

*

Пройдёмся традиционно по разделам.

Древнерусская литература

8 класс мы начинаем с 2 уроков по древнерусской литературе, на которых знакомимся с жанром жития. Читаем или "Житие Сергия Радонежского", или "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Скажу, что выбор довольно странный, конечно, потому что "Житие протопопа Аввакума" всё-таки не является в полной мере каноническим примером житийной литературы. Пожалуй, если ситуация с древнерусской литературой в предыдущих классах была хорошей, то я бы обсудила с восьмиклассниками оба текста, почитав какие-то фрагменты, сопоставить.

Литература XVIII века

На изучение этого периода отводится 3 урока. Все они посвящены комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Раньше её изучали в 9 классе. Думаю, тот факт, что сейчас ученики обращаются к ней в 8 классе, - позитивное изменение. Можно поговорить об эстетике классицизма. Сама же комедия довольно хорошо обычно воспринимается.

Литература первой половины XIX века

Главные герои 8 класса
Главные герои 8 класса

На этот раздел отведено 19 часов. Распределены они по писателям так: 8 часов - на творчество А.С. Пушкина, 5 - на М.Ю. Лермонтова, 6 - на Гоголя.

У Пушкина читаем (и учим) гражданскую лирику ("К Чаадаеву", "Анчар"), "Маленькие трагедии" (одну любую) и "Капитанскую дочку".

Среди "Маленьких трагедий" я бы выбрала пьесу "Каменный гость", наверное.

Про "Капитанскую дочку" уже ранее упоминала: очень люблю это произведение. Написала в свое время несколько научных статей о "Капитанской дочке", курсовую защищала. Считаю, что для 8 класса этот роман (или, по мнению некоторых учёных, повесть) идеально подходит.

-3

У Лермонтова читаем стихотворения "Нищий", "Я не хочу, чтоб свет узнал...", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", а потом поэму "Мцыри".

С точки зрения искусства, "Мцыри" - великолепное произведение. С точки зрения, 8 класса... Мне кажется, это что-то чуждое и не вполне понятное подросткам. Мотивы свободы - да, но культурный аспект...

-4

У Гоголя читаем "Шинель" и "Ревизора".

Знаете, когда я работала в колледже, именно пары по Гоголю вызывали у меня истерику. Связано это было с тем, что первокурсники называли эти два произведения как угодно, но только не так, как есть на самом деле. Помню, что наиболее распространёнными вариантами были "Шанель" и "Ревизорро". О чем это говорит? О том, что учителя литературы плохо работали? О том, что дети стали глупыми и зацикленными на брендах и телешоу?

Я думаю, что дело вновь в недостаточной осведомленности об историческом контакте и не совсем совпадающими с проблематикой произведений интересами. Возможно, среди подростков найдутся те, кто искренне озабочен вопросами коррупции и чинопочитания в свои 14, но все же в это время у них немного другая сфера интересов: ровесники, любовь. Играет обостренное чувство (не)справедливости, но именно в плане межличностных отношений, а не в социальном плане (это все год-полтора спустя обычно).

Но "Шинель" и "Ревизор", в общем, идут неплохо, если много работать над историко-культурным контекстом.

Литература второй половины XIX века

На этот раздел отведено всего 6 часов. Чрезвычайно мало!

Из них 2 урока посвящаем повестям И.С. Тургенева (читаем "Асю" или "Первую любовь"). Обожаю обе повести. Обе абсолютно идеально подходят по возрасту, хорошо воспринимаются.

Ещё 2 урока работаем с творчеством Ф.М. Достоевского. Выбираем между "Бедными людьми" и "Белыми ночами". Доя 8 класса я бы взяла последнее.

Завершаем раздел с повестями и рассказами Л.Н. Толстого. Раньше в 8 классе предполагалось чтение рассказа "После бала". Сейчас программа предлагает главы из "Отрочества". Думаю, это удачное решение, хотя и "После бала" - тоже прекрасное произведение для 8 класса.

-5

На этом предлагаю пока прерваться. О том, что программа по литературе приберегла для восьмиклассников из ХХ века и зарубежной классики, поговорим уже в начале июля.

*

Как Вы оцениваете перечень текстов для чтения в течение условного первого полугодия? Поменялось ли что-то со времен Вашего 8 класса? Если Ваши дети или внуки учились недавно в 8 классе, как они восприняли упомянутые тексты?

Если Вы пропустили предыдущие статьи этой серии, их можно найти здесь:

литература в школе | Дочитаем до понедельника | Дзен