Пружины играют важную роль в подвеске автомобиля, обеспечивая комфорт и безопасность во время движения. Они поглощают удары и вибрации, возникающие при проезде по неровностям, а также поддерживают вес автомобиля и обеспечивают его устойчивость.
История упругих элементов подвески началась много веков назад, когда стало очевидно, что ездить на повозках по булыжным мостовым слишком жёстко. Термин «подвеска» точно описывает конструкцию: кузов кареты или брички подвешивали на кожаных ремнях. В 1804 году ремни заменили листовыми рессорами, а ещё через сто лет на автомобилях их сменили более комфортные и технологичные витые пружины.
С тех пор конструкция упругих элементов принципиально не менялась. Подвеска совершенствовалась за счёт добавления продвинутых амортизаторов, плавающих сайлентблоков и гидравлических стабилизаторов, но витые пружины остались незаменимыми. Даже архаичные рессоры до сих пор используются на грузовиках и пикапах. Кроме того, существуют и другие решения, такие как торсионы (упругие стержни — предшественники пружин) и пневмоподушки, но большинство легковых автомобилей оснащено классической подвеской на пружинах. Рассмотрим их подробнее.
Современные пружины изготавливаются из высококачественной стали, которая проходит специальную обработку для повышения прочности и долговечности. Они имеют защитное антикоррозийное покрытие, предотвращающее коррозию и увеличивающее срок службы пружин.
Пружины как основа подвески
Пружины являются важнейшими элементами подвески, которые поддерживают автомобиль над дорогой и поглощают удары от неровностей. Замена пружин может существенно повлиять на поведение автомобиля на дороге.
Инженеры выбирают пружины в зависимости от массы и назначения автомобиля, а затем под характеристики пружин подбираются амортизаторы, которые гасят их инерцию. Даже у разных комплектаций одной и той же модели автомобиля могут быть разные пружины. Например, на дизельных моделях часто устанавливают более жёсткие и длинные пружины из-за веса двигателя. Также существуют различия в зависимости от рынка: в Северной Америке, где ценят комфорт, автомобили обычно оснащены более мягкими пружинами.
Жёсткость пружин является ключевой характеристикой, которая влияет на энергоёмкость подвески, плавность хода и управляемость автомобиля. Мнения автовладельцев о жёсткости пружин различаются: некоторые считают, что чем жёстче, тем лучше, аргументируя это точностью руля и отсутствием кренов. Другие утверждают, что жёсткие пружины снижают комфорт и управляемость на плохих дорогах. Однако обе стороны правы, и поиск оптимального баланса является сложной задачей.
Характеристики пружин можно рассчитать по их размерам, для этого существуют онлайн-калькуляторы, аналогичные калькуляторам для шин. Зная основные закономерности, можно сделать некоторые выводы даже визуально.
Линейные и прогрессивные пружины
Пружины отличаются друг от друга реакцией на нагрузку: она бывает линейной и прогрессивной. Автовладельцы часто заменяют один тип другим, чтобы улучшить работу подвески или сэкономить.
Линейные пружины — это классическая навивка с одинаковым шагом витка и постоянной жёсткостью. Они просты в изготовлении, поэтому дёшевы и наиболее распространены. Под нагрузкой такая пружина сжимается линейно: в момент полного сжатия все витки смыкаются одновременно.
Прогрессивные пружины отличаются переменной жёсткостью и нелинейным сжатием под нагрузкой благодаря разному шагу витка. Чем сильнее на такую пружину давишь, тем жёстче она становится. Под нагрузкой витки с меньшим шагом смыкаются первыми, общее число оставшихся свободных витков уменьшается, и жёсткость пружины возрастает.
Когда и как менять пружины
Обычно пружины меняют из-за их поломки или при заметном проседании машины. Но лучше не доводить ни до того, ни до другого.
Поломка прутка пружины — ситуация неприятная: автомобиль полностью обездвиживается, и до сервиса придётся ехать уже на эвакуаторе. Нередко пружины лопаются от ударных нагрузок на бездорожье, вдали от цивилизации, что ещё больше усложняет задачу.
Но пружины не ломаются просто так — кроме редких случаев заводского брака. Обычно такой поломке предшествует либо усталость металла, либо коррозия. Последнюю можно выявить заранее: если вы заметили на пружине ржавчину, не тяните с заменой! Очаг коррозии — вероятное место будущей поломки.
Поломка прутка пружины
В проседании машины тоже нет ничего хорошего, и дело не только в уменьшении клиренса и невозможности заехать на высокий бордюр. Просевшие пружины увеличивают нагрузку на другие элементы подвески и трансмиссии — амортизаторы, ступичные подшипники, ШРУСы. А в подвеске МакФерсон из-за этого даже сбиваются углы установки колёс. Слегка просевшие пружины сложно выявить невооруженным глазом. Лучше взять рулетку, замерить расстояние между центром диска и колёсной аркой и сравнить с заводским значением. Кроме того, недопустим крен на одну сторону: и слева и справа высота должна быть одинаковой. Нередко первыми «сдаются» пружины с более нагруженной стороны — водительской, особенно если бензобак расположен там же.
Каков ресурс пружин? Раньше считалось, что он равен двум ресурсам амортизаторов, т. е. пружины нужно менять не вместе с ними, а через раз. Но те времена уже в прошлом: пружины становятся всё тоньше и легче, и теперь они выходят из строя почти одновременно с амортизаторами, «отработав» 70–80 тысяч км.
Зачастую менять пружины вместе с амортизаторами экономически выгоднее — не придётся дважды оплачивать одну и ту же работу, если они смонтированы в сборе. Только не забывайте, что пружины, как и амортизаторы, меняются парами на каждой оси: одиночная замена приведёт к дисбалансу в работе подвески.
Тюнинг пружин
Замена пружин с целью тюнинга — одна из самых популярных причин для их замены. Лифт подвески, занижение, увеличение жёсткости или улучшение плавности хода — всё это поводы для смены пружин. Сегодня в продаже можно найти множество вариантов нестандартных пружин практически для всех моделей автомобилей.
Однако заниматься тюнингом следует с умом, чтобы не превратить его в «колхоз». Один из самых распространённых способов «колхозного» тюнинга — подрезание пружин, чтобы занизить подвеску или приспособить пружины от другой машины.
Важно помнить, что пружина не однородна по всей длине. На концах расположены опорные витки, которые усиливают конструкцию, обеспечивают правильное складывание пружины при работе и фиксируют её на посадочном месте. Обрезка опорного витка нарушает расчёт пружины, создаёт дополнительные напряжения металла и со временем приводит к поломке прутка. Поэтому резать пружины категорически запрещено!
Также сомнительна установка «примерно подходящих» пружин от других автомобилей. Нагрузка точно не совпадёт с расчётной, что снизит ресурс пружины, ухудшит работу подвески и повлияет на управляемость. Эксперимент может закончиться досрочно: неподходящие пружины нередко вылетают из посадочных мест в предельных режимах работы подвески (например, при вывешивании колеса), и машина падает на «брюхо».
Если вы решили заняться тюнингом, выбирайте пружины, разработанные специально для вашей машины. Не забывайте, что амортизаторы должны соответствовать пружинам не только по длине, но и по характеристикам. В хороших тюнинговых наборах пружины и амортизаторы идут одним комплектом неслучайно.
Решение от Автопродукта / Пружины Авторпродукта используют уникальную технологию от конвейерных поставщиков АВТОВАЗ и PSA, а также применяет закалённую проволоку по стандарту EN10270-2 от мировых производителей. Это обеспечивает высокую надёжность и долговечность пружин, а также их соответствие международным стандартам качества.
Гарантия совместимости
Пружины разрабатываются и тестируются для каждой конкретной марки и модели автомобиля. Это гарантирует их совместимость с другими элементами подвески и обеспечивает правильную работу всей системы.
Оптимальная производительность
Пружины успешно прошли испытания на автомобилях, в том числе в сравнении с эталонными поставщиками OEM Mubea и Sogefi. Эти испытания проводились в российских испытательных лабораториях АВТОВАЗ и ФГУП «НАМИ», а также в европейских UTAC CERAM во Франции. В ходе испытаний было подтверждено, что пружины обеспечивают оптимальную производительность подвески, что важно для комфортной и безопасной езды. Они соответствуют требованиям к собираемости пружин с деталями подвески, рулевому управлению, стабилизации курса движения, управляемости, комфорту кузова при прямолинейном движении или вибрации, параметрам шума при движении и безопасности.
Безопасность
Безопасность пружин подтверждена валидационными и дорожными испытаниями, а также соответствием нормативно-правовым требованиям, действующим в отношении безопасности автомобильных изделий. Это обеспечивает защиту пассажиров и водителя от возможных травм и повреждений.
Пружины «Автопродукт» являются надёжным и эффективным решением для обеспечения комфортной и безопасной езды. Они обладают высокой долговечностью, надёжностью и оптимальной производительностью, что делает их идеальным выбором для любого автомобиля.