13,3K подписчиков

Иерархия персонажей «Война и мир»

«Война и мир» — системный роман с очень большим количеством персонажей. Чтобы читателю было проще их запомнить и классифицировать, Л.Н. Толстой вводит особую иерархию: в самом низу стоят прожигатели жизни. Это персонажи, которые думают, что правят бессмысленным потоком жизни; их ничто не может спасти, это погибшие, пустые, убившие смысл своего существования герои. К ним относятся Курагины, Шерер, дипломат Билибин, Друбецкие, Вера, Берг и старые княжны.

«Война и мир» — системный роман с очень большим количеством персонажей. Чтобы читателю было проще их запомнить и классифицировать, Л.Н.

Немного ближе к центру вселенной Л.Н. Толстого находятся Долохов и его мать. В отличие от полных прожигателей жизни, они способны на любовь друг к другу.

Следующая категория — вожди. Если прожигатели жизни думают, что управляют потоком жизни, то вожди считают, что управляют историей. В их число входят Наполеон, Барклай, Александр I, Ростопчин, Сперанский, автрияки, Пфуль. Всем им, как Наполеону, свойственно “сияние самодовольства и счастья”. И все они — его уменьшенные копии, при том что сам Наполеон – уменьшенная копия легенды о себе как о великом полководце.

Выше вождей поставлены обычные люди — Ростовы. У них есть тяготение к правде, есть свои вожди (Марья Дмитриевна Ахросимова). Они не мыслят глубоко, не постигают истину, даже ее не ищут, но подчиняются зову сердца —  и в нем есть все, что должно быть в человеке. Это персонажи средние, но прекрасные.

На следующей ступени стоят правдоискатели — Андрей и Пьер. Они оба богаты, оба заблуждаются, восхищаясь Наполеоном; один умный, другой сердечный. При этом никакую правду они на самом деле искать не собирались, когда они ее ищут, у них ничего не выходит. Их ведет провидение, и когда приводит, получается небо Аустерлица и встреча с Каратаевым. Андрей обретает истину, но теряет жизнь; Пьер находит истину, но позже в ней разочаровывается.

Выше стоят орудия провидения — Тушин, Кутузов, Каратаев. Они знают тайну народной войны и народного мира, они мудрецы. Только у этих героев описаны глаза, потому что они, в отличие от других, видят правду.

Наташа занимает отдельную ступень — в ней сочетаются покой и созерцательность. Она единственная из всех персонажей погружена в поиск смысла и при этом деятельна.

Наконец, в самом верху стоит автор. Он и вождь, и мудрец, и активный деятель, и мыслитель. В этом смысле он и Наташа стоят над остальными – в них есть созерцание и воля, созерцание и действие.


Из лекции Александра Архангельского «“Война и мир”: сильнее, чем история»

Новая лекция писателя Александра Архангельского «Бовари, Каренина и “Гроза”» в лектории 10 июля в 19:30!

Поговорим о том, что связывает между собой три шедевра мировой литературы: романы «Госпожа Бовари», «Анна Каренина» и пьесу «Гроза».


Билеты и трансляция