Найти в Дзене
Царьград. Подмосковье

Тайна гостьи из будущего: Алиса Селезнёва как ярчайший пример жертвы гипоопеки

   Скриншот из м/ф «Тайна третьей планеты» (1981)
Скриншот из м/ф «Тайна третьей планеты» (1981)

Кумир советской молодёжи Алиса Селезнёва снова на слуху благодаря новому фантастическому фильму «Сто лет тому вперёд» режиссёра Александра Андрющенко по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва. Когда-то на девочку из будущего хотели быть похожи все школьницы, а мальчишки были в неё влюблены и завидовали возможности путешествовать в пространстве и времени. Но психологов образ Алисы скорее расстраивает.

КАРИНА РОМАНОВА

Алиса Игоревна Селезнёва - главная героиня цикла детских книг Кира Булычёва "Приключения Алисы", а также их знаменитых экранизаций - "Тайна третьей планеты", "Гостья из будущего" и др. Живущая в футуристической Москве конца XXI века героиня завоевала любовь многих поколений детей. Её именем даже назвали лужайку в Москве.

В книгах и экранизациях на первом плане всегда были приключения, космические путешествия, героические подвиги и харизматичные персонажи. За такой яркой картинкой трудно заметить тот факт, что жизнь Алисы в будущем, из которого она прилетела, вовсе не так лучезарна, как это может показаться. Вероятнее всего эта славная добрая девочка, как и многие живущие в постсоветское время дети - жертва гипоопеки.

-2

Кадр из фильма "Гостья из будущего" (1984)

Гипоопека - это вид семейного воспитания, где родители мало заботятся о ребёнке, не оказывают ему должного внимания, эмоциональной поддержки, не интересуются его жизнью, игнорируют трудности, с которыми сталкивается отпрыск. Родители не утруждают себя воспитанием, зачастую предоставляя чаду только самое необходимое: еду, одежду, крышу над головой и постель. Иными словами, ребёнок предоставлен сам себе, пока родители заняты работой, карьерными успехами, домашними делами и сами собой. Часто причиной гипоопеки также становится развод, неполная семья.

Родители Алисы постоянно в командировках, поэтому с самого раннего возраста девочка остаётся дома одна под присмотром домашнего робота. В книгах Кира Булычёва и их экранизациях о матери Алисы информации почти нет. Есть упоминание, что Кира Селезнёва, архитектор по специальности, участвовала в строительстве стадиона в Нукусе в Узбекистане и культурного центра на астероиде Паллада. С дочерью Кира общается крайне редко, хотя Алиса любит свою мать, что раскрывается в диалоге из книги "Алиса и пираты":

- Алисочка, а чей у тебя возле кровати стоит портрет? Кто эта красивая женщина?- Это моя мама, - сказала Алиса. - Я по ней скучаю и вожу с собой её фотографию.

В повести "Алиса и заколдованный король" Кира и Алиса говорят о том, что "Надо чаще встречаться", а домашний робот Поля взывает к их совести: "Чем рассуждать, поехали бы куда-нибудь вдвоём. А то скоро узнавать друг дружку не будете. Стыдно! А ещё мать и дитя".

Когда Кира берёт Алису в гости к своей подруге Бригитте в Англию, то мужа с собой не зовёт, объяснив это желанием отдохнуть "без мужчин и роботов". Об отношениях Киры с Игорем Селезнёвым почти ничего неизвестно, что наводит на мысль о том, что родители Алисы живут совершенно разными жизнями. Совместное воспитание девочки, которая в повести Булычёва "Путешествие Алисы" только закончила второй класс, представляется крайне сомнительным.

-3

Кадр из фильма "Сто лет тому вперёд" (2024)

Ребёнок, выросший в условиях гипоопеки, желая привлечь внимание родителей, часто прибегает к демонстративному вызывающему поведению, чтобы получить от взрослых хоть какую-то реакцию, даже негативную.

В комнате Алисы Селезнёвой царит беспорядок. Имея импульсивный и энергичный характер, девочка постоянно ввязывается в авантюры, часто опасные для жизни. Такое поведение можно также объяснить страхом одиночества, которое глушится яркими эмоциями от новых знакомств и приключений. Алиса хочет быть полезной взрослым и часто навязывает свою помощь, пытаясь получить одобрение с их стороны. Девочка также весьма предприимчива и полагается только на себя - потому что привыкла не ждать помощи.

Трудности, с которыми впоследствии сталкивается взрослый, воспитанный в условиях гипоопеки в детстве: зависимости (в том числе от чужого мнения), созависимость, недоверие, непонимание себя и собственных потребностей, сложности при создании собственной семьи, низкая самооценка, ложная система ценностей.

Грустная вырисовывается картина в контексте жизни одной из самых запоминающихся героинь русской литературы. Ещё грустнее от того, сколько реальных детей по всему миру повторили и повторяют судьбу Алисы Селезнёвой. Хотелось бы верить, что в "прекрасном далёко" ситуация изменится, но это больше похоже на очередную фантастику.