В 1921 году в Москве в развалинах домов и на заброшенных стройках стали находить серые мешки, внутри которых лежали тела обнаженных мужчин. Убийства были делом рук одного из самых опасных маньяков СССР Василия Комарова. Рассказываем, как ловили первого советского серийного убийцу.
СТАС СТЕПАНОВ
Чуть больше ста лет назад Московский губернский суд вынес приговор Василию Комарову - первому советскому серийному убийце, на счету которого более тридцати жертв. В течение почти трёх лет он держал в страхе жителей южной части столицы.
Первые убийства
О том, что в городе орудует жестокий убийца заговорили в начале 1921 года, когда в заброшенном доме №12 по Конному переулку нашли тела двух первых жертв - мужчины и женщины. Как выяснили судмедэксперты, погибли они удара тупым предметом по голове.
Местный дворник опознал в убитых своих сестру и брата. На допросе он рассказал, что несколько дней назад неизвестный мужчина предложил им купить несколько пудов муки. Мужчина и женщина взяли деньги и пошли на встречу с незнакомцем, после которой так и не вернулись домой.
После этого тела начали находить с пугающей регулярностью, а в 1922 году они появлялись чуть ли не каждый месяц, а то и чаще. А в мае 1923 года их обнаружили 2, 5, 7, 12, 16-го числа.
То, что это дело рук одного и того же человека, стало понятно сразу - все они были убиты одинаковым способом, связаны и упакованы в серые мешки. Больше всего тел нашли в районе Шаболовских бань, а потом их начали извлекать из Москвы-реки. Многие тела были без одежды и следователи предположили, что убийца забирал её, чтобы продать.
Следователям помогла случайность
Удалось установить личности примерно половины убитых. И во всех этих случаях неизвестный мужчина заманивал своих жертв к себе домой под предлогом продажи различных вещей и даже лошадей. Милиция искала любые зацепки, рассылала везде своих агентов, но так и не смогла напасть на след убийцы. На поиски были брошены лучшие силы. По слухам, это было сделано по личному приказу Ленина. Но результат был достигнут далеко не сразу.
В некоторых мешках криминалисты нашли зёрна овса. Отсюда был сделан вывод, что у убийцы есть лошадь. А то, что тела находили в разных местах, натолкнуло следователей на мысль, что убийца может быть извозчиком, что подтверждалось словами родственника одной из первых жертв и тем, что узлы на мешках с телами были завязаны так, как вяжет человек, знакомый с запряжкой лошадей. Но проверить их всех было сложно - на тот момент в Москве было несколько тысяч извозчиков.
Следователям помог случай - голова одной из последних жертв была завёрнута в свежую детскую пелёнку. Круг подозреваемых сразу сузился - начали искать того, у кого недавно родился ребёнок. Так следователи вышли на Василия Комарова. К тому же, убийства начались сразу после того, как он поселился в Москве. Да и извозом он занимался далеко не так, как все - когда остальные бегали в поиске клиентов, он стоял в стороне и редко кого подвозил. Но при этом деньги у Комарова водились.
18 мая 1923 года следователи нагрянули к Комарову с ордером на обыск дома, в котором якобы гнали самогон. Поэтому убийца спокойно пустил милиционеров к себе в квартиру. Подозрения стражей порядка усилились, когда они заметили несколько зажигалок и бумажников. Комаров же начал нервничать, когда понял, что следователи тщательно разглядывают пол, стараясь заметить следы крови. А когда один из них заинтересовался небольшим чуланом, маньяк бросился через окно второго этажа в сад и сбежал. Но буквально через сутки его задержали в подмосковном Никольском. Его жену тоже арестовали, как сообщницу.
После ареста выяснилось, что извозом Комаров занимался лишь для прикрытия. Он находил людей с деньгами, в основном заезжих крестьян, которые приехали купить кто муки, кто лошадь. Под различными предлогами он заманивал их к себе домой, душил и забивал молотком. После чего связывал, клал в мешок и прятал в ближайших окрестностях. А после просто сбрасывал в Москву-реку.
Имя не настоящее
На допросе и Комаров и его жена сразу признались в убийствах. Правда, женщина в них не участвовала, а всего лишь отмывала кровь с пола. А сам маньяк охотно рассказывал об убийствах, нисколько не раскаиваясь. И добровольно показал, где прятал тела. Во время одного из следственных экспериментов милиционерам еле удалось отбить его от разъярённой толпы, мечтающей линчевать маньяка.
Дело Комарова. Фото: telegram-канал Евы Меркашевой
Во время следствия выяснилось, что фамилия у убийцы не настоящая. На самом деле его звали Василий Терентьевич Петров. Родился он в Витебской губернии в 1877 году. В 1897-1901 годах служил четыре года в армии, в возрасте 28 лет женился. Потом попал на год в тюрьму за кражу двух ящиков сушёных яблок. В это время его жена умерла от холеры. Когда вышел из тюрьмы, женился второй раз. А в 1917 году вступил в ряды Красной армии. Но в 1919 попал в плен. Что с ним там происходило - неизвестно. Но неожиданно он появился в Москве уже под новым именем - Василий Иванович Комаров. И начал убивать.
Высшая мера
Следствие завершили в рекордные 11 дней. Суд шёл с 6 по 9 июня 1923 года. На заседании присутствовал эксперт-психиатр, который подтвердил вменяемость Комарова. Маньяк так и не раскаялся и даже заявил, что продолжил бы убивать, если бы его не поймали. Суд приговорил Комарова и его жену к высшей мере - расстрелу. Обжаловать решение суда маньяку не удалось. Приговор был приведён в исполнение 18 июня 1923 года.