Наверное изначально, самой большой опасностью для подводного судна (погружающегося под воду) была опасность потерять возможность всплыть и быть раздавленной толщей воды. Ну это как у самолета - опасность упасть на землю после взлета, )). Да, со временем, такая опасность все же уменьшалась, по мере развития технологий и совершенствования конструкции подводных кораблей, однако она так никуда и не делась, даже для современных подводных атомоходов. Правда, со временем увеличился этот предел, за которым гибель, однако практика дает нам немало удивительных примеров, когда все обходилось благополучно, когда лодки по разным причинам проходили эту отметку предельной глубины.
Боевые действия на море часто заставляют заходить "за грань" тех или иных возможностей, людских, технических, конструктивных - чего не сделаешь под страхом смерти. Поэтому не удивительно, что в годы Великой Отечественной войны количество случаев, когда советские подводные лодки оказывались за предельной глубиной своего погружения, значительно увеличилось. Вот только делали они это чаще отнюдь не из-за соображений скрытности от противника, а по другим причинам, часто из-за пресловутого "человеческого фактора".
Известны не мало случаев превышения предельной глубины погружения отечественными подводными лодками предвоенной постройки в 1941-1945 годах. Так в одном из выпуском журнала "Судостроения" в конце 90-х годов (№ 1/1999) представлены следующие обобщенные данные по типам советских подводных лодок.
Так для подводных лодок типа "М" были названы следующие данные: «М-35» (XII серии; Черноморский флот) - "провалилась" на 100 метров; «М-48» (VI серии; ТОФ) - 85 метров; «М- 171» (XII серии; Северный флот) - 78 метров.
При этом предельной глубиной погружения малых подводных лодок VI и XII серий являлась всего 60 метров. У «М-48» провал превысил даже расчётную глубину погружения!
Кстати, для «М-35» причиной такого "испытания" стала необходимость срочного погружения при уклонении от самолета противника, когда подводная лодка провалилась на глубину около 100 метров. Но случилось это из-за неправильных действий стажера-курсанта и только благодаря своевременному вмешательству старшины трюмных А.С.Морухова субмарина не достигла критической глубины. Причем это происшествие не помешало подводной лодке прибыть в назначенный район, где она атаковала транспорт противника.
Для подводных лодок типа "Щ" такие случаи тоже оказались не редкими, к "рекордсменам" "Судостроение" отнесло - подводную лодку «Щ-402» (Х-бис серии; КБФ) - 115 метров; «Щ-404» (Х-бис серии; КБФ) - 96 метров; «Щ-405» (Х-бис серии; КБФ) - 125 метров. Так и хочется спросить - где они на Балтике нашли такие глубины, )). Интересно, что предельная глубина погружения подводных лодок Х-бис серии составляла 90 метров (рабочая- 75 метров).
Для подводных лодок типа "С", типа "Л", типа "К" были достигнуты другие не менее значимые "пределы" (по данным "Судостроения") - подводная лодка «С-33» (IX-бис серии; Северный флот) - 127 метров; «С-102» (IX-бис серии; Северный флот) - 150 метров; «Л-202 (ХIII-38 г. серии; Северный флот) - 122 метра; «К-1» (XIV-серии; Северный флот) - 120 метров. Между тем предельная глубина погружения подводных лодок XI-бис, ХIII-38 г.; XIV серий составляла 100 метров (рабочая глубина - 80 м).
Для справки: Подводная лодка С-33 во втором походе при срочном погружении от атаки самолета из-за неисправности техники и неправильных действий экипажа подводная лодка провалилась на глубину 127 м, при этом расплескав электролит. Правда, «С-33» продолжила патрулирование, но встреч с противником не имела.
Как уже отмечалось, большинство таких происшествий было связано с ошибками членов экипажа. Например, 11 августа 1941 года серьезную проверку на прочность своего корпуса пришлось испытать "на себе" подводной лодке «Щ-405» (Х-бис серии) капитан-лейтенанта Сидоренко.
Для справки: Илья Александрович Сидоренко, в РККА с 1919 года, РККФ с 1924 года, капитан-лейтенант (с 7 декабря 1938). Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе(1932), штурманский класс Специальных курсов командного состава (1935), Военно-морская академию им. Ворошилова (1940). Служба: красноармеец, старшина роты; командир группы БЧ-1 ПЛ «Д-6» (ноябрь 1932 – март 1933), командир БЧ-1 плавбазы «Эльбрус» (март 1933 – ноябрь 1934), ПЛ «Л-4» (август 1935 – декабрь 1936), штурман 12-го дивизиона ПЛ ЧФ (декабрь 1936 – октябрь 1937). Командир ПЛ "Щ-405" (с июля 1940). Погиб в боевом походе на своей подводной лодке в результате неправильных действий экипажа и провала корабля на глубину.
При переходе из крейсерского положения в позиционное, из-за ошибок личного состава подводная лодка, внезапно получив дифферент на нос, спикировала на дно, где на глубине 125 метров ударилась о грунт. Прочный корпус «щуки», рассчитанный на предельную глубину 90 метров, погружение и удар выдержал. Но самым печальным итогом безграмотных действий стала гибель командира лодки и ещё трёх членов экипажа. Находившиеся на мостике в рубке подводной лодки, эти люди просто не успели спуститься в отсек центрального поста и, смытые водой при погружении своей лодки, погибли.
Для справки: Кроме командира корабля, так же погибли старший лейтенант Е.С.Настин, помощник командира «Щ-406», командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф.
В тот же день при возвращении в базу «Щ-405» при очередном погружении вновь провалилась по глубине до 115 метров. Из-за слабой подготовки экипажа, при попытке уйти под воду на субмарине возник дифферент, достигавший 45°, и она вновь буквально воткнулась в грунт. Но и на этот раз прочный корпус Щ-405, как мог, спасал свой неопытный экипаж. Во время этих ныряний на лодке была раздавлена средняя цистерна, пролился электролит, в отсеки поступило много воды, но каждый раз подводная лодка всплывала.
Правда от судьбы, как говорится, не уйдешь - подводная лодка Щ-405 летом 1942 года погибла на немецких минах северо-западнее острова Сескар в районе банки Нагаева,
Второй пример тоже любопытен, причем связан с лодкой известного советского подводника. 4 октября 1941 года во время своего пятого боевого похода подводная лодка Северного флота «М-172» (XII серии) под командованием капитан-лейтенанта И.И.Фисановича находилась в Баренцевом море.
В полдень 4 октября, во время дифферентовки подводной лодки, Фисанович отдал команду «Открыть клапан осушения носовой дифферентной цистерны». Этот клапан находился в первом отсеке и, согласно расчета, эту команду выполнял торпедист Немов, который на «М-172» был так же и коком. Команда открыть клапан поступила как раз в то время, когда он занимался на камбузе приготовлением обеда. Быть может, именно поэтому в своей камбузной суете он, сам того не ведая, перепутал клапана и вместо осушения, цистерна начала наоборот принимать забортную воду. Он осознал ошибку только тогда, когда «М-172» с большим дифферентом на нос устремилась на глубину.
На помощь Немову пришли трюмный Пугачев и старшина электриков Головлев, Но, прежде чем они успели продуть носовую и среднюю цистерны, «М-172» уже оказалась на запредельной для себя глубине 90 метров. Командир приказал продуть все оставшиеся цистерны и дать лодке ход полный назад. Только тогда, прекратив погружаться, «малютка» начала быстрое всплытие. Стремясь в целях скрытности, ибо вражеский берег был рядом, оставаться под водой, И.И,Фисанович, желая погасить инерцию всплытия, приказал заполнить среднюю цистерну и принять главный балласт. Этого оказалось мало, подводная лодка продолжала всплытие. Заполнили цистерну быстрого погружения, и «М-172» вновь начала погружаться. Так продолжалось несколько раз, пока, наконец, из носовой дифферентной цистерны не откачали всю воду, принятую из-за неправильно открытого клапана.
Торпедист Немов получил от командира жуткий нагоняй. А обед пришлось готовить заново, ибо, из-за большого дифферента на нос, половина содержимого всех бачков с едой оказалась на палубе. Правда, "воспитательное воздействие" на экипаж оказалось недостаточным -в апреле 1942 года в новом боевом походе «М-172» уже из-за ошибки трюмного вновь «ухнула» на глубину 90 метров. Но к счастью и на этот раз благополучно всплыла. И тут можно снова покритиковать действия экипажа, и похвалить кораблестроителей!
В данном случае металл выдержал ошибки людей.
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.,; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; Колышкин, И. В глубинах полярных морей/ И.А.Колышкин. - М.: Воениздат, 1964.- 328 с. ; Морозов, М. Советские подводные лодки во Второй мировой войне. Летопись боевых походов /М.Э.Морозов. - М.:Книжный мир, 2021.- 736 с.; Нагирняк, В. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия /В.А.Нагирняк, А.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо. 2021- 288 с.; Судостроение, № 1/1999; материалы интернета.