Найти тему
КОСМОС

История идиомы Падение в кроличью нору

Оглавление

В кроличью нору мы падаем Недавно я поймал себя на том, что часто говорю «я ушел в кроличью нору», что заставило меня задуматься, почему мы так часто используем этот термин и откуда он появился — вот вам ответ.

Первое использование фразы «падение в кроличью нору» пришло к нам благодаря великому Льюису Кэрроллу, который ввел этот термин в 1865 году в книге «Алиса в Стране чудес». В истории Алиса буквально падает в нору Белого Кролика, которая приводит её в Страну чудес. В этом случае падение в кроличью нору означало попадание в странную и абсурдную альтернативную вселенную, что многие считают намеком на психоделический опыт.

Более века термин не использовался в повседневной речи. До тех пор, пока не появился интернет. Интернет дал нам бесконечное количество вещей, чтобы удовлетворить наше любопытство до отвлечения и бесконечные способы оставаться в ловушке в этой метафорической кроличьей норе. Сегодня, когда люди говорят, что они «ушли в кроличью нору», они обычно имеют в виду, что слишком долго занимались чтением или исследованием чего-то в интернете.

Но почему именно кроличья нора? Почему не «в паутину паука» или «попался в плотину бобра»? В замечательной статье, написанной в The New Yorker, автор отмечает:

«Как метафора нашего поведения в интернете, кроличья нора имеет преимущество, которого лишены другие вымышленные порталы: она передает чувство времени, проведенного в пути. В оригинальной истории Алиса падает достаточно долго, чтобы осмотреть окружающую среду, схватить немного еды с проходящей полки, ошибочно поразмышлять о других частях света, погрузиться в мечты о кошках и почти заснуть. Звучит как наше поведение в интернете. В современном использовании “кроличьей норы” мы уже не обязательно направляемся в страну чудес. Мы просто находимся в длительном свободном падении внимания, без ясной цели и с множеством странных вещей, мелькающих мимо».

Большинство современных использований «падения в кроличью нору» можно разделить на несколько категорий:

Паралич анализа

Вы ищете что-то, например, пару джинсов, но паралич анализа берет верх, и когда интернет предоставляет так много вариантов, вы проводите следующие 3,5 часа, просматривая более 200 стилей джинсов.

Прыжок, скачок, прыжок

Вас интересует определённая тема, например, SEO, и одна статья приводит вас к другой, которая ссылается на ещё одну статью, и так далее, пока вы не проведете 6 часов, читая всё, что можно найти по этой теме.

Белка

Вы ищете конкретный факт, например, сколько видов млекопитающих существует, что приводит вас к факту, что кенгуру — это млекопитающее, что приводит вас к поиску мест, где можно найти кенгуру в Австралии, что приводит вас к исследованию лучших времен года для поездки в Австралию, что приводит вас к Airbnb для поиска недвижимости в Сиднее, и когда вы наконец поднимаете глаза, прошло уже 4 часа.

Точно не известно, когда или как термин стал популярным в пост-интернетную эпоху (если кто-то узнает, дайте мне знать!), но я бы сказал, что большинство платформ специально созданы, чтобы провоцировать поведение, как сказала бы Алиса, становиться «всё любопытнее и любопытнее», до отвлечения и потери времени. Подумайте о Twitter, Facebook, Snapchat, Instagram, TikTok, YouTube, Twitch, Google, и других. Думаю, все мы падали в одну из этих кроличьих нор как минимум несколько раз. Теперь остается только гадать, какая будет следующая кроличья нора!