В ОАЭ живет достаточно известная в интернете семейная пара, у которой имеется страничка в сети "тук-тук", где они делятся подробностями своей личной жизни и разыгрывают сценки, которые не редки для них, как для супругов.
В целом, подобный тренд довольно давно вошел в моду в арабских странах, но пара Халеда Аль-Амери и Саламы Мухаммед была достаточно удачна в коммерческом плане, а потому снискала достаточно широкий успех и далеко за пределами ОАЭ.
У пары двое детей, живут они вовсе не бедно, хотя и актерские роли, на мой взгляд, слишком плотно вошли в их жизнь. Особенно на это частенько в интервью местным радиостанциям и телевизионным программам жаловался Халед, Салама же получала от процесса куда больше удовольствия.
Накануне новости о том, что Халед взял себе вторую жену, он жаловался на то, что устал от публичности, что для него это стресс, что из-за этого стресса у него началась алопеция, причем волосы у него выпадают не только на голове, но и даже сильно поредела его аккуратно постриженная бородка.
Решение о повторной женитьбе стало неожиданностью для подписчиков этой супружеской пары вплоть до того, что множество блогеров по всему миру обратили внимание на короткое видео от Саламы, где она говорит, что ей очень трудно справиться с гневом, и она не понимает, что мужу в жизни не хватало. Но и сильно страдающей она вовсе не выглядит, разгневанной - да, расстроенной - нет.
Как не трудно догадаться, в основном, с осуждением поступка Халеда выступили именно женщины блогеры, мужчины же либо говорят об этом нейтрально, либо даже в положительном ключе. В любом случае, данное событие вновь всколыхнуло информационное пространство на тему многоженства.
Для своих читателей я напоминаю, что многоженство характерно не только для ислама, который ограничивает мужчину "владением" не более чем четырьмя женщинами одновременно, но и для самой молодой религии зародившейся в США - мормонов.
Да-да, несмотря на то, что чаще всего звание "самой молодой религии" приписывается исламу (хотя какая она молодая, если появилась в 7 веке?), в действительности в мире есть религия, которой всего 100 лет. Причем у мормонов количество жен не ограничено определенным числом, более того, именно они, в основном, обеспечивают большое семейство и живут все дружно в одном доме. Как видите, все может быть куда жестче для женщин, чем принято говорить об исламе.
На Западе принято считать, что арабские мусульманские женщины с младых ногтей усваивают тот факт, что ее будущий супруг может иметь несколько жен и смиряются с этим задолго до подобного события. В действительности это не совсем так. Тут как раз классический пример "этодругина".
Да, каждая мусульманка признает за мужчиной право на несколько жен, так как это право ему даровано Всевышним, но принять тот факт, что у нее появится официальная соперница, как правило, арабская женщина не готова.
Считается, что, в основном, многоженство принято в арабских государствах, и за его пределами мусульмане реже вступают в полигамные отношения, однако, наблюдая за арабами, я пришла к выводу, что у них институт полигамии как раз постепенно отмирает, что не скажешь о, к примеру, чеченцах.
В современных арабских странах чаще всего многоженство встречается в Египте, а, к примеру, в Тунисе оно запрещено на законодательном уровне. В странах Персидского залива многоженство чаще встречается среди шейхов/эмиров/принцев и очень богатых людей, чего они, как правило, не скрывают. К примеру, у нынешнего эмира Кувейта две супруги (у принца всего одна, одна жена была и у предыдущего эмира), у эмира Катара три супруги (публичная одна, она же его двоюродная сестра), а, вот, у принца Саудовской Аравии одна супруга, и она же его двоюродная сестра.
Самый знаменитый современный многоженец стран Персидского залива - шейх Дубая Мухаммед бен Рашид Аль-Мактум, у него было 6 жен, и именно шестая его жена - иорданская принцесса Хейя бинт Хуссейн Аль-Хашим ославила его на весь свет. Однако помимо официальных жен у шейха Дубая были и временные жены, от которых у него есть дети.
Кувейт в смысле многоженства постепенно отходит от традиций и теперь современные кувейтские мужчины предпочитают сначала развестись с предыдущей женой, а, уж, после жениться на следующей, но и здесь есть свои "герои". Причем степень их "геройства" обнажают их первые жены, которые категорически не терпят конкуренток, устраивая громкие сцены несогласия, иногда оканчивающиеся трагедиями.
Однако с учетом того, что в Кувейте примерно 40% населения исповедует ислам шиитского толка, тут вполне нередки временные браки, о которых жены вполне могут и не знать вовсе. Причем хитрые кувейтские шииты заводят себе таких временных жен чаще всего за пределами страны, к примеру, в Египте, Тунисе или Марокко.
Но и самый любвеобильный правитель жил тоже в Кувейте - шейх Джабер Аль-Ахмед Аль-Джабер Ас-Сабах, у которого было за жизнь 19 жен. После него тенденция активного многоженства среди правителей страны резко пошла на спад.
Арабские женщины делятся на тех, кто своих мужей любит и на тех, кто со своими мужьями живет, потому что так положено, или потому что он их обеспечивает всем необходимым. И, вот, что любопытно, те арабки, которые своих мужей именно любят, куда терпимее относятся к тому, что он женится еще раз (или еще 3 раза), а, вот, те, кто относится к мужу, как к ресурсу, конкуренток терпеть не желают категорически.
В Кувейте мне попалась одна такая жена, которая искренне любила своего мужа и была не против его повторной женитьбы. Но это большая редкость, в основном, как раз в арабских странах мужчина для женщины выступает в роли ресурса, в борьбе за который все методы хороши.
А что же мужчины, зачем они женятся более одного раза, неужто им жизнь недорога? Я тут поспрашивала мусульманских мужчин в нашем окружении, включая своего супруга, чем они могут руководствоваться, беря себе больше одной жены. Ответы распределились примерно следующим образом по степени популярности:
- я устал от жены и хочу разнообразия (или она больна и не может выполнять супружеские обязанности);
- я женился на первой жене, потому что мне ее навязали родители, и не люблю ее;
- меня больше не привлекает моя первая жена, но я буду продолжать ее содержать;
- я хочу иметь детей, а у нее не получается родить (сюда же пункт о рождении детей с особенностями из-за близкого родства супругов);
- я хочу иметь сыновей, а она мне рожает только дочерей (самый глупый пункт);
- она постоянно выносит мне мозг, хочу иметь официальную возможность отдыхать в другом доме (ага, чтобы мозг ему выносили уже две жены);
- мне Всевышний это позволил, и я пользуюсь своим правом.
Как видите, большинство ответов не пышут благородством и выдают исключительно жажду разнообразия отношения полов. На мой взгляд, из 7 приведенных причин уважительной является только одна (по части наличия детей, в том числе здоровых) и еще одна с натяжкой при условии, что мужчина воспользуется не только своим правом, но и обеспечит все положенные религией права своим женам.
То есть в 5 случаях из приведенных 7 с предыдущей женой лучше развестись и дать ей возможность более удачно создать свое семейное счастье, чем держать ее подле себя, нарушая ее права, данные ей религией. Но мужчин это не убеждает, им, де, "право дано".
А что же женщины, оказавшиеся в ситуации, когда их поставили перед фактом, что она больше не единственная супруга? А они, как правило, начинают делать все, чтобы развести мужа со второй женой, либо сами подают на развод, либо же начинают его доводить до белого каления, чтобы он сам развелся и выплатил ей положенный муахр.
Причем при разводе, если он состоялся, арабки также выбирают два пути - она либо через суд оставит детей с собой и будет ими манипулировать (самый глупый женский выбор из всех возможных), либо напротив, с радостью отдаст детей мужу в расчете на то, что вторая жена от такой "радости" попросту сбежит сама. Разумеется этих детей мать обязательно постарается настроить против новой жены ее бывшего мужа, и дети буду рады стараться матушке помочь выжить соперницу.
Но есть и довольно дикие случаи из разряда "так не доставайся же ты никому". В этих случаях первые жены всячески сживают со свету своих мужей, мстя им за, как они считают, предательство. Причем любопытно, но при таком жестком раскладе редко воздействию подвергаются вторые жены, чаще страдают именно мужья, посмевшие такое утворить. Чего не бывает практически никогда, так это арабские женщины не накладывают на себя руки по такой "плёвой" причине, хотя и могут этим угрожать, в том числе публично)))
Все же, как ни крути, а арабские женщины больше практичны, нежели душевны в супружестве. Их всегда больше интересует финансовая сторона вопроса, чем теоретическая измена мужа и моральные страдания из-за этого. Именно поэтому в лучшем раскладе остаются гаремы богатых шейхов, так как женам проще смириться с тем, что они не единственные, чем остаться без щедрого финансирования мужей.
Плюс хитрость с оставлением с отцом детей почти всегда срабатывает на ура, ибо арабские женщины редко охотно принимают детей мужа от предыдущего брака и на то есть веская причина. Такие дети почти всегда управляемы матерью и показывают и папе и его новой жене "кузькину мать" по полной программе, особенно если их родная мать до сих пор не устроила свою судьбу.
Отсюда и вытекает основная проблема подобных ситуаций - страдают от этого дети от первой (и/или бывшей) жены, ибо отцу они уже фактически не нужны, мать стремится устроить свою судьбу, если бывший муж не торопится отслюнявить ей приличное содержание, а вторая жена предпочтет родить в браке своих детей. Куда отправляются в этом случае дети? К родственникам на воспитание, то есть, фактически, становятся сиротами при живых отце и матери. Подобные случаи на арабском востоке вовсе не редки и весьма печальны.
Ну, а те, кто считает, что ислам категорически несправедлив к женщинам, позволяя многоженство, вспомните западный стиль жизни, когда у мужчины может быть любовница/любовницы, куда втихушку от жены таскаются деньги и дорогие подарки, а жене торжественно вручаются для стирки грязные носки с трусами. И не стоит говорить, что западные мужчины изменяют женам редко, они делают это часто, а официальный процент разводов в западных странах косвенно это подтверждает))) Проще говоря, "в каждой избушке свои погремушки".
Вопрос к мужчинам (любой религии): если бы вам это было позволено, взяли бы вы в жены более одной женщины? Вопрос к женщинам: если бы ваш муж сказал, что хочет жениться еще раз, как бы вы к этому отнеслись? Расскажите в комментариях)))