19,7K подписчиков

Детские воспоминания, страхи и немые мелодии: что смотреть на выставке «Нити» в фонде Ruarts — выбор BURO.

В Ruarts Foundation открылась выставка «Нити», которая объединила произведения 39 художников, выбравших в качестве базы для визуального языка текстиль. Увидеть масштабный проект, объявший все три этажа фонда, можно до 3 ноября, а пока на правах информационного партнера экспозиции показываем семь работ, которые запомнились больше всего (в пространстве ищите их с пометкой «Выбор BURO.»).

«В СЛОЯХ СТРАХОВ», 2024

УЛЬЯНА ЕЛКИНА

На данный момент воплощенный в уникальной технике 4-ярусный (!) торт «В слоях страхов» — самый масштабный объект в художественной практике Ульяны. Как символ, он является неотъемлемой частью торжеств: каждый год мы задуваем свечи на день рождения, обволакивая его своими желаниями и надеждами, обратная сторона которых — ожидания и страхи. Каждый ярус — визуальное воплощение таких страхов, присущих определенному возрасту: снизу вверх от детства до старости. По мере взросления цвета становятся более приглушенными, отражая внутренние конфликты и неуверенность. Последний ярус, представляющий старость, выполнен в бледных тонах: наверху остается лишь основа из белых простыней. Объект совместил в себе такие техники, как холодный батик, тафтинг, вышивка на швейной машинке, аппликация, вышивка гладью, ручное окрашивание и свободное рисование. Динамичное движение вокруг торта отражает цикличность жизни: мы постоянно движемся вперед, сталкиваясь с новыми страхами и надеждами, но также и с неизбежностью времени.

«КАК ЕЕ ЗОВУТ», 2024

АЛИСА ГОРШЕНИНА

Как рассказывает сама Алиса, визуальный образ работы является продолжением проекта «Коробка в форме сердца» — это некая метафоричная шкатулка для всего счастливого, страшного, смешного, больного, самого красивого, пережитого, чувственного, увиденного. В этой шкатулке уже много чего лежит, но в ней достаточно места, чтобы вместить еще больше. Продолжая тему пространств и емкостей для «всего чувственного», в этой работе художница сама становится коробкой для сердца. Оно открыто и уязвимо, но в то же время своды тела пытаются его обезопасить. «Когда вокруг все рушится, хочется взять самое дорогое и важное и защитить. Но как и где найти безопасное пространство? Такое место я нашла внутри себя», — поделилась Алиса.

СЕРИЯ «МЯГКАЯ МУЗЫКА I», «МЯГКАЯ МУЗЫКА II», 2023

ДМИТРИЙ ЦВЕТКОВ

Объекты были созданы специально для персональной выставки «Песенка спета», которая прошла в галерее Ruarts в 2023 году. Цветков развивает концепцию двойственного понятия отсутствия-присутствия, демонстрирующего, что невидимое вовсе не несуществующее и нематериальное. То, что музыку не слышно, — отсыл к тому, что сегодня многие проекты не реализуются, что говорить на актуальные темы невероятно сложно, а также напоминает, как важно в искусстве не только то, что видим или слышим, но и то, что чувствуем и воспринимаем на более глубоком уровне. Объекты в виде барабанов и струнных призваны сыграть немую мелодию Цветкова. Убрав основное назначение инструмента — издавать звук, — художник создает симулякры — вещи, которые на самом деле не существуют. По мнению Цветкова, «искусство никому ничего не должно, тем более быть пригодным. Цель искусства — искусство».

СЕРИЯ «ВЫБЕРИ СВОЕГО ИГРОКА», 2024

КАТЯ ИСАЕВА

История взаимодействия человека с животными живет давно и вращается вокруг определенных культурных кодов. Например, художники Средневековья и Возрождения часто изображали библейские сюжеты, где Бог-Творец создает животных. Представление о человеке по образу и подобию Божьему и животных, которых Бог «дает человеку во владычество», сформировало антропоцентрический взгляд на мир, где человек находится на вершине пищевой цепи. В свою очередь, Катя в серии текстильных работ сочетает изображения классических гравюр XVI века с текстами Борхеса, популярными песнями и мемами, объединенными размышлениями о противостоянии животных и человека и вопросом: поможет ли наделение животных магическими способностями в их в борьбе за выживание?

ЦИКЛ «СЛОВА ЖЕМЧУЖИНЫ», 2024

ПОЛИНА СЕРАФИМОВА

Раньше орнамент был посланием, в котором узор служил оберегом и ворожбой, защитой и заклинанием. Вышивку можно было прочесть. Поэзия не сочинялась, а «вплеталась» в быт. К примеру, в старинной чувашской песне есть такие строки: «Надела я рубашку белую, / Рукава, подол в письменах. / Я узор рукавов читала – / Надо идти вечером. / Узор подола прочитала – / Прийти надо рано утром». В цикле «Слова жемчужины» Полина объединяет практики: с одной стороны, обращается к коллажу, где изображение или текст собираются или пересобираются, с другой — вышитые послания хочется продекламировать, сказать громко, поэтому эти расшитые полоски ткани напоминают знамена. Белое на белом, как снег или облака, создает атмосферу тонкости, где смыслы проступают сами по себе. И всегда это лингвистическая игра. Поиск новых интерпретаций может привести к открытию новой музыки в произведениях.

СЕРИЯ «LONG TIME TOGETHER», 2024

ЛИЗА ОЛЬШАНСКАЯ

Обратили внимание на серию, которая издалека выглядит нарисованной. На самом же деле, это вышивка. Попались в эту ловушку (только рады обмануться) и узнали у художницы, что она сама думает о работах. «Есть такие вещи, с которыми невозможно расстаться. Им уже по 15–20 лет, помню, при каких обстоятельствах их покупала, объездили со мной разные страны, ночевали в гостях, переезжали из мастерской за город и обратно, были нарядными и будничными. Скучаю по ним в разлуке. Стало понятно, что мне пора их нарисовать, а рисую я вышивкой», — раскрыла тайну Лиза.

«ОКТЯБРЬСКАЯ УЛИЦА, Д. 7, КВ. 10/4», 2021

«ОКТЯБРЬСКАЯ УЛИЦА, Д. 7, КВ. 10/2», 2021

АНАСТАСИЯ ЛИТВИНОВА

Серия работ посвящена исследованию памяти через реконструкцию интерьера родного дома. «В данном проекте я исследую память о доме бабушки и дедушки в поселке Первомайском Тульской области, создавая собирательный образ интерьеров как универсальный конструктор в духе ИКЕА», — рассказывает Анастасия. Неясные образы из детства легко можно дополнить чужими: личная память легко заменяется коллективной. Поэтому техника цианотипии полностью соответствует концепции: изначально такая фотопечать использовалась для создания копий. Интерьеры, пропечатанные временем и тенью предметов, похожи на декорации театра тишины. Но если напрячься, то в этих созданных словно под копирку следах исчезновения можно найти что-то близкое каждому, дорисовать воображением любимое кресло бабушки, едва заметное шевеление тюля от ветра, солнечных зайчиков на стене от хрусталя... В той или иной степени мы все соседи по воспоминаниям.