Найти в Дзене

Нужно ли учить ребенка давать сдачи

На тему "нужно ли ребенка учить давать сдачи" множество мнений и споров. Решила с вами поделиться своим видением этого вопроса и как всегда обосновать его. Если коротко, мой ответ "да". А теперь давайте разберемся почему, как и в каких случаях. Давайте я зайду издалека, чтобы моя точка зрения была понятнее. Цель воспитания ребенка - вырастить целостную личность. Именно целостная личность будет уверенно строить свою жизнь, не ожидая пока она сама построится или кто-то придет, спасет и поможет это сделать. Что такое целостность? Это когда все черты характера, все грани личности становятся целыми, объединяются. Древний символ Вселенной это инь и янь, темное и светлое. Все вместе это сила целой Вселенной, которая и разрушает и созидает одновременно. Целостная личность может и созидать и разрушать, в зависимости от того, как этого требует ситуация. В большей части жизни личность созидает, но когда нужно себя защитить, может и разрушать, например абьюзивные отношения. Когда ребенка воспитыва

На тему "нужно ли ребенка учить давать сдачи" множество мнений и споров. Решила с вами поделиться своим видением этого вопроса и как всегда обосновать его. Если коротко, мой ответ "да". А теперь давайте разберемся почему, как и в каких случаях.

Давайте я зайду издалека, чтобы моя точка зрения была понятнее. Цель воспитания ребенка - вырастить целостную личность. Именно целостная личность будет уверенно строить свою жизнь, не ожидая пока она сама построится или кто-то придет, спасет и поможет это сделать.

Что такое целостность? Это когда все черты характера, все грани личности становятся целыми, объединяются. Древний символ Вселенной это инь и янь, темное и светлое. Все вместе это сила целой Вселенной, которая и разрушает и созидает одновременно. Целостная личность может и созидать и разрушать, в зависимости от того, как этого требует ситуация. В большей части жизни личность созидает, но когда нужно себя защитить, может и разрушать, например абьюзивные отношения.

Когда ребенка воспитывают в парадигме говорить только словами в любой ситуации, нельзя обижать других ни при каких обстоятельствах, нужно подставлять вторую, третью щеку и так далее, он растет не цельным. Ему запрещают пользоваться его второй половиной целой личности, его "темной" стороной.

В такой ситуации, ребенок мало того, что лишается по сути части своей силы, так он еще вынужден сдерживать это, скрывать от себя свою "темную" сторону. Сдерживая что-то, человек тратит на это свою энергию. Очень часто в психотерапии человеку приходится посмотреть вглубь себя, раскопать в себе то, что он в себе отрицал. Признать то, что он считал плохим, что он может быть и злым и агрессивным, но человек себе никогда этого не позволял, даже когда по идее это могло бы его защитить.

Самое интересное, что когда человек принимает в себе и агрессию, и злость, и другие, казалось бы разрушительные качества, он ими пользуется только в очень крайнем случае. Но это принятие открывает в нем часть его силы. Он становится целостным, он и инь и янь, он может быть любым. И когда у человека есть выбор каким быть, он будет выбирать добро. Да, он сможет и голову оторвать, если нужно, но имея в себе всю силу, став целостным, человеку это будет уже нужно крайне редко.

Как и когда ребенка стоит учить давать сдачи

Конечно нужно учить ребенка в первую очередь решать вопросы словами. Более того, я давала отличную технику, которая будет повышать осознанность ребенка и научит его спокойно реагировать на ерунду. Лев идет, собаки лают. Эта техника описана в этой статье: https://dzen.ru/a/ZM0qRLAcEQTdRKxC.

Но важно разграничить понятия: бить первым и давать сдачи - это разные вещи.

Вот бить первым, если тебе просто что-то не понравилось и тебе ничто не угрожает, это не хорошо. Но бывают ситуации, когда ребенка другие дети постоянно обижают или обзывают. В этом случае, нужно научить ребенка защищать себя. Он должен знать, что нужно остановить обидчика. Остановить словом и если нужно каким-то действием.

Когда ребенка учат не давать сдачи, когда ребенка ругают, за то, что он дал сдачи, то по сути его ругают за то, что он защитил себя. И ребенок запоминает, что защищать себя плохо.

Даже если меня обижают, нужно терпеть. И терпеть ребенок привыкает по жизни: его обижают на работе, ему плохо в отношениях и так далее. И ребенок не может "распаковать" свою часть силы, потому что она "темная", "плохая", так нельзя.

Вывод простой: ребенок должен знать, что он может быть любым и это хорошо. В зависимости от ситуации он может быть разным, у него нет плохих или хороших черт, сторон, они все ему нужны, как и эмоции. Он может и должен защитить себя, если это нужно. Во всем нужна гармония, перекос в любую сторону ее нарушает. Даже если это перекос только в положительную сторону и отрицание другой стороны.

Каждый конкретный случай с ребенком можно и нужно обсуждать, делая акцент на поступке, а не на ребенке. И конечно транслировать пример уверенного целостного взрослого, который также может при необходимости защитить свои личные границы, умеет быть разным, но своей внутренней опорой для него служит любовь и добро.
В моем телеграм канале есть подкасты про личные границы ребенка, какие они бывают и как их формировать. Присоединяйтесь:
https://t.me/utkinaschool