Найти тему
Дорогой Кинозритель!

Фильм "ВОР": украденный образ отца и номинация на Оскар

Оглавление

Послевоенная Россия. Пустынная холодная степь. Беременная девушка, одиноко бредущая по колее. Через мгновение у неё начнутся схватки...

Вот такой картиной открывается номинированный на Оскар фильм Павла Чухрая «Вор» 1997 года. А ещё — закадровым голосом главного героя фильма, рассказывающего о своём появлении на свет.

Уже и в этом образе видна суть не только самого героя, но и судьба детей послевоенного поколения, которых война лишила отцов или даже всей семьи. У Чухрая-сына свой взгляд на войну, но не менее глубокий , чем у Чухрая-отца: сиротство, неприкаянность, отсутствие надёжного и сильного мужского (и отцовского) плеча. И главный герой, мальчик, и его мать беззащитны и остро ощущают эту пустоту.

-2

Атмосфера фильма знакома ещё по дебютному фильму автора «Клетка для канареек» (1983 г.). Но там местом действия был наводнённый людьми и поездами вокзал — хотя это всё та же холодная степь для героев фильма.

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2993/foto/
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2993/foto/

Из «Клетки для канареек» в образный ряд «Вора» , перекочевал образ поезда. Всё того же поезда из ниоткуда в никуда. Но в «Воре» поезд, в котором едут бесприютные мать и дитя, станет судьбоносным для обоих. Здесь они повстречают того, кого так безнадёжно искали. Сильный, надёжный мужчина, молодой офицер с волчьим обаянием, представившийся Толяном (одна из лучших ролей Владимира Машкова). Наконец у беззащитных героев появилась опора в жизни, чувство защищённости. И сама атмосфера фильма приобретает какие-то светлые тона. Теперь всё пойдёт как надо: Толян, девушка по имени Катя и её шестилетний сын Санька станут настоящей офицерской семьёй.

-4

К слову, Санька не считает Толяна своим отцом. В голове у мальчика уже давно существует образ настоящего папы: солдата, героя войны, умершего ещё до рождения ребёнка.

-5

Но постепенно Толян становится Саньке как отец: он учит его быть мужчиной, защищаться, избавляет его от детских комплексов (включая Эдипов) и даёт ощущение полноценной семьи. И с улучшением отношений Толяна и мальчика, Санька забывает образ настоящего отца.

-6

Катя не может поверить своему счастью, но выясняется что Толян — профессиональный вор. И даже берёт на дело её сына, наивного Саньку. И дальше события для Кати и мальчика принимают трагический оборот.

-7

МАЛЬЧИК И ВОР

Образ Толяна в сознании мальчика нарисован очень противоречиво. С одной стороны, для Саньки он — никто, просто знакомый. С другой же стороны — он отец, новый, реальный, не ускользающий призрак, а настоящий человек, который пацана и жизни научит, и защитит, и затрещину даст за дело, и простит, когда надо.

Режиссёр говорил об образе «вора»:

Цинизма в нём нет.

Хотя я абсолютно не согласен. Очень много цинизма нужно, чтобы обманывать, насиловать, выносить последние ценности из нищих коммуналок - и делать это всё в форме советского офицера.

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/1117/foto/445514/
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/1117/foto/445514/

Но Саньку подкупило другое. Именно человеческое отношение Толяна к ребёнку помогло им сблизиться - и на радость, и на беду. Толян был собой, он не был отцом. Хотя и просил мальчика называть себя папой, он всегда был просто «Добрым Вором» (именно под таким названием фильм успешно прокатывался за границей).

-9

Чуткую детскую психику можно ненароком сломать. Мальчик уж было подумал, что действительно обрёл отца в лице Толяна. Это сыграло злую шутку с ними обоими. (Осторожно, спойлеры!)

Встретившись с Толяном через шесть лет после его ареста и гибели матери от неудачного аборта, мальчик был потрясён. Толян едва вспомнил и Саньку и его несчастную мать. Да и то как чужого пацана и очередную бабу, которая дала в поезде. И в чём же виноват Толян? Он не интересовался судьбой своей "семьи". А на следующий день Санька убивает Толяна из его же старого пистолета . Неужели сын поступил бы так со своим отцом?

-10

Санька не только отомстил за мать. Он отомстил и за отца тоже...

Мальчик поступил с Толяном как с вором, укравшим у него образ отца. Но воспоминания о воре-отце всю оставшуюся жизнь будут мучать Саньку. И будет чувство вины. И Санька выколет на себе такие же татуировки как у Толяна, и Санька ещё не раз обознается, услышав от случайного бродяги знакомую ругань или увидев на нём похожую татуировку. Так и будет мучиться.

Возможно, такова была судьба послевоенного поколения - не знать своих настоящих отцов и воспитываться на понятиях блатных зэков и преступников - проходимцев, которые не проливали кровь на войне, а носили военную форму, чтобы обманывать и грабить людей

-11

Проходят годы, мальчик не может смириться с потерей Толяна и с тем, что предал память отца. Вообще, концовку фильма пронизывает безысходное чувство вины. Главный герой словно бы исповедуется перед нами и перед собой раз за разом и так и не получает покоя.

Хотя последний эпизод фильма явно показывает, что даже очерствевший старый боевой офицер Александр, вспоминая образ Толяна, вспоминает и о светлом периоде жизни, и о счастливой матери рядом с вором, и об отце...

-12

И тогда вояка-афганец Александр становится мягче и добрее, он пускает в свой вагон раненых, женщин и детей и эвакуирует их из горячей точки. Но чувство вины всё равно остаётся... и никуда Александру не сбежать от этого.

А что если бы Катя и Толян благополучно расстались, как и собирались сделать? Мальчик уже подвергся влиянию вора, и испытывал бы к нему сыновьи чувства. Но возможно, гораздо сильнее - настолько, что и сам бы стал вором. Форточником, каким учил его быть сам Толян. Травма, связанная со смертью матери, направила беспризорника Александра по другому пути.

Лирический герой Чухрая обретает цельность от фильма к фильму. Так, в картине «Водитель для Веры»
офицер-детдомовец вроде бы нашёл семью и стал отцом. Но всё пошло прахом. Он не способен быть верным семье так как сам рос вне всякой семьи. И, в конце концов, беспризорный отец оставляет беспризорным ребёнка. А сам исчезает.

Вот так оно и с Санькой. А вор он и есть вор, хоть и добрый.

-13