Найти тему
Спортс“

Екатеринбург – столица русского стрит-арта

«Я бы обнял тебя, но я просто текст».

В субботу Winline Медиалига впервые сыграет в Екатеринбурге – полуфинал пятого сезона с участием 2Drots, «Броуков», «Титана» и Fight Nights.

Мы продолжаем раскрывать города, в которые приезжает медиафутбол, с точки зрения культуры. В прошлой серии рассказывали о том, почему Ростов – родина русского рэпа. В новой – о Екатеринбурге как о столице русского стрит-арта.

Как Екатеринбург стал столицей стрит-арта? Протест Москве, лояльность властей, художник Букашкин

Екатеринбург один из немногих городов России, где явственно ощущаешь атмосферу свободы. В последние годы молодежная культура в нем развита даже лучше, чем в Москве и Петербурге. По столице Урала раскиданы независимые культурные центры, авторские галереи, творческие мастерские и кластеры. А местная музыка и барная культура – тема для отдельных лонгридов.

Даже чисто визуально город впечатляет смелым, но в то же время удивительно сбалансированным, архитектурным ландшафтом и стилем местных жителей. Проще говоря, стереотип про город заводчан давно мертв – современный Екат ощущается городом молодых и свободных.

Это и есть главная предпосылка бума стрит-арта. Образ города, который всегда недолюбливал Москву, жил по-своему и славился либеральными нравами, вполне вписывается в эту андеграундную протестную субкультуру. В Москве и Петербурге сложно представить такое количество исписанных стен. Зато в городе регулярных восстаний и бунтов, в городе смерти монархии, в городе свердловского рок-клуба и андеграундного уральского рэпа, в городе Ельцина и Ройзмана (признан иностранным агентом) – вполне.

В других миллионниках самые впечатляющие муралы (монументальная живопись на фасадах домов) – чаще всего госзаказы. Яркие примеры – изображения футболистов на домах в Казани во время ЧМ-2018, которые зачастую были согласованы с властью.

-2

Визуально, с уличным искусством полный порядок и в Москве, и в Петербурге, и в Казани, и в Нижнем Новгороде. Но долговечно на стенах больших городов остаются чисто формалистские муралы – эстетика, без серьезного содержания. Исторически же стрит-арт – это партизанское искусство протеста и социального высказывания, которое не ограничивается муралами и граффити, а уходит в смелые перформансы и преобразование городского пространства. «Трушный» стрит-арт в Москве, Петербурге и Казани, как правило, быстро закрашивают коммунальщики. Поэтому за звание столицы уличного искусство России давно бьются два города с большими профильными фестивалями и лояльными властями – Екатеринбург и Нижний Новгород.

Первому этот статус подходит больше – то, что в столицах до сих пор считается вандализмом, в Екате еще десятки лет назад признали искусством. Тем более, с этой сферой исторически в городе дела шли не очень хорошо. В рабочем городке толком не было значительных музеев и галерей. Зато всегда хватало пассионариев из низов. Таким, например, был старик Букашкин – легенда местного андеграундного искусства.

Инженер-электрик Евгений Малахин в свободное время сочинял стихи, рисовал и устраивал перформансы под псевдонимом Б.У. Кашкин или же просто Букашкин. В 80-е он первым начал заниматься творчеством прямо на улице – в том числе рисовать на стенах домов. Некоторые арты добродушного дедули-панка сохранились до сих пор. Сегодняшние большие уличные художники из Екатеринбурга в один голос называются Букашкина прародителем местного стрит-арта. Именно он подсветил главную особенность всего уральского искусства – андеграунд на этой земле парадоксальным образом превращается в мейнстрим.

-3

Пример Букашкина оказался заразительным – в городе постоянно возникали новые независимые творческие единицы и объединения. В 90-е Екатеринбург переживал бум перформанса, а уже к 1999 году открылся ГЦСИ – Государственный центр современного искусства. В 2003-м удалось согласовать первые большой фестиваль стрит-арта – «Длинные истории». Власти получили классный проект, направленный на благоустройство городской среды, а художники – возможность реализоваться.

«Длинные истории» выросли из модных в то время сюжетных стрит-арт работ – где на стене последовательно, будто в комиксе, развивалась простая история. Проект оказался успешным и существовал до 2010 года.

-4

Два главных стрит-арт фестиваля Екатеринбурга (официальный и протестный) соперничали, перебивая граффити друг друга

Вслед за ним появился еще более масштабный фестиваль, также согласованный с администрацией города, – «Стенограффия». Именно он постепенно поменял отношение общества к стрит-арту и популяризировала его. Размашистые фестивальные муралы и преображение обшарпанных стен показали местным жителям, что город за счет уличного искусства становится ярче и красивее. Согласовывать поверхности становилось всё проще, а количество волонтеров, помогающих художникам, росло.

Большинство стрит-арт достопримечательностей и ярких муралов – наследие «Стенограффии». В рамках фестиваля популярный русский художник-каллиграфист Покрас Лампас нарисовал огромный «Супрематический крест» на площади Первой пятилетки. Арт-объект вызвал широкий общественный резонанс и критику со стороны РПЦ – закончилось уничтожением и последующим восстановлением.

-5

«Стенограффия» сыграла важную роль в популяризации и легализации стрит-арта в Екатеринбурге, но организаторы стали заложниками своего статуса – каждая работа и каждый объект был согласован с властями. Стрит-арт же зародился в совсем иной среде – нелегальной, где художник сам решал что, как, когда и где рисовать. Многие райтеры до сих пор считают, что только это и есть настоящий стрит-арт. Такие независимые авторы из Еката вскоре объединились, чтобы создать нелегальный фестиваль «Карт-Бланш» – идеологический ответ «Стенограффии».

Ключевой ценностью независимого феста стала свобода – любой художник мог рисовать что угодно и где угодно, не обсуждая ничего с организаторами. При этом любой райтер может рассчитывать на помощь и поддержку. На первый план у представителей «Карт-Бланша» выходила не визуальная эстетика, а идеи и смысловое содержание. В отличие от «Стенограффии» у этого фестиваля даже был манифест. Одна из первых работ фестиваля – надпись «Эта надпись сделана нелегально, как и другие работы на фестивале «Карт-бланш». Вскоре рядом появился ответ от «Стенограффии»: «Эта надпись сделана легально, как и другие работы на фестивале «Стенограффия».

-6

«Карт-Бланш» вернул уличное искусство на улицы, к его корням. Проект проходил без финансирования – только на личной инициативе и взаимопомощи, а деньги участники получали на аукционе, продавая свои работы. Большую часть стрит-арта стирали со стен, но все оставалось в соцсетях и в виде эскизов/трафаретов у авторов. В «Карт-Блаше» участвовало множество именитых художников: от Стаса Багса и Максима Имы до Катрин Ненашевой и Покраса Лампаса.

Даже известным художникам в рамках этого фестиваля приходилось нелегально работать ночью, маскироваться под коммунальщиков, спорить с полицией и ругаться с местными жителями. Но в этом и идея – стрит-арт всегда шел против системы, а «Карт-Бланш» стал еще одним событием, зарядившим местный стрит-арт протестными настроениями. Сегодня фестиваль в России больше не существует, а некоторые организаторы эмигрировали.

-7

В Екатеринбурге стрит-арт стал формой политического протеста

Местный стрит-арт силами многих участников «Карт-Бланша» стал важной частью культуры протеста. Еще до создания фестиваля его идейный вдохновитель Слава ПТРК устроил нашумевший перфоманс «*****, пляшем!» (в цензурной версии – «Пренебречь, вальсируем!») – 50 пар танцевало вальс на заснеженном пруду на следующей день после выборов президента. Вместе они образовывали фразу из названия перфоманса.

-8

Стрит-арт в Екатеринбурге часто становится реакцией на социально-политические события. Вспомним митинги 2019 года в защиту сквера, на месте которого планировали построить храм. Одной из частей протестной активности были флешмобы и перформансы от художников. А после успешной защиты сквера на территории и рядом с ней появилось множество граффити, запечатлевших историческое событие. Тогда же и закрепилось новое прозвище Екатеринбурга – город бесов.

-9

Еще одно граффити по итогам митингов. Хлесткое высказывание «Правда в силе?» от Славы ПТРК.

-10

Обилие фестивалей и растущее с каждым годом число участников сильно преобразило город – как визуально, так и культурно. Местные жители относятся к стрит-арту как к одной из главных фишек Екатеринбурга, активно помогая художникам на улицах и продвигая арты в соцсетях. Появление новой работы – это всегда новость, которую обсуждают в медиа. По местам с самыми знаковыми работами независимые гиды устраивают экскурсии – например, этим занимается один из главных популяризаторов стрит-арта в городе журналист Алексей Шахов. Маршруты есть на любой вкус – в Екатеринбурге обилие остросоциальных, философских и чисто декоративных артов.

Знакомимся с главными художниками Екатеринбурга: от автора патриарха-копилки до местного Бэнкси

На улицах Екатеринбурга творили и продолжают творить десятки талантливых райтеров. Но если выделять самых знаковых и тесно связанных с городом, то остается пять ключевых имен.

Тимофей Радя. Анонимный художник, которого в медиа часто называют уральским Бэнкси. Сравнение крайне поверхностное – их мало что объединяет, кроме анонимности. Хотя в стрит-арт тусовке ходят слухи, что сам Бэнкси знает и любит творчество Ради.

Тима работает в ином стиле — чаще всего он не рисует изображения, а пишет текст. Как правило, короткие афористичные фразы – нечто среднее между дзенским коаном, слоганом и красивой цитатой из статусов в ВК. К слову, реальные работы Ради быстро уходили в народ и использовались в статусах в ВК.

-11

Тима повлиял не только на уральский стрит-арт, но и на всю русскую школу уличных художников – у нас как нигде в мире любят и умеют работать с текстом на городских стенах.

Текстовое наследие Ради хранится на стенах по всей России, но особенно много артов художник оставил в родном Екатеринбурге: это и отдельные работы вроде «Что мы будем делать завтра, если сегодня некому верить?» или «Правда – жизни, обман – смерти», и полноценная поэма на крышах зданий «Превыше всего».

Увы, самую известную работу увидеть уже невозможно — культовую надпись «Я бы обнял тебя, но я просто текст» на здании пятиэтажки у ТЦ «Гринвич» в 2021 году демонтировали.

-12

Слава ПТРК. Идейный вдохновитель и один из организаторов фестиваля «Карт-Бланш».

ПТРК – главная публичная фигура уральского стрит-арта. Он аккумулировал вокруг себя талантливых художников и популяризировал субкультуру в медиа. Слава работал в разных городах и странах мира, но до 2022-го постоянно приезжал в Екатеринбург и участвовал в творческой жизни города.

Работы ПТРК чаще всего социально заряжены и сильно резонируют в обществе. Например, в 2016 году Слава переделал табличку на въезде в город с «Екатеринбург» на «Грязьбург» – выразил недовольство местных жителей по поводу того, что каждую весну и осень дороги на 75% состоят из грязи. Прозвище закрепилось, а у тогдашнего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана (признан в РФ иностранным агентом) даже случился небольшой публичный конфликт со Славой в соцсетях.

-13

Про флешмоб «Пренебречь, вальсируем!» мы рассказывали выше, но еще больше известны другие околополитические работы ПТРК. Например, знаменитый трафарет Патриарха Кирилла в виде копилки неподалеку от Храма на Крови мгновенно разлетелся по соцсетям и коллекциям. Работа возвращалась еще с четырьмя версиями, а финальной стало изображение патриарха в образе Скруджа Макдака, купающегося в золоте.

Развлекательными работами ПТРК известен не меньше – чего только стоит серия «Детство перед телевизором», которая начиналась в Екатеринбурге, но затем украсила стены многих городов России. В ней художник талантливо миксует русских и западных поп-культурных героев из детства миллениалов.

-14

Илья Мозги. Один из организаторов фестиваля «Карт-Бланш».

Как и Тима Радя, Мозги больше всего известен текстовыми граффити. Отличия не только в стиле (чаще использует трафареты, стилизует надписи, вписывает их в монохромные рисунки), но также в темах и посыле: Илья осмысляет культуру стрит-арта, а также тонко заигрывает с социально-политической повесткой. Именно Мозги – автор культовой работы, ставшей главным лозунгом фестиваля «Карт-Бланш».

-15

Его визитная карточка – строгий черный шрифт.

-16

Текстовые работы Мозги часто перфомативны. Например, культовым в среде местных художников стал трафарет #FFFFFF – на одну из стен художник нанес код, которым в веб-программировании обозначают фон. Разумеется, в дальнейшем работа эволюционировала и буквально стала фоном для других райтеров.

-17

Есть у Ильи и работа о футболе. Многие поклонники спорта восприняли ее как оскорбление, но, на самом деле художник решил поговорить о внутренней пустоте, которую многие вынуждены заполнять алкоголем, телевизором и футболом. Такие слегка провокационные диалоги с обывателями – неотъемлемая часть стиля Мозги.

-18

Владимир Абих. Мультидисциплинарный художник, который родился и провел часть творческой жизни в Екатеринбурге, а затем обосновался в Санкт-Петербурге. Абих хорошо известен в художественной среде – его пять раз номинировали на престижную премию имени Сергея Курехина, его работы в коллекциях Русского музея, MMOMA, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Нижегородского изобразительного музея. Регулярно продавая арт-объекты на аукционах и участвуя в паблик-токах, Владимир продолжает заниматься стрит-артом. Например, он тоже активно участвовал в организации фестиваля «Карт-Бланш».

Художник известен широким творческим размахом – кажется, нет дисциплины, в которой он бы себя ни попробовал. Даже в контексте улицы Абих часто импровизирует с не самым популярными форматами. Одна из ключевых его работ – вообще скульптура-автопортрет, побывавшая на стенах разных городов России.

-19

Главным в работах Владимира всегда остается глубокий философский подтекст и концептуальная идея. Сам художник часто называет свой стиль «визуальной поэзией». Она может быть автобиографической, социальной, ироничной или философской – все зависит от контекста.

Поэтичным выглядит уже один из первых проектов Владимира – в «Уличной грязи» они со Славой ПТРК делали фото-портреты бездомных. Затем художники прикрепляли фото на листы ДВП. «Рисовал» портреты буквально сам город: художники лишь оставляли трафареты на листах, а остальное делали прохожие и проезжающие автомобили.

Вокруг Абиха сложилась репутация одного из главных интеллектуалов и экспериментаторов русского стрит-арта. Один из самых известных его экспериментов в Екатеринбурге – интервенция «Тетрис». Художник спроецировал на дом видеоигру в духе тетриса, только геометрические фигуры в ней состояли из кондиционеров. Сыграть мог любой прохожий.

Здесь скрывается рассуждение о визуальном шуме города. Пройти игру было нельзя – какая-нибудь фигура всегда вставала неправильно, и фасад заполнялся уродливыми кондиционерами.

Работы Абиха всегда наполнены легкой постмодернистской иронией – чего только стоит его знаменитое нижегородское «Поле чудес».

-20

Большинство самых заметных работ художника пришлись на петербуржский период. Отыскать сегодня творческий след Абиха в Екатеринбурге сложно. Но в памяти у горожан наверняка осталась пародийная предвыборная кампания 2019 года.

-21

Работы Владимира не про долговечность, а про эмоции здесь и сейчас, диалог со зрителем. Они редко привязаны к месту, но есть и исключения. Например, в 2022-м художник трогательно обыграл свою биографию – первую часть цитаты из стихотворения Александра Вавилова он оставил в родном Екатеринбурге.

-22

А вторую — спроецировал на черногорском побережье.

-23

Одна из последних работ Абиха – важный документ эпохи.

-24

Ovs9n. Андрей Овсянкин любит говорить, что не умеет рисовать. Автор лукавит – с визуальным стилем у него полный порядок. При этом художник будто бы недооценивает свое творчество – не продает работы, не участвует в аукционах и паблик-токах. Ovs9n больше десяти лет рисует на улицах – будто бы просто потому, что любит.

Самые заметные работы художник оставил на стене дома по адресу Первомайская 1. Сначала Ovs9n установил там «Алтарь биткоину» – горожане приносили к нему конфеты, игрушки и свечи.

-25

В 2019 году на том же месте сделал работу, посвященную блокировкам сайтов и суверенному интернету. Внутри глаза с аббревиатурой WWW находится перерезанный кабель.

-26

Ovs9n любит взаимодействовать с пространством и часто предлагает прохожим поиграть с его объектами. Самый яркий пример – изображение дракона, которое скрывалось под другой работой. Вот как все выглядело изначально.

-27

А вот что скрывалось под надорванными художником листами – воплощение его любви к восточному искусству.

-28

В объектах Андрея важны детали. Он создает истории из мелочей, поэтому ради его стрит-арта стоит остановиться и немного вглядеться. Например, работа «Читай!» – библиотека пасхалок: на уральскую литературу и реалии современной России. К ней (как и к стрит-арту вообще) в Екатеринбурге относятся трепетно – перед реставрацией дома ремонтники аккуратно сняли изображение, а потом вернули на место.

-29

Вы в Екатеринбурге – с чего начать изучение стрит-арта?

Весь городской стрит-арт невозможно посмотреть за день и вряд ли получится за два полных. Сотни самобытных работ разбросаны по всему Екатеринбургу. Даже авторские экскурсии сосредоточены на центре города и включают 10-20 самых важных объектов.

Советуем целенаправленно выбирать в места, где находится сразу несколько работ. Первым делом отправляйтесь на набережную Городского пруда — прямо на ней и рядом регулярно появляются самые яркие и остросоциальные работы. Также стоит посетить расписанные вдоль и поперек Городок чекистов, Уралмаш и здание шиномонтажа на улице Розы Люксембург – эти места вполне могут заменить галереи.

В Екатеринбурге нужно внимательно смотреть под ноги. Специально для любителей стрит-арта на асфальте есть закольцованная розовая линия – это маршрут Street Art Line, пройдясь по которому вы сможете увидеть несколько ключевых работ фестиваля «Стенограффия».

Отыскать любой нужный объект можно и самостоятельное. В онлайн-картах давно есть постоянно обновляющиеся карты городского стрит-арта. Залипать в них можно бесконечно. Вот вариант от «Яндекса», а вот – от 2ГИС.

В финале посоветуем семь мастхэв-объектов, о которых еще не упоминали.

Во-первых, стоит доехать до спальника на юге города, чтобы увидеть одну из первых знаковых работ екатеринбургского стрит-арта – цистерны теплопункта превратили в банку сгущенки и банку от столь любимого Энди Уорхолом супа Campbell’s.

-30

«Супрематический крест» Покраса Лампаса вы уже, к сожалению, не увидите, но другие его работы жители Екатеринбурга бережно хранят. В целости и сохранности остается знаменитая All your walls are belong to us – правда, надпись про принадлежащие им стены можно увидеть только при ультрафиолетовом освещении.

-31

Один из символов города — серия работ Славы ПТРК «Детство перед телевизором». О ней мы уже говорили, но каждый из этих артов заслуживает отдельного внимания. Например, «Очумелые ручки» с Бивисом и Батхедом.

-32

Пожалуй, самая известная и знаковая работа русского стрит-арта находится в центре города – на крыше Уральского приборостроительного завода. Там Тимофей Радя разместил культовую череду вопросов без ответов.

-33

На стенах домов уральской столицы творят не только русские художники. Один из первых муралов, например, сделали немецкие райтеры Case и Wow123. Особенность работы в том, что её полностью рисовали руками с нуля – обычно такие большие и сложные муралы делают с помощью проектора, обводя все контуры. Большой проект с бумажным самолётиком связывает два города: запускают в Екатеринбурге, а приземляется он на высотку в Магнитогорске.

-34

Еще один любопытный мурал в исполнении иностранца находится на улице Малышева, 56а. Сербский художник Wuper Kec нарисовал мужчину, чистящего яблоко на фоне ковра. Источники вдохновения: интерьеры советских квартир и друг отца художника, который часто заходил к ним в гости и травил байки.

-35

Обязательно стоит добраться и до мурала, который обожают екатеринбуржцы. Тем более, что его контекст мощно ломает сегодняшнюю реальность – в 2014 году Юрия Гагарина с голубем мира в руках нарисовал украинский художник Андрей Пальваль.

-36

Еще в 2010-м Екатеринбург не был столицей стрит-арта. Такой его сделали сами художники, которые стали рисовать на улицах, приобщать к этому местных жителей и устраивать фестивали. Сегодня в городе можно отыскать сотни уникальных работ, а карты местного стрит-арта и книги о нем – неотъемлемая часть культурного досуга туристов. Местное уличное искусство – показательный пример того, к чему приводит инициатива увлеченных людей.

Бродить в поисках уличного искусства – один из лучших способов ощутить бойкий пульс этого молодого духом и свободного города.

Автор: Николай Кубрак

Телеграм-канал Николая Кубрака о кино

Почему Ростов – родина русского рэпа

Фото: соцсети Тимофея Ради; официальный сайт Славы ПТРК; сообщество «Казань Инструкция»