- Слышь, Валя, а твой то Сережка вчера после танцев опять Людку Григорьеву до дому провожал,- почтальонша тетя Лида перевесила тяжелую сумку с одного плеча на другое,- Как бы к свадьбе тебе не пришлось готовиться.
- Типун тебе на язык,- Валентина со злостью выплеснула воду из тазика, которая попала на кур, мирно расхаживающих по двору,- Сколько раз я говорила сыну, чтобы он не смел встречаться с Людкой. Так нет же, разве он мать то послушает,- она принялась снимать с веревке подсохшее белье.
- И чем тебе Людка не угодила?- пожала плечами тетя Лида,- Хорошая девушка, не избалованная. И видно, что в Сережку твоего очень влюблена.
- Конечно, а чего ж его не любить то?- Валентина уперла руки в бока,- Вон какого красавца я вырастила. Не в отцовскую, в мою породу пошел, у нас все были высокие и статные. А у Ваньки — от горшка два вершка.
- Зря ты про Ивана так говоришь,- покачала головой тетя Лида,- Муж у тебя хороший, работящий, ты за ним и забот не знаешь. Лишнюю копеечку где заработает, так сразу в дом несет, лишь бы тебе угодить. А ты лишний раз ему доброго слова не скажешь, не приголубишь. Вот помяни мое слово — уйдет от тебя Иван, тогда станешь плакать горькими слезами, да поздно будет.
- Да кому он нужен?- рассмеялась Валентина,- Сморчок он и есть сморчок, не знаю откуда только сила мужская у него берется.
- Тьфу на тебя,- сплюнула тетя Лида и, поправив на плече сумку и пошла дальше по улице разносить почту.
Настроение у Валентины было испорчено, она присела на скамейку и зажмурилась от яркого солнца.
- Вот ведь зараза,- произнесла Валя, имея в виду Люду,- Присосалась к Сережке, как пиявка. Ну ничего, недолго вам осталось миловаться, заберут его по осени в армию, а там неизвестно, как все сложится. Чем мне Людка не угодила?- припомнила она слова тети Лиды,- Да хотя бы тем, что она дочка моей бывшей подруги Ирки, которая увела у меня парня и вышла за него замуж.
Валентина откинулась спиной на забор и задумчиво посмотрела куда то вдаль.
С Иркой Макаровой Валя дружила с самого детства, хотя и жили на соседних улицах. Вместе бегали на поле, есть молодой горох, со своими матерями ходили в лес за грибами и ягодами, а с ребятами постарше - купаться на речку.
Первого сентября, держа друг друга за руку отправились в первый класс и сидели за одной партой до самого окончания школы. Им и парень понравился один и тот же — Леша Григорьев, который уже закончил школу и ждал повестку из военкомата.
Как то раз, на дискотеке в клубе, он пригласил бойкую Валю на медленный танец и даже пошел провожать до дома. А Ира шла позади них и отчаянно завидовала Вальке, которая громко смеялась и даже положила голову на плечо Алексея, взяв его под руку.
С тех пор дружба между подругами дала трещину. Валя больше не прибегала к Ире, чтобы сделать уроки или просто поболтать, обсуждая одноклассников.
Теперь она с нетерпением ждала вечера, когда можно будет встретиться с Алексеем.
В Валю так же был влюблен Иван Хитяев, который уже отучился в училище и вернулся в родное село и теперь работал механиком. В армию его не взяли из-за проблем со здоровьем и теперь мать уговаривала его, чтобы Иван побыстрей женился и обзавелся детьми.
- Вон, посмотри сколько вокруг девок хороших, - говорила ему мать,- Одна другой краше. Ты у меня хоть и маленького росточка, но хозяйственный, за тебя любая пойдет, да еще за счастье считать будет. Чего ты перебираешь то, так всех хороших невест расхватают и достанется тебе какая нибудь змея подколодная. Чем тебе Надька Кузьмина плоха или Ленка Махутина? Может сватов пора к одной из них засылать?
- Не нравятся они мне,- хмурился Иван, вспоминая веселую Валю, ее звонкий смех и русые волосы,- Мам, мне еще рано жениться. Моя судьба от меня никуда не денется.
В мае, когда Ира и Валентина сдавали выпускные экзамены в школе, Алексей получил повестку в армию и в его дворе родители устроили проводы. Валя хотела сесть за стол рядом с любимым, но ее место заняла мать Алексея, тетка Вера, а с другой стороны уселась его родная сестра Светка. Вале нашлось место лишь на другом конце стола рядом с Иваном Хитяевым, который был этому очень рад и ,как мог, ухаживал за ней.
Ира сидела неподалеку от Леши и смотрела, как он утешал свою мать, которая то и дело принималась плакать и слушал наставления отца и мужчин — односельчан, которые делились друг с другом своими армейскими историями.
Когда большинство мужчин уселись на лавках и закурили папиросы, а женщина принялись убирать со стола, вся молодежь, во главе с Алексеем, ушли на берег реки, прихватив с собой спиртное и закуску.
- Ты меня ждать то будешь?- Леша обнял Валю, когда они сидели рядом на бревне,- А то может замуж выскочишь за это время?
- Вот еще,- фыркнула та и еще теснее прижалась к Алексею,- Мне кроме тебя никто не нужен. Я тебе письма буду каждый день писать и ты не забывай меня.
- Не забуду,- Алексей поцеловал Валю и не видел, как за деревом стояла Ира и плакала, вытирая слезы рукой.
На улице уже совсем стемнело, от воды потянуло прохладой, а вдалеке раздавалась песня:
— Как родная меня мать провожала,
Так и вся моя родня набежала.
Ой, куда ты, паренек, ой куда ты?
Не ходил бы ты, милок, во солдаты.
На следующий день, когда Алексей прощался со всеми, прежде чем сесть в автобус, Ира тихо спросила у него:
- Можно я тоже буду писать тебе письма в армию?
- Конечно,- рассмеялся Алексей, целуя ее в щеку,- Чем больше я буду получать писем, тем легче мне будет служить.
После проводов Алексея , Валя и Ира снова сблизились и вместе готовились к выпускным экзаменам.
- И кто только придумал эти испытания?- вздохнула Валентина, откладывая в сторону учебник по химии,- Вот зачем мне знать все эти формулы воды или водорода? Никогда в жизни не пригодятся.
- Но ведь для чего то преподавали ее в школе,- тоже вздохнула Ира,- Кстати, ты решила куда будешь поступать, когда получишь аттестат?
- Не-а,- Валя заложила руки за голову,- А зачем? Вот вернется Лешка из армии, мы с ним поженимся, нарожаем деток и будем жить -поживать, да добра наживать. Ты же знаешь, какой Лешка у меня хозяйственный, я за ним буду, как за каменной стеной.
Ира поморщилась, когда Валя произнесла « у меня», но ничего подруге не сказала.
- А я пойду учиться на швею,у нас как раз в селе недавно открылось училище, в котором обучают на повара, кондитера или швею,- она задумчиво посмотрела в окно,- В город поехать не получится, у мамы нет лишних средств, чтобы помогать мне. Сама знаешь, отец у меня погиб много лет назад, а надо еще братишку на ноги поставить.
- Будешь шить семейные трусы и халаты,- усмехнулась Валя,- Тоже мне работа. Только зрение портить. Я вот хочу в нашей школе остаться, секретаршей у директрисы. Алька Никитина скоро в декрет уходит, вот место и освободится.
Но, директор школы Тамара Ивановна наотрез отказалась оформлять Валю к себе на работу.
- Ты, Митрофанова, пишешь с ошибками, опозоришь меня на весь район. Вот твою подругу Иру Макарову с удовольствием бы взяла, только ей учиться дальше нужно, очень способная девочка, жаль, что не желает поступать в институт.
Пришлось Валентине устраиваться на работу уборщицей в магазин, больше ее пока никуда не брали. Но, полы она мыла плохо, оставляя грязь по углам и вскоре перешла на работу диспетчером на автобазу, теперь выписывала путевки водителям, которые возили груз в город и в соседние районы.
От Алексея раз в неделю она получала письма, в которых он писал о своей службе, о сослуживцах, с которыми уже успел подружиться и о том, что очень скучает по своим родным и , конечно, по Вале.
Она отвечала на каждое письмо, в котором хвалилась, что на работе ее очень ценят, вокруг много мужчин, которые постоянно ей что-то дарят, то шоколадку, то коробку конфет, а один раз даже подарили флакон духов.
- Ты зачем о таком пишешь?- упрекала Ира подругу,- Алексею и так там нелегко.
- Пусть знает, какая девушка ему досталась,- Валя кокетливо передергивала плечами,- Да и поревнует немного. Для парней это полезно, чтобы не зазнавались.
Ира тоже отправляла Алексею письма, она украдкой взяла у Вали конверт с обратным адресом и два раза в неделю бегала на почту и опускала послание в синий почтовый ящик.
Она писала о своей учебе в училище, о том, что ей очень нравится там учиться, что сшила для мамы платье, а для себя модный сарафан. Сообщала последние новости, которые произошли в селе. Все ее письмо было наполнено радостью и оптимизмом, а еще в каждый конверт она вкладывала то засушенный листочек или цветочек, то небольшой рисунок, а то и стихотворение, переписанный собственный рукой из книжки.
Ира не ждала, что Алексей ответит ей и каково же было ее удивление, когда она обнаружила в почтовом ящике сероватый конверт с треугольным штемпелем.
Леша благодарил ее за теплые и добрые послания и писал, что благодаря Ириным письмам словно сам бывает в родном селе, настолько подробно и ясно описаны происходящие в нем события.
А в следующем письме он даже прислал ей свою фотографию в военной форме, которую Ира бережно хранила и, прежде чем ложиться спать, доставала ее из заветного девичьего дневника, нежно проводила рукой по глянцевой бумаге, а потом ей снились сны, в которых они с Алексеем прогуливаются за руку и весело смеются.