Найти тему
Sputnik Армения

В обход Армении: как Турция использует Палестину для перекройки торговых путей

Оглавление
CC BY 4.0 / Fars News Agency / Chabahar
CC BY 4.0 / Fars News Agency / Chabahar

Анкара ведет активную работу по переделыванию традиционных логистических маршрутов и транспортных артерий. Ухудшение отношений все большего числа стран, в том числе и ЛАГ с Израилем из-за признания Палестины фактически заморозит все возможные маршруты, которые могли быть проложены в этом направлении. Это открывает перспективы для поддерживаемых Турцией транспортных инициатив.

Война на Ближнем Востоке, ситуация вокруг Суэцкого канала (из-за действий хуситов) и кампания по признанию Палестины ставят под угрозу транспортные проекты, которые могут быть реализованы на оси Север-Юг, однако увеличивают значимость коридоров на треке Запад-Восток.

Так, палестино-израильское противостояние уже заморозило на ближайшие годы идею создания "Экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа" (IMEC).

"Ближневосточный коридор" должен был стать первой инициативой по сотрудничеству в сфере связи и транспорта с участием Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, ЕС, Франции, Италии, Германии и США. По некоторым данным, только Саудовская Аравия была готова инвестировать в мегапроект до $20 млрд.

Его цель - обеспечить бесшовную связь по маршруту Индия — ОАЭ – Израиль – Греция, подразумевая мультимодальный тип перевозок. По этой схеме грузы из индийского порта Мумбаи в контейнерах могли бы добираться до крупнейшей в мире искусственной глубоководной гавани Джабаль-Али (ОАЭ). Оттуда через погранпереход в зоне Гувайфат по железной дороге (включая саудовский город Харад) доехать до израильской Хайфы (порт принадлежит индийскому конгломерату Adani Group, - ред.), откуда морем направиться в греческий порт Пирей (на 67% принадлежит китайской государственной компании China Ocean Shipping Company (COSCO) – ред.) - ключевой пункт входа в ЕС для этого маршрута.

Указанный маршрут мог стать отличной альтернативой Суэцкому каналу. Коридор должен был быть реализован в обход Турции, позволить повысить роль ОАЭ и Саудовской Аравии среди государств Персидского залива в качестве важнейших узлов глобальных торговых путей, а Индии – стать ключевым игроком в регионе, создав альтернативу китайской инициативе "Пояс и путь" (охватывает более 30 международных организаций, порядка 150 стран, - ред). Кроме того, это позволило бы доставлять товары из Индии в страны ЕС за 10 дней (через Суэц в докризисный период они доходили за 18 дней и более - ред.).

Однако ситуация в Газе подорвала не только планы Индии, но и крайне осложнила цепочку поставок по морю. Так, по разным прогнозам, транзит судов через Суэцкий канал в июне сократится на 79,6% по сравнению с аналогичным периодом за 2023 год. В мае это падение составило 64,3%. Ситуация вокруг Суэца увеличила спрос на грузоперевозки по мультимодальным маршрутам, в том числе и тем, в которых Турция считается ключевой артерией.

"Дороги развития"

В 2023 году Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сообщила о проекте, соединяющем юг Ирака с Турцией. Тогда же турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что "Дороги развития" могут стать "новым Шелковым путем" для страны. Однако роль мегапроекта по созданию коридора для азиатско-европейской торговли в обход Суэца выросла в разы после известных событий в начале текущего года.

Уже в апреле 2024 года, во время визита Эрдогана в Багдад, Ирак, Турция, Катар и ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках проекта "Дорога развития“. Предполагается, что товары из порта Гранд-Фау (строящегося недалеко от Персидского залива у города Басра при активном участии и финансировании ОАЭ, - ред) по железной дороге отправятся в турецкий порт Мерсин в Средиземном море. Сам коридор будет полностью готов к 2038 году, однако к концу 2024 года он уже начнет частично работать.

К этому времени запланировано открытие первых причалов порта Гранд-Фау, который будет превращен в один из крупнейших на Ближнем Востоке. Со временем в порту хотят построить терминалы по перевалке контейнерных, навалочных и наливных грузов. По данным Hellenic Shipping News к 2028 году порт может обрабатывать более 36 млн тонн контейнерных грузов и 22 млн тонн насыпных грузов.

Согласно заявлению министра транспорта Ирака Раззака Мухибиса Аль-Саадави, суммарная стоимость строительства железных и автомобильных дорог достигнет $17 млрд.

© Sputnik / Vahram Mkrtchyan
© Sputnik / Vahram Mkrtchyan

Ж/д ветка длиной в 1200 км в Ираке пройдет через Басру, Эд-Диванию, Наджаф, Кербелу и Мосул, а затем достигнет Турции. Этот маршрут серьезно свяжет Турцию и Ирак, создав ось турецкого влияния, ослабит роль стран Персидского залива и снизит влияние США в регионе. И, напротив, откроются возможности для Китая.

В настоящее время проекты транспортных коридоров активнее реализуются на треке Восток-Запад (Китай, страны Центральной Азии, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Турция, ЕС). Страны – участницы уже успели договориться о бесшовности маршрутов: подразумевает оцифровку всего бизнес-процесса, контрактацию в электронном виде, прослеживание передвижения товаров в онлайн-режиме, — и все это за короткий срок.

Более быстрый запуск транспортных проектов на треке Восток-Запад нивелирует значимость прорабатываемых логистических путей на оси Север-Юг. Речь идет о МТК "Север-Юг", МТК "Персидский залив – Черное море" армянского торгового коридора с подключением Индии, Ирана и стран ЕС и ЕАЭС.

© Photo : Shushanik Sargsyan
© Photo : Shushanik Sargsyan

Турецкая инициатива также помешает Ирану проложить кратчайший к бассейну Средиземного моря маршрут через Ирак.

На этом фоне важно в кратчайшие сроки реализовать проекты оси Север-Юг, чтобы не отстать в гонке за передел логистических цепочек. В противном случае (после реализации логистических проектов на треке Восток-Запад) им сложнее будет составить конкуренцию уже реализованным на практике коридорам и перетянуть грузопоток.

Армению не ждут

Что касается турецкого проекта, то, учитывая осложненную морскую логистику, он бесспорно актуальный. Однако "Дороги развития" невыгодны ряду стран, так как проект не может быть сопряжен с маршрутами на оси Север-Юг.

Эрдогановская идея направлена на установление контроля над торговыми путями и товаропотоками, и на ослабление влияния России, Индии и Ирана в регионах. Нарастающее влияние Анкары и ее контроля над логистическими путями не сулит ничего хорошего и Еревану. Более того он может еще больше ввести страну в транспортную блокаду.

Армения может занять свою нишу и стать одной из важных артерий именно в проектах, реализуемых Россией, Индией, Ираном. В них она может интегрироваться через свою автомагистраль "Север-Юг".

В случае подключения Армении к маршрутам МТК "Персидский залив – Черное море", а также МТК "Север-Юг", товары из Индии, стран бассейна Персидского залива могут перевозиться в Иран (порт Чабахар), далее - в Армению и уже отсюда - в Россию (через порты или МАПП "Верхний Ларс").

Страна получит ряд политических и экономических выгод, а также укрепит транспортные и транзитные позиции в регионе.

Лаура Саркисян, Sputnik Армения