18,2K подписчиков

Главный конструктор Челомей

1,7K прочитали

110 лет назад родился один из основоположников советского ракетостроения и космонавтики, главный конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, учёный в области механики и процессов управления академик Владимир Николаевич Челомей.

Основные научные интересы и труды Владимира Челомея относятся к области конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.

Основные научные интересы и труды Владимира Челомея относятся к области конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Он автор 87 изобретений и научных трудов. Наиболее значительными его работами считается создание агрегатов, аппаратов и целых систем в области ракетно-космической и авиационной техники. Челомей руководил разработками ракеты-носителя «Протон», искусственных спутников Земли «Протон» и «Полёт», орбитальных станций серии «Алмаз», транспортных космических кораблей.

Долгое время его имя и деятельность были засекречены. Сейчас медалью имени В.Н. Челомея отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.

Искусственный спутник Земли «Протон»
Искусственный спутник Земли «Протон»

Вехи биографии

Владимир Челомей ярко проявил свой научный талант ещё в студенческие годы, начав активно заниматься математикой и опубликовав больше 20 научных статей, в основном по теории колебаний и динамической устойчивости упругих систем. 17 из них были напечатаны. В 1936 году вышло его учебное пособие «Векторное исчисление» — краткий курс векторного анализа, содержащий интересные приложения для практического решения задач механики.

Той же теме была посвящена и дипломная работа Владимира Челомея — «Колебания в авиационных двигателях». Государственная экзаменационная комиссия оценила её как выдающуюся по уровню научной разработки вопросов проектирования и расчёта двигателей на прочность. В 1939 году Челомей защитил кандидатскую диссертацию «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» и опубликовал её как монографию. Преподавал в институте механику и теорию авиационных двигателей.

В 1940 году в числе лучших 50 кандидатов наук по представлению союзных республик был принят в докторантуру Академии наук СССР, в июне 1941 года защитил докторскую диссертацию. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны не были зарегистрированы в Высшей аттестационной комиссии — диссертацию пришлось защищать повторно через 10 лет.

С июня 1941 года начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова в Москве научным консультантом, уже через месяц стал начальником группы реактивных двигателей. В 1942 году создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов. С 1944 года руководил ОКБ-51 и получил государственное задание создать самолёт-снаряд (крылатую ракету). Эта разработка в середине 1950-х позволила СССР обогнать США в вооружении советского Военно-морского флота комплексами ракетного оружия.

Будучи главным конструктором, Челомей не забывал и о научной деятельности. В 1951 году он защитил докторскую диссертацию «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационных двигателей», а в следующем году был избран профессором МВТУ имени Н.Э. Баумана. Там в 1960 году основал кафедру «Динамика машин», которой руководил до конца жизни. В 1958 году был избран членом-корреспондентом, а в 1962 году — действительным членом Академии наук СССР по специальност «Механика».

В 1959 году Владимир Челомей был назначен на должность главного конструктора ОКБ-52. В том же году конструкторское бюро приступило к разработке универсальных ракет для доставки на орбиту Земли средств противокосмической обороны. Под руководством Челомея был разработан ряд проектов ракет: УР-100, УР-200, УР-500, УР-700, от лёгкого до сверхтяжёлого класса. Они стали основой ядерного щита СССР.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 апреля 1962 года, конструктор приступил к разработке тяжёлой универсальной двухступенчатой ракеты-носителя УР-500, позже получившей название «Протон». Первый пуск ракеты состоялся 16 июля 1965 года. Это надёжнейшая конструкция. Модификация «Протон-М» используется до сих пор и будет эксплуатироваться как в коммерческих, так и государственных пусках, пока есть запас этих ракет.

За 59 лет выполнено более 300 пусков ракет серии «Протон». В космос выведен целый ряд спутников связи и телевидения, спутников серии «Космос», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», космические аппараты глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, основные блоки орбитальных станций «Салют» и «Мир» и модули для международной космической станции.

Интересные факты

Всю жизнь Владимир Челомей выделялся ясным, живым умом: ещё в детстве любил разгадывать головоломки, много читал по истории техники, физики, сам увлёкся математикой. Одноклассники часто обращались к нему с просьбами объяснить трудные места из учебного материала.

В школьные же годы увлёкся конструированием, мастерил модели автомобилей и самолётов. Когда ему исполнилось 14 лет, собрал из отдельных деталей фотоаппарат, который фотографировал ничуть не хуже заводского.

На последних курсах авиационного института получил разрешение свободно посещать лекции и сдавать экзамены экстерном. При этом окончил институт с отличием.

В студенческие годы Челомей неоднократно встречался с выдающимися учёными. Среди них — Дмитрий Александрович Граве, автор трудов по алгебре, прикладной математике и механике; Николай Митрофанович Крылов, крупный специалист по нелинейной механике и числовым методам; Николай Николаевич Боголюбов, советский математик и физик-теоретик, основатель научных школ по нелинейной механике и теоретической физике, академик Академий Наук СССР и УССР.

Особенно удивительной была его встреча с академиком, советским кораблестроителем, автором многих основополагающих трудов по математике, механике и теории корабля Алексеем Николаевичем Крыловым. Обнаружив в одной из его опубликованных работ недостатки, Челомей, никого не предупредив, оставил на несколько дней учёбу, чтобы съездить в Ленинград. Явился домой к академику и начал объяснять ему, какие необходимо сделать поправки в работе, чтобы улучшить её. Сперва академик не соглашался со студентом, но затем признал его правоту. Беседа стала дружеской, и вскоре Крылов уже с юмором рассказывал о случаях из своей богатой инженерной практики. Незаметно наступило утро, гость начал собираться. Академик вдруг вспомнил, что не знает фамилии визитёра. Владимир назвал себя.

— Благодарю вас, товарищ Челомей, — пожал ему на прощание руку Крылов.

Первой широко опубликованной работой Владимира Челомея стал очерк в «Комсомольской правде» от 7 июня 1964 года под названием «Мост во вселенную», автором которого значился «профессор К. Петропавловский». Темой публикации стал обзор маневрирующих спутников «Полёт-1» и «Полёт-2».

Маневрирующий спутник «Полёт-1»
Маневрирующий спутник «Полёт-1»

По воспоминаниям бывших сотрудников, Челомей обладал удивительной работоспособностью и мог длительное время обходиться без сна. Его рабочий день начинался в 8 утра и заканчивался в полночь. Во время пусков ракет конструктор сутками находился на полигоне.

Домашняя библиотека учёного была огромной. Ежегодно он прочитывал более 3000 статей, брошюр и книг. Из лёгкого жанра предпочитал детективы Агаты Кристи.

Генеральный конструктор был неравнодушен к футболу и хоккею, сам занимался спортом, бегал на коньках. Азартно играл в шахматы.

Был знатоком и ценителем музыки, регулярно посещал Большой театр, Театр оперетты, бывал на фортепианных концертах в Концертном зале имени П.И. Чайковского, любил заглянуть в Театр Сатиры.

Сам превосходно играл на рояле — как по нотам, так и самозабвенно импровизируя. Играть на фортепьяно Челомея в детстве научила соседка по дому — Софья Данилевская, правнучка Пушкина и племянница Гоголя, выпускница института благородных девиц и музыкального училища. Владимир дружил с её сыном Александром и дочерями Ириной, Натальей и Мариной. Занимаясь с детьми, Данилевская обучала и маленького соседа этикету и языкам. В знак уважения и признательности Владимир Челомей подарил наставнице свою первую изданную книгу — «Векторное исчисление».

В одной из командировок на авиасалоне в Ле-Бурже Челомей сильно удивил коллег, когда свободно заговорил по-французски. Хорошо знал английский и немецкий.

В качестве хобби конструировал медицинские устройства и приборы. В больницу, где провёл последние дни, набрал кипу книг, чтобы работать. Его последними словам в телефонном разговоре с женой из палаты было: «Я такое придумал!..» Что именно, осталось секретом.

«Не думайте, что всё уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много неоткрытого и необъяснённого. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их. Очень важно научиться видеть эти необычные явления, а потом понять и объяснить их», — говорил Челомей.

Основные научные интересы и труды Владимира Челомея относятся к области конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.-5