«Пианистка? Так пускай она нам сыграет», – зло рассмеялся немец, не веря, что одна из заключённых и правда является музыкантом. Наталья едва помнила, как её подвели к фортепиано. Она видела собственные дрожащие руки и казалось, что сердце колотится где-то в горле.
Но едва коснувшись клавиш, Наталья вдруг поняла: сейчас она играет в последний раз. И удивительным образом пальцы вдруг начали её слушаться, а по залу полилась удивительная мелодия. Как же пианистка Наталья Карп оказалась в немецком концлагере? И действительно ли в тот момент она играла в последний раз в своей жизни?
Юная пианистка
Наталья Карп, урождённая Вайсман, появилась на свет в Польше в 1911 году. Когда девочке исполнилось четыре года, её отец Исидор Вайсман решил, что она должна получить достойное образование. Разумеется, музыка тоже входила в перечень самых важных предметов.
Уже тогда маленькая Наташа начала учиться играть на фортепиано. Родитель лично присутствовал на первых уроках дочери, причём отмечал, что у девочки есть большой талант. Любовь к музыке она унаследовала от матери, которая отличалась прекрасным слухом и хорошо пела.
Исидор видел, что дочь ни в чём не уступает своей матери. Но когда юная Наталья стала просить отца отпустить её в Берлин, чтобы учиться у немецких преподавателей, он согласился не сразу – всё-таки не хотелось ему расставаться с любимой дочерью. Но в конце концов Вайсман дал добро, и Наталья вместе с дедушкой отправилась в немецкую столицу.
Несостоявшаяся карьера
Спустя некоторое время Наталью ожидал большой успех. Она выступила в Берлинской филармонии, превосходно сыграв произведения Шопена. Тогда многие стали говорить о ней как о будущей знаменитости музыкального мира, но отец был недоволен.
Одно дело просто играть на фортепиано, другое же – давать концерты. Он, как человек «старой закалки», имел предвзятые взгляды по отношению к актрисам, певицам и женщинам-музыкантам. Поэтому вскоре отправил дочери письмо с требованием вернуться в Краков.
В родном городе Наталью ожидали потери, потрясения и масса проблем. После смерти матери забота о младших сестре и брате легли на плечи девушки. Через несколько лет она сама вышла замуж за адвоката Юлиуса Хублера. Тот тоже считал, что порядочной женщине не место на сцене, а потому его супруга всё реже и реже играла на фортепиано.
Узница
Едва ли Наталья жаловалась на свою судьбу. Жизнь была спокойной и размеренной, и пианистка лишь порой тайком вздыхала о нереализованных мечтах. А потом, в сентябре 1939 года, немецкие нацисты начали бомбардировку Кракова.
Супруг Натальи погиб при обстреле города, сама же женщина с трудом сдерживала себя, чтобы не поддаться всеобщей панике. Выйдя однажды из дома, Наталья вместе с сестрой были схвачены немецкими захватчиками. Женщин отправили в концентрационный лагерь Плашув, находившийся в пригороде Кракова.
Так вышло, что Наталья была привезена в концлагерь именно тогда, когда здешний комендант Амон Гёт отмечал свой день рождения. Это был без преувеличения страшный человек.
«Если вы видели Гёта, значит, вы видели смерть», – говорили заключённые.
Немец же, узнав, что среди новой партии узников находится достаточно известная пианистка, приказал ей сыграть на фортепиано.
Спасённая музыкой
Она не садилась за фортепиано с самого начала войны. Пальцы не слушались, руки мелко дрожали, в мыслях был какой-то неясный туман. Но, словно повинуясь некоему внутреннему приказу, она начала играть. Руки сами вспоминали мелодию. Её любимый Шопен…
Уже тогда Наталья решила, что в последний раз в своей жизни сыграет так, чтобы это запомнилось. Не глядя на ненавистных немцев, которые были её слушателями, она постаралась вложить всю душу в грустную и проникновенную мелодию. А потом прозвучал последний аккорд…
«Пусть живёт», – надменно произнёс Гёт, не желавший показать, какое сильное впечатление на него произвела игра заключённой. Но Наталья заявила, что она не станет жить без сестры. Нехотя комендант кивнул: «Пусть будет по-твоему».
В дальнейшем Наталья вместе с сестрой оказалась в Освенциме, и женщинам лишь чудом удалось выжить. После освобождения и долгожданной победы над нацистами Наталья сразу вернулась к музыке. Она вышла замуж за польского художника Йозефа Карпфа, но решила убрать одну букву из фамилии, превратившись в Наталью Карп.
Творчеством пианистка продолжала заниматься и после переезда в Великобританию. Она давала много концертов, охотно посещала разные европейские города. А в 1967 году её слушателем стал знаменитый Оскар Шиндлер, спасший сотни человек из концлагеря Плашув. Наталья нечасто вспоминала о войне и годах заключения, однако всегда говорила, что её спасителем стала музыка.
Читайте также: