С праздником, уважаемые читатели! Каждый святой учит нас чему-то особенному через свою жизнь и подвиги. Святой Леонид имел особый дар возлагать упование во всём на Бога. Как он к этому духовному подвигу пришёл, рассказывает его житие.
Известен год рождения святого - 1551, только документального подтверждения этой даты не существует, потому что он родился в крестьянской семье на территории современной Ярославской области. Поначалу он и сам был крестьянином, до поры до времени.
Впервые Богородица явилась подвижнику в 1603 г., повелев ему перенести икону Божией Матери «Одигитрия» из Моржегорской (Моржевской) Николы Великорецкого пустыни Холмогорского уезда на Туринскую гору в Устюжский уезд, там построить храм для иконы и жить при нем до самой кончины. Святой сначала принял это за простой сон, и единственный вывод из него для него заключался в том, чтобы стать монахом, как он давно и хотел. Поэтому святой пошёл в Кожеезерский монастырь на Лопском полуострове и принял там постриг. Место это в Архангельской области и сейчас крайне удалённое и труднодоступное, поэтому подвизаться там было подвигом само по себе. В этом месте снова произошло явление Пресвятой Богородицы святому Леониду, но он и это явление по скромности своей не принял, а перешёл в ещё более суровый Соловецкий монастырь. Здесь Божия Матерь явилась подвижнику в третий раз, и тогда он уверился в истинности явлений, пошёл южнее, в Моржегорскую пустынь, где поведал о видениях и получил икону.
Теперь он должен был выполнить вторую часть поручения Богоматери. Отправившись с иконой в Устюжский уезд он остановился около Туринской горы. Но уединённость места не делала его жизнь спокойной, крестьяне сгоняли его с места, пока один из них не выделил из своей земли небольшой участок для строительства часовни и кельи.
Когда улучшились отношения с местным населением, святой, хотя был уже в почтенном возрасте, решил воздвигнуть храм и создать монастырь. Для этого он отправился к ближайшему епископу в Ростов. Там он был рукоположен во иерея и поставлен настоятелем новой обители. Построив храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, он приложил много усилий к обустройству местности для обители. Все работы он выполнял сам.
Осушая болота, святой выкопал три канала длиной около двух километров. На реке святой Леонид поставил мельницу. Именно во время этой работы его укусила в левую ногу змея. Он помолился и услышал чудесный глас: «Старче! Не скорби и не думай на бежание от трудов и не помышляй ничтоже! Помогает тебе Пресвятая Богородица на дело сие, но паки возвращайся, уповай на милость Божию, а от змия тебе не будет повреждения!». Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях - и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою - Устьнедумскою. Так в названии реки и обители закрепилась добродетель святого - отсутствие лишних попечений, доверие Господу и Его святой воле.
Сохранилось предание о том, что святой Леонид прожил более 100 лет. 1654 год называют годом его смерти. Мощи его были положены под спудом во Введенской церкви, там же хранились его власяница. Как таковой процедуры канонизации преподобного до революции не было, но его включали в собор Вологодских святых в девятнадцатом веке, значит, признавали его святость. В 2016 году он был канонизирован для общецерковного почитания, после этого были вновь обретены его мощи.
В семидесятых годах двадцатого века иеромонах Трифон, служивший в Благовещенском храме посёлка Лальск Лузского района Кировской области подготовил материалы к всероссийскому прославлению святого. Именно благодаря его трудам в семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века было написано несколько икон преподобного.
Он изображается на этих иконах как путник, с котомкой за плечами, выполняющий повеление Богоматери, опирающимся на высокий посох и всегда держит на белом плате образ Божией Матери «Одигитрия». Преподобный Леонид изображался всегда немного по-разному, но стройным и седобородым старцем. Фоном его образа служили «Недума-река» и Введенский храм пустыни.
В связи с расширением почитания святого и обретением его мощей были созданы новые иконописные образы и росписи в храмах. Образы делаются в традиции, заложенной пятьдесят лет назад, ещё в советское время, благочестивыми священниками и иконописцами.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!