Найти в Дзене
Юлия А

Гордость и предубеждения Эммы - Д. Остин "Эмма"

Первое произведение Джейн Остин, которое я прочитала, было, конечно, «Гордость и предубеждение». Все же начинают с него, да?! Взяла я «Гордость и предубеждение» в руки очень давно, читала очень медленно, но так вдохновилась героями книги в процессе, что пока читала, не удержалась и посмотрела экранизацию с Кирой Найтли (знаю-знаю, не самую лучшую, но экранизация с Колином Фертом меня визуально раздражает подбором актеров - до сих пор не понимаю, как они могут так нравиться фанатам). В итоге мое впечатление по поводу «Гордости и предубеждения» сложилось симбиозом из книги и фильма. Роман дал глубину, которой и в помине не было в фильме, а сам фильм – красочность, динамику и размусоливание любимых мною романтических вздохов, взглядов и прочей химии между главными героями, на которые поскупилась автор. Знакомство с творчеством Джейн Остин закончилось очень положительно, потому я вознамерилась когда-нибудь взять в руки и другие ее известные произведения. Так выбор сейчас пал на «Эмму».

Главная героиня – двадцатиоднолетняя Эмма Вудхаус вопреки ожиданию общества замуж не стремится. Точнее вообще туда не собирается. В своем поместье она давно сама хозяйка (ее мать умерла), не знающая нужды, подле есть любимый отец, в наличии острый ум и юношеская пылкость. Для себя Эмма Вудхаус решила, что жизнь свою будущую посветит себе, пожилому отцу и детям старшей сестры Изабеллы, сделавшей блестящую партию с младшим из братьев Найтли, Джоном, и успевшей обзавестись к началу повествования аж пятью.

Когда гувернантка Эммы мисс Тейлор выходит замуж за мистера Уэстона и переезжает в соседний Рэндалс, Эмма загорается идеей – раз она так удачно смогла «свести» мисс Тейлор и мистера Уэстона, чуть ли не «организовала» их брак, значит стоит Эмме позаботиться и о счастье других ее подруг. Тем более, девушка только-только познакомилась с премилой семнадцатилетней Харриет Смит, которой буквально требуется помощь мисс Вудхаус. А как иначе незаконнорожденная сможет ступить в приличное общество, если не под руководством Эммы?! И партию ей подходящую мисс Вудхаус собирается сосватать. Например, молодой викарий и джентльмен мистер Элтон впишется в план Эммы идеально. Вот только как обычно бывает в молодости и пылкости: всему задуманному непременно суждено пойти наперекосяк и перевернуть жизнь героев с ног на голову. Или хотя бы чуть-чуть их встряхнуть. Например, чтобы раскрыли свои истинные лица и осознали чувства.

Эмма (Гвинет Пэлтроу) из экранизации "Эмма", 1996г.
Эмма (Гвинет Пэлтроу) из экранизации "Эмма", 1996г.

Если коротко охарактеризовать сюжет «Эммы», то строится он вокруг Эммы Вудхаус - ее окружения, ее приятелей, ее поместья Хартфилд и деревеньки Хайбери, а также вокруг ошибочности ее суждений. Из-за последнего, кстати, героиня может совсем не понравится читателю. Если рассудить честно и хоть немного объективно, то Эмма Вудхаус довольно высокомерна, глуповата, навязчива в своем мнении – мол, только она правая всегда – и несколько жестокосердна, если не лицемерна, в отношении других. Однако всего этого в героине чуть – поведение Эммы и ее взгляды легко объясняются ее возрастом, потому мне неожиданно даже для самой себя мисс Вудхаус сымпонировала и понравилась с первой страницы. Я разглядела в ней открытость, веселость и ироничность, позже в некоторых событиях - даже искреннее желание помочь. Меня не испугали охочесть главной героини до признания и комплиментов и даже дурное отношение к ее противопоставлению Джейн Фэрфакс, обусловленное завистью к навыкам и манерам последней. Я вместе с Эммой на протяжении почти всей книги недоумевала – почему окружающие так носятся и восхваляют эту мисс Фэрфакс?! Ну умница, ну красавица, ну судьба у нее тяжелая, так Эмма куда обаятельнее в своей искренней пусть и порой ошибочной порывистости, нежели эта скрытная молчаливая леди. Да и добродетели у нее, как в конце оказалось, не так уж и много. На мой вкус, конечно. Эмма сумела распознать свои ошибки, увидеть их и искренне раскаяться, а вот Джейн… ну она заслужила то, что выбрала. В ситуации в конце с Фрэнком Черчиллом и Джейн Фэрфакс я снова заняла сторону Эммы, пусть главная героиня не посчитала себя пострадавшей, а потому легко простила знакомых, в отличие от меня. Я хотела бы немного отмщения за нее, если честно.

Эмма (Аня Тейлор-Джой) из экранизации "Эмма", 2020г.
Эмма (Аня Тейлор-Джой) из экранизации "Эмма", 2020г.

Главного героя произведения, будущую пару Эммы, я определила с первой страницы. Как только он появился в сюжете, как только заговорил с мисс Вудхаус поучительным тоном, вступив в конфронтацию с ее идеями, я с удивленным неприятием для себя вдруг ощутила, что встретила «Мистера Дарси номер два». Настолько образ показался знакомым. Далее в этом ключе я начала приглядываться к сюжету и поняла, что его общая канва – в моих глазах – это «Гордость и предубеждение номер два». Конечно, Эмма – не точная копия Элизабет Беннет, а главный герой все-таки отличим от мистера Дарси в деталях, структура их отношений, слишком близкая к структуре отношений Беннет и Дарси, меня покоробила. Главный герой выше по статусу главной героини, старше, умнее, конечно, истинный джентльмен, на балах без особых ситуаций или приглашений со стороны главной героини не танцует. Если бы он еще вначале сделал предложение Эмме, а та бы ему отказала, потому что главный герой посмеялся над миссис Уэстон, заменившей Эмме мать, например, я бы и вовсе закатила глаза. К тому же, пока читала, я все не могла от себя отпустить мысль, что подверженная влиянию собственной гордости и ошибочных своих убеждений Эмма как нельзя лучше бы вписалась в роман с названием «Гордость и предубеждения Эммы». В общем, вся эта параллель с произведением про Дарси меня серьезно так покоробила. Возможно, конечно, изначально углядев легкие намеки-схожести, я впоследствии их чрезмерно натянула на все события романа, даже в тех местах, для которых они не подходили. Как говорится, сама придумала, сама расстроилась из-за этого.

Эмма (Гвинет Пэлтроу) и мистер Найтли (Джереми Нортэм) из экранизации "Эмма", 1996г.
Эмма (Гвинет Пэлтроу) и мистер Найтли (Джереми Нортэм) из экранизации "Эмма", 1996г.

О том, что «Эмма» — это юмористический роман я узнала далеко не с самого начала. Уж точно не когда выбрала и добавила произведение в свой список на почитать. Но, когда начала знакомиться с текстом, была приятно обрадована юмору автора и искренне и громко хохотала над некоторыми сценами. Мой абсолютный и безграничный любимчик книги – это мистер Вудхаус, отец Эммы. Он – самый очаровательный персонаж истории. Я встретила его с теплотой, а после, каждый раз, когда старый джентльмен появлялся на страницах, не могла скрыть улыбки. Мистер Вудхаус выдавал такие перлы! Характер его оказался таким презабавнейшим, что у меня даже слов подобрать не получилось, когда попыталась описать его подруге! Закончила свои неудачные потуги категоричным: «Только ради мистера Вудхауса стоит взять и прочитать книгу!».

Мистер Вудхаус отрабатывает свое место в сюжете на все сто процентов. Даже больше. Он комичен, но не воспринимается глупцом. Его присутствие в тексте является мерилом симпатии главным героям – через призму их отношений к немного придурковатому мистеру Вудхаусу строятся отношения читателя к героям. Искренняя любовь Эммы и забота об отце уравновешивает все ее недостатки, уважение со стороны главного героя влюбляет в него, а насмешки со стороны Элтонов наоборот – выливают на новоявленную чету еще больше грязи и презрения, нежели они сами заслуживают своими высказываниями. Даже если бы вся юмористическая часть истории ограничилась бы только наличием в книге мистера Вудхауса, считаю, что произведение уже состоялось бы! Однако, к счастью, помимо него в романе есть и другие комичные личности, диалоги и ситуации. Их не так много, чтобы они могли свести с ума, но достаточно, чтобы на протяжении повествования, скромного до романтики, удалось не заскучать.

Мистер Вудхаус (Билл Найи) из экранизации "Эмма", 2020г.
Мистер Вудхаус (Билл Найи) из экранизации "Эмма", 2020г.

Помня опыт с «Гордостью и предубеждением» я решила до конца книги все же попытаться продержаться - не лезть, любопытничая, в экранизации. К сожалению, не получилось. Как и в «Гордости и предубеждении», в «Эмме» автор оказалась в своем повествовании скупа на химию между главными героями, на их диалоги друг с другом, встречи и взгляды. Минула половина текста, а я поняла, что персонажи и шага по направлению друг к другу не сделали. Мистер Вудхаус, конечно, разбавлял воцарившееся в моей душе в тот момент ощущение скучной бессмысленности прочитанного, но и он оказался не всесильным! Современные любовные романы (лучшие из них, конечно!) приучили меня к смакованию романтики – когда читателя и героев долго маринуют взглядами, экивоками, чтобы тщательно подготовить момент сиропного счастья, потому, наверное, традиционные английские излишне сдержанные «страдания» не пришлись мне настолько по вкусу.

Я все-таки полезла знакомиться с экранизациями. В этот раз удержалась хотя бы от полного просмотра фильмов, ограничилась фанатскими клипами о паре Эммы и мистера Найтли, добирая для души требующейся романтики. Мне был интересен первый танец Эммы и мистера Найтли, о котором в книге было сказано безбожно мало, их накаляющая обстановку ссора из самого начала – в книге и об этом оказалось негусто, наконец само объяснение в любви и предложение руки и сердца. С последним в книге, кстати, достаточно неплохо, но довольно скромно – не взлюбила Джейн Остин диалоги почему-то. В общем, только в очередном симбиозе – книге и экранизациях – я смогла воспринять положительно произведение и не пожалеть о прочитанном. Если бы не насмотрелась фанатских клипов, отнеслась бы к истории сильно сдержаннее и с большим скептицизмом.

Эмма (Гвинет Пэлтроу) и мистер Найтли (Джереми Нортэм) из экранизации "Эмма", 1996г.
Эмма (Гвинет Пэлтроу) и мистер Найтли (Джереми Нортэм) из экранизации "Эмма", 1996г.

Третью книгу по счету из библиографии Джейн Остин брать в руки в будущем я уже откровенно боюсь. Понимаю, что скорее всего снова встречу «Гордость и предубеждение», «мистера Дарси» и снова останусь недовольна сухими повествованием-жизнеописанием без диалогов, потому в который раз полезу смотреть экранизацию, чтобы романтизировать в своем восприятии образы героев. Поэтому и «Эмму» к прочтению ради романтической линии, наверное, рекомендовать не буду. Ради мистера Вудхауса и юмора – читайте обязательно и с удовольствием! Чтобы насладиться любовной историей – не надо! Особенно если вам близки современные любовные сиропности. Здесь все скромнее.

К чему мистеру Найтли жена? Он и без нее вполне счастлив: у него ферма, овцы, библиотека и уйма приходских дел.

p.s. Имя мистера Вудхауса – Генри. Его старшая дочь – Изабелла Найтли, ее муж – Джон Найтли, младшую дочь зовут – Эмма Вудхаус, а старшего брата Джона Найтли – Джордж Найтли. Так вот, родив пятерых детей, Изабелла назвала их – Генри, Джон, Эмма, Белла и видимо Джордж. Веселило меня это всю книгу почему-то.