Военная прокуратура Московского военного округа, упразднённая 13 лет назад, воссоздана вновь.
С первого дня своего создания и до настоящего времени органы военной прокуратуры находятся на передовой — и в мирное время, и в сложных условиях ведения боевых действий, достойно выполняя свой профессиональный долг. Однако в истории военной прокуратуры Московского военного округа есть особые нюансы. Дело в том, что с 1 февраля 2011 года военная прокуратура МВО была упразднена. Однако время показало, что её история не закончилась. Военная прокуратура МВО вновь создана с 1 марта 2024 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2024 г. № 141 «О военно-административном делении Российской Федерации». Местом дислокации прокуратуры округа определена Москва.
Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. № 243 военным прокурором округа назначен генерал-лейтенант юстиции Андрей Валерьевич Попов.
Об истории военной прокуратуры МВО, её деятельности в непростых современных условиях рассказал в своём интервью нашему корреспонденту военный прокурор округа генерал-лейтенант юстиции Андрей Попов.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Военный прокурор Московского военного округа генерал-лейтенант юстиции Андрей Валерьевич Попов родился 27 августа 1970 г. в станице Ленинградская Краснодарского края. Профессиональную службу в органах военной прокуратуры начал в 1992 году после окончания военно-юридического факультета Военного Краснознамённого института Минобороны СССР. Прошёл путь от следователя до военного прокурора гарнизонного звена в военных прокуратурах Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов, Балтийского флота. Впоследствии назначался на должности заместителя и первого заместителя военного прокурора Балтийского флота, первого заместителя военного прокурора Северного флота. С августа 2015 года возглавлял военную прокуратуру Северного флота, с марта 2020 года – военную прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, с февраля 2022 года – военную прокуратуру Центрального военного округа. Указом Президента Российской Федерации назначен военным прокурором Московского военного округа. Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации. Награждён нагрудным знаком «Почётный работник прокуратуры», ведомственными медалями.
— Андрей Валерьевич, возрождение военной прокуратуры Московского военного округа – событие очень знаменательное. Её история неразрывно связана с историей округа. Поэтому сначала можно вспомнить, наверное, именно об истории Московского военного округа?
— Совершенно верно. Первое упоминание о Московском военном округе относится к 1864 году – он был образован в ходе военной реформы Александра II одновременно с большинством военных округов России. Московский военный округ охватывал в то время территорию 12 губерний: Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской. Площадь такой громадной территории составляла более 1 млн. 138 тыс. квадратных километров. Первым командующим МВО был генерал-адъютант Александр Иванович Гильденштуббе.
К 1910 году округ занимал одну пятую часть европейской территории Российской империи, на которой проживало свыше 27 млн человек. Он охватывал богатейший промышленный район с важным политическим центром в г. Москве, являлся общей государственной базой формирования резервов для всех возможных фронтов империи.
Жизнь подтвердила роль и значение округа во время Первой мировой войны, а также в последующие годы.
Прежде чем возродиться нашей военной прокуратуре МВО, должен был возродиться вновь Московский военный округ. Как известно, 1 сентября 2010 г. он был расформирован и включён в состав Западного военного округа. И вот 26 февраля 2024 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ о воссоздании Ленинградского и Московского военных округов.
— Известно, что система органов военной прокуратуры в Российской империи создана в 1867 году в ходе Судебной реформы. А когда именно была создана военная прокуратура Московского военного округа?
— Мы с вами вспомнили историю округа, а вот история его военной прокуратуры берёт своё начало с 26 августа 1922 г. Именно в этот день приказом Прокурора Республики от 1 августа 1922 г. предписано сформировать военные прокуратуры в 7 военных округах, в том числе и в МВО. Распоряжением Прокурора Республики военной прокуратуре округа того времени был установлен штат из 5 человек – военного прокурора, его помощника и трёх оперативных работников. Местом дислокации прокуратуры была определена Москва.
В связи с изменением политической ситуации в стране и развитием военной организации, органы военной прокуратуры, в том числе и военная прокуратура МВО, неоднократно подвергались реорганизациям.
В соответствии с приказами Реввоенсовета Союза ССР от октября 1925 г. № 330 и № 401 приказом по военной прокуратуре Верховного Суда СССР от 8 октября 1925 г. № 99 объявлен личный состав военных прокуратур округов, флотов, отдельных армий, корпусов и дивизий.
На октябрь 1925 г. штат военной прокуратуры МВО состоял из военного прокурора округа и двух его помощников, прокурора 2-го стрелкового корпуса и г. Москвы и его помощника, прокурора дивизии особого назначения при ОГПУ, прокуроров 6-й стрелковой дивизии, 10-й Майкопской кавалерийской дивизии, 14-й, 17-й, 18-й, 19-й, 48-й, 81-й и 84-й территориальных дивизий, 2-й бригады и их помощников.
С 1 августа 1928 г. военная прокуратура 2-го стрелкового корпуса и гарнизона г. Москвы выделена в самостоятельную прокуратуру с подчинением её военной прокуратуре округа.
Передача следственного аппарата от военных трибуналов в военные прокуратуры, а также необходимость постоянного тесного взаимодействия с войсками потребовали изменения структуры органов военной прокуратуры.
В связи с этим с 29 мая 1929 г. военная прокуратура МВО переведена на штат из 16 человек – военный прокурор округа, старший помощник военного прокурора округа, 3 помощника военного прокурора округа, старший секретарь, статистик-информатор, 2 делопроизводителя, 3 старших писаря и 4 переписчика. В её состав вошли военные прокуратуры 2-го стрелкового корпуса и Московского гарнизона, 3-го стрелкового корпуса, 10-го стрелкового корпуса, 10-й кавалерийской дивизии и дивизии особого назначения.
5 марта 1936 г. в соответствии с директивой Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 3 марта 1936 г. № 4/5/34487 военная прокуратура 2-го стрелкового корпуса переформирована в военную прокуратуру Московского гарнизона.
В условиях сложившейся обстановки, обусловленной специальной военной операцией, прокурорские работники успешно решают поставленные задачи, каждодневным кропотливым трудом вносят свой вклад в обеспечение правопорядка и законности в войсках
— Что изменилось, Андрей Валерьевич, с началом Великой Отечественной войны?
— Приказом Главного военного прокурора от 30 июня 1941 г. военная прокуратура МВО переведена на штат военного времени с призывом лиц юридического состава из запаса.
В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров Московского военного округа носила разносторонний характер, и помимо войск распространялась на предприятия военной промышленности и весь транспорт – железнодорожный, водный и воздушный. Военным прокурорам приходилось вникать буквально во все вопросы жизни армии, в том числе в такие важные, как воинская дисциплина, обмундирование личного состава, подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых, организация питания солдат, работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих, охрана военного имущества, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Проще говоря, не было ни одного аспекта жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, который бы ни находился под пристальным внимание военного прокурора.
— С чем приходилось сталкиваться военным прокурорам и следователям в своей работе в годы войны?
— Офицеры органов военной прокуратуры в составе действующей армии в полной мере делили с военнослужащими все тяготы и лишения. Артобстрелы и бомбёжки, жизнь в окопах и землянках, гибель боевых товарищей и ранения – вот неполный перечень того, с чем они ежедневно сталкивались, выполняя свои профессиональные обязанности.
— Андрей Валерьевич, расскажите о подвигах представителей военных прокуратур на фронтах…
— Работая в войсках, военным прокурорам и следователям вместе с бойцами и командирами нередко приходилось брать в руки оружие и принимать непосредственное участие в отражении вражеских атак. Примеров героизма немало. Вот два из них. Приведу выдержки из документов:
«Военный следователь ВП 326 стрелковой дивизии Западного фронта военный юрист 3 ранга Крысько В.Н., во время боёв в районе г. Плавска Тульской области отыскал замок брошенного немцами орудия, вместе с уполномоченным ОО НКВД дивизии поставил его на место и открыл огонь по отступающим частям противника. Находясь на передовой линии совместно с полком, Крысько своим примером поднимал бойцов в атаку, чем оказывал большую помощь командованию в выполнении боевых заданий».
«27 января 1943 г. 129-я отдельная стрелковая бригада Воронежского фронта вела наступательные бои в районе г. Нижнедевицка Воронежской области. В это время группа противника в количестве около 400 человек атаковала второй эшелон бригады, открыв по нему огонь из автоматов и пулемётов. Находившийся там военный прокурор бригады военный юрист 2 ранга Капенин Н.И. принял на себя командование личным составом, и с 13 бойцами и командирами вступил в бой с противником, в котором был тяжело ранен и позже скончался в госпитале».
— А конкретно о ком-то, кто служил именно в Московском военном округе, можно вспомнить?
— Конечно же. Нам есть, кем гордиться. Одним из выдающихся прокуроров времён Великой Отечественной войны был генерал-майор юстиции Пётр Тихонович Анкудинов, 22 августа 1898 г. рождения. Он начал военную службу ещё в царской армии. На начало Великой Отечественной войны диввоенюрист П.Т. Анкудинов исполнял обязанности военного прокурора Московского военного округа. Затем был военным прокурором Южного, Кавказского фронтов (Черноморская группа войск), Юго-Западного и 3-го Украинского фронта. Пётр Тихонович находился в действующей армии с первого и до последнего дня войны. В составе Юго-Западного (в последующем — 3-го Украинского) фронта участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Болгарии, Сербии, воевал в Венгрии и Австрии.
Исключительно ответственное отношение к исполнению служебного долга, стойкость, целеустремлённость и решительность, проявленные П.Т. Анкудиновым на фронтах Великой Отечественной войны, его личный вклад в укрепление законности в Вооружённых Силах в послевоенные годы отмечены государственными наградами, в том числе орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Богдана Хмельницкого II степени и другими высокими наградами.
Например, в ходе операции советских войск «Малый Сатурн» в декабре 1942 г. генерал-майор юстиции П.Т. Анкудинов проявил себя не только как выдающийся военный юрист, но и как настоящий военачальник.
Из представления к награждению П.Т. Анкудинова орденом Красного Знамени от 16 января 1943 г.:
«Военный прокурор Юго-Западного фронта — диввоенюрист тов. Анкудинов при следовании в части фронта для выполнения задания Военного Совета 20 декабря 1942 г. по прибытии в пос. Хлебный обнаружил, что в направлении хут. Поздняков под давлением наших войск отходит колонна итальянских войск силою 20 тыс. с артиллерией и обозами.
Благодаря принятым мерам тов. Анкудиновым, части, объединённые под единым руководством, разгромили колонну противника, захватив при этом свыше 10 тыс. пленных, 15 орудий, до 400 автомашин и другие трофеи».
— После войны установлено немало памятников и мемориалов представителям многих воинских специальностей. А в честь военных прокуроров что-то создано как свидетельство их подвигов?
— Мне и моим подчинённым — работникам военной прокуратуры округа — 23 мая довелось принять участие в торжественных мероприятиях у мемориала воинской доблести, установленного в честь прокуроров – ветеранов Великой Отечественной войны на территории Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» в посёлке Прохоровка Белгородской области.
Памятный мемориал был открыт 14 июля 2022 года к 300-летию со дня образования органов прокуратуры Российской Федерации. В архитектурном ансамбле запечатлены образы Павла Фёдоровича Васильева – военного прокурора героически сражавшейся в боях на Курской Дуге 5-й гвардейской танковой армии (1943–1945), участника Курской битвы Генерального прокурора СССР Александра Яковлевича Сухарева (1988–1990) и освобождавшего Белгород прокурора Белгородской области Александра Васильевича Алексашина (1961–1971). На информационных стелах увековечены имена 24 военных прокуроров и следователей, мужественно воевавших в Прохоровском танковом сражении.
Память о предках, проявивших истинный героизм, бесстрашие и стойкость в годы Великой Отечественной войны, участники церемонии почтили минутой молчания и возложением цветов.
— Расскажите, под чьим руководством находилась военная прокуратура Московского военного округа с момента её создания?
— В разные годы военной прокуратурой округа руководили 24 военных прокурора. Впоследствии ряд из них возглавляли Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Главную военную прокуратуру, занимали ответственные руководящие посты в органах прокуратуры. М.П. Маляров с 1964-го по 1974 год занимал должность первого заместителя Генерального прокурора СССР, С.Н. Орловский, М.К. Кислицын и А.Н. Савенков стали Главными военными прокурорами, а А.Г. Пономаренко и А.А. Никулищин – первыми заместителями Главного военного прокурора.
— Что можно сказать о структуре, составе военной прокуратуры округа в наши дни?
— Как мы уже вспоминали, с 1 февраля 2011 г. военная прокуратура МВО упразднена и вновь создана с 1 марта 2024 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2024 г. № 141 «О военно-административном делении Российской Федерации». Местом дислокации прокуратуры округа определен г. Москва.
В состав воссозданного МВО вошли Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва.
С 1 марта 2024 г. военной прокуратуре МВО переподчинены 21 военная прокуратура гарнизонов. Четыре из них — Наро-Фоминского, Подольского и Солнечногорского гарнизонов, 72-я военная прокуратура гарнизона — из состава Московской городской военной прокуратуры. Остальные семнадцать — Брянского гарнизона с прокурорским участком в г. Орле, Владимирского гарнизона с прокурорским участком в г. Коврове, Воронежского гарнизона с прокурорским участком в г. Богучаре, Нижегородского гарнизона с прокурорским участком в г. Сарове, Тамбовского гарнизона с прокурорским участком в г. Липецке, 56-я с прокурорским участком в г. Рыльске, 70-я военная прокуратура гарнизона, войсковая часть – полевая почта 14101, Ивановского, Калужского, Костромского, Мулинского, Рязанского, Смоленского, Тверского, Тульского, Ярославского, 313-я военная прокуратура гарнизона – из состава военной прокуратуры Западного военного округа. Наряду с этим, в апреле 2024 г. в состав военной прокуратуры МВО вошла 22-я по счёту военная прокуратура – 48-я военная прокуратура гарнизона.
— Андрей Валерьевич, Вы вспомнили героев-фронтовиков, но и в настоящее время есть среди Ваших подчинённых участники боевых действий, награждённые государственными и ведомственными наградами. Можно назвать некоторых из них?
— Да, конечно, можно отметить наших ветеранов боевых действий. Среди них полковники юстиции Евгений Михайлович Аполлонов, Сергей Борисович Велегодский, Владимир Львович Назаров, подполковники юстиции Иван Вячеславович Егорычев, Иван Владимирович Поскрёбышев, старший лейтенант Валерий Павлович Максимчев и другие.
— Несколько слов о молодых специалистах, которые ещё только начинают свою деятельность на столь ответственных должностях…
— Не так давно шесть молодых прокурорских работников дали клятву свято соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, непримиримо бороться с нарушениями, твёрдо стоять на страже прав граждан и интересов государства.
С этим знаменательным событием я их тепло поздравил и вручил офицерам служебные удостоверения, ещё раз напомнив о высокой гражданской ответственности на выбранном пути.
В тот день также с напутственными словами к молодым прокурорским работникам обратились ветераны, занимавшие ответственные руководящие посты в органах прокуратуры, – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Михаил Кондратьевич Кислицын, первые заместители Главного военного прокурора генерал-лейтенанты юстиции Анатолий Григорьевич Пономаренко и Андрей Анатольевич Никулищин, а также военный прокурор Московского военного округа генерал-лейтенант юстиции Александр Николаевич Вертухин.
Принявшие присягу офицеры направились в военные прокуратуры гарнизонов для исполнения своих должностных обязанностей под руководством наставников из числа наиболее опытных офицеров.
Завершая нашу беседу, хочу подчеркнуть, что в условиях сложившейся обстановки, обусловленной специальной военной операцией, прокурорские работники успешно решают поставленные задачи, каждодневным кропотливым трудом вносят свой вклад в обеспечение правопорядка и законности в войсках.