Аня сидела у окна и смотрела, как долгожданный дождь умывает уставшие от летней изнуряющей жары деревья, кусты и травы. Дождь был нудный. Первые его капли упали на землю еще вчера вечером. Всю ночь дождик с небольшими перерывами моросил. А сейчас утром застучал с новой силой. Появился и ветер. Его порывы крутили капли дождя, которые неуверенно стучали по пыльным стеклам.
Ане не хотелось даже двигаться. Она натянула на плечи съехавший плед и продолжала смотреть, как усиливался дождь. Загромыхало. Вдалеке мелькнула молния. Но и это не заставило Анну пошевелиться.
Резкий звонок на телефоне заставил очнуться. Аня повернула голову. Она никого не хотела видеть и слышать. Трель прекратилась.
-Меня нет... Устала... Никого не хочу видеть и слышать. Знаю наперед все, что будут говорить. Мне не нужны ни чьи сочувствия и жалость. Не я первая и не последняя, у кого подруга детства, с которой ела из одной тарелки, с которой делилась всеми тайнами, увела за неделю до свадьбы жениха. Переживу. Говорят, время лечит. Вот на мое счастье и дождь пришел. Он спрячет мои слезы. Потом выглянет солнце и высушит капли на лице. Появится радуга, даря мне улыбку и надежду на лучшее. Разве на мужчинах сошелся свет клином? Нет!!! Я немного отдохну, потом и подумаю, что делать дальше. Не зря бабушка говорила, что утро вечера мудренее. Ей было виднее, девяностолетний жизненный опыт... Как жаль, что ее нет. Она бы быстро придумала, как вылечить мою хандру.
С этими мыслями Аня выключила телефон, обняла своего плюшевого медведя Мотю, получше укуталась в плед и под песню дождя задремала.
-Все будет хо-ро-шо!
Проснулась Анна от того, что кто-то с силой стучал в дверь и одновременно нажимал на звонок. Она нехотя встала и босиком пошлепала к двери. Мимоходом взглянув в зеркало ужаснулась.
-Кто это? Ну и чучело! Иду!!! Какие нетерпеливые! Не дают человеку спокойно провести медовый месяц в одиночестве.
Аня распахнула дверь. На пороге стоял мужчина с нижнего этажа.
-Простите, мне нужно к вам на балкон.
И не дождавшись ответа, отодвинул в сторону оторопевшую Анну, побежал на балкон, распахнул окно и по пожарной лестнице стал спускаться вниз.
Аня ничего не понимала. Стояла, глупо хлопая заспанными глазами. Мужчина быстро исчез, как и появился.
Девушка пожала плечами, захлопнула дверь и пошлепала на кухню. Часы показывали шесть вечера.
-Чуть в спячку не ушла... Сонуля. А дождь все идет. А я ждала солнышка и яркой радуги. Все испортил сосед. И зачем ему понадобилось пробираться в квартиру через мой балкон?
Но голова не хотела думать. Лишь глоток кофе привел в чувство, а вой скорой помощи, подъезжающей к дому заставил сбросить с плеч плед, быстро натянуть джинсы, майку, прыгнуть прямо без носков в кроссовки и кинуться вниз.
-Просто так скорая не приезжает. Вдруг нужна моя помощь.
Дверь квартиры, в которую спешила Аня, была распахнута. Молодой человек, который разбудил ее, сидел на полу и держал голову старушки, лежащей на полу.
-Я приехал, а она не открывает. Трубку не берет. Я через балкон соседей спустился, а тут...
Голос его дрожал. Врачи, прибывшие на скорой, отодвинули его в сторону.
-Выйдете. Вы нам мешаете.
Я попятилась назад в коридор, вышел и молодой человек. Он извиняюще смотрел на меня.
-Вы меня простите, что потревожил вас. Тут такое...
-Ну что вы. Я все понимаю. Живем в этом муравейнике, даже соседей не знаем.
Через несколько минут старушку увезла скорая помощь. Включенная сирена давала надежду, что все обойдется.
-Извините, я тоже поеду в больницу. Не могу оставить мою Люсю.
Аня и сама не понимала почему она это сказала.
-А можно с вами?
Молодой человек лишь кивнул. Они быстро сбежали вниз. Дождь приударил снова. Они сели в машину и поехали в больницу. В машине было тихо. Каждый боялся нарушить молчание. Дворники на стеклах не успевали смахивать потоки дождя. Пришлось остановиться. Тишину нарушил молодой человек.
-Меня Андреем зовут. А вас Аннушка. Мне Люся про вас рассказывала. Она моя двоюродная бабушка, единственный родной человек, который остался у меня на белом свете. Я в командировках часто, но несколько раз на дню ей звоню, беспокоюсь. Восемьдесят лет не шутка. А она утром ответила, как обычно, что все нормально. Но уже по голосу, я понял, что ей нездоровится. А в обед молчок. А у меня ни одного номера соседей нет. Вы правы, живем как в муравейнике. Но мне кажется даже там муравьи все друг о друге знают и помогают друг другу. А мы люди другими стали. Так Люся моя говорит. Я сразу прыгнул в машину и поехал домой. Но из-за дождя пробки были на дорогах. Хоть и недалеко было, ехал два часа. Приехал, а дверь никто не открывает. Ключом открыть не могу, Люся иногда еще на защелку закрывается. Сколько раз просил ее этого не делать! А нет! Вот я и кинулся к вам. Спасибо, что пустили. На вас была последняя надежда.
Аня молчала. Она понимала, что Андрею надо выговориться.
Дождь резко перестал. Тучи исчезли, и выглянуло солнце. Сначала неуверенно его лучи пробежали по лужам и мокрой дороге, а потом оно засветило в полную силу.
Аня проговорила:
-Все будет хорошо, вот увидите. Даже природа подает нам сигнал.
-Надеюсь. Поехали?
Они тронулись в путь, через пятнадцать минут были на месте. В реанимацию их не пустили, но вышедший оттуда врач обнадежил:
-Вовремя скорую вызвали. Еще бы минут двадцать и наша бы помощь уже не потребовалась. Выкарабкается ваша бабуля. Уже спрашивала, покушал ли Андрюша.
Андрей с облегчением выдохнул.
-Беспокойная моя. Все стремиться накормить как маленького.
-Бабушки они такие. На них дом держится. Моя такая же была,-тихо продолжила Анна.
Санитарка собиралась мыть полы, поэтому попросила выйти.
-Вы лучше домой отправляйтесь. Сумку больной соберите. Отдохните. Будете звонить, справляться о ее здоровье. Все равно вас в реанимацию не пустят. Врач же сказал, что вовремя привезли, пришла в себя. Значит все будет хоро-шо.
Андрей и Аня спустились вниз. Солнце светило ярко, хоть и клонилось к западу. Вдруг над деревьями больничного парка появилась яркая радуга.
-А вот и еще один знак, что все будет хорошо.
Молодые люди улыбнулись. Радуга давала надежду на лучшее.
Прошла неделя, Анна видела Андрея только в окно, он с сумками спешил в больницу. Старушки на скамейке у подъезда расспрашивали его о самочувствии Людмилы Ивановны, потом шептались, что все обошлось и какой заботливый Андрей.
После этого случая Аня как-то легко забыла о сбежавшем женихе, с сочувствующими ей шутила:"Что не делается, все к лучшему. Не больно я и расстроилась. Получше найдется кавалер, как говорила моя бабушка."
Однажды вечером в дверь к Анне тихо постучались. В дверях показался Андрей.
-Извините, что пропал. После реанимации пришлось ухаживать за Люсей. Сейчас ей намного лучше. И врачи через неделю обещают ее выписать домой. А у меня , как назло, незапланированная командировка. Мне и обратиться не к кому кроме вас.
-Не надо извиняться, я все понимаю. И помогу вам, если нужно. Все равно отпуск пропадает.
-Если вам не трудно, навестите Люсю без меня. Ей нельзя сейчас волноваться. Мой отъезд ее очень огорчит. А через неделю я вернусь. А Люсю обещают выписать чуть раньше. Да и цветы в квартире надо поливать, она их так любит.
-Андрей, вы не беспокойтесь, поезжайте спокойно. Я с удовольствием навещу Людмилу Ивановну.
Анна теперь два раза в день бегала в больницу. Старушке становилось все лучше. Через неделю Анна привезла ее домой.
Людмила Ивановна, переступив порог квартиры, прошептала:
-Ну вот я и дома. Думала, что уже сюда и вернусь.
Она медленно прошлась по комнатам, поговорила со своими цветами.
-Вы Аннушка, настоящее чудо. Последнее время моя герань никак не хотела цвести, а благодаря вашему уходу, так меня порадовала. Думаю, что и уборку вы сделали, ведь Андрей целыми днями со мной в больнице пропадал. Вот придала я вам всем делов. Пора бы уж на покой, но у меня одно важное дело еще не сделано.
-И какое же такое важное дело у вас?
-Ну, во-первых, я не успела Андрею показать место, где меня хоронить. Там, где я раньше хотела, передумала. Там темно и сыро. Я другое место приглядела. А во-вторых, надо мне Андрея отдать в добрые руки. Тридцать доходит, а он все и не женат. Хотелось бы, конечно, и внучат увидеть, но это вряд ли. Возраст, понимаешь, голубушка?
Аня улыбнулась. Старушка была очень милая. Глаза светились добротой.
На следующий день приехал Андрей. В честь выздоровления Аню пригласили на пирог.
-Уж не обессудь, голубушка, попробуй мое творение. Эх, скинуть бы несколько годков, я бы вам, как вы молодежь выражаетесь, целую поляну накрыла.
-Люся, пирога достаточно. Он получился просто чудо.
-Не преувеличивай, Андрей. Подгорел немного.
-От этого его вкус нисколько не ухудшился.
Через некоторое время старушка отправилась спать.
-Старость-не радость. А вы посидите, поговорите. А я спать пойду. Врач велел соблюдать режим. Буду слушаться, чтобы все свои дела успеть переделать.
Старушка подмигнула Ане и пошлепала в свою комнату.
Теперь Аня стала частой гостьей в доме соседей. Андрей часто уезжал и приглядывать за Людмилой Ивановной приходилось ей. Ане это было не в тягость. Старушка была очень доброжелательной и напоминала девушке родную бабушку. Теперь Аня и Людмила Ивановна вечера часто проводили вместе.
Так пролетел год. Наступило новое лето. И тут Людмила Ивановна запросилась на родину.
-Вы меня отвезите в деревню. Дом матери Андрея пустует. Я там на свежем воздухе побуду, а то здесь разве находишься с третьего этажа. А там все свое, родное.
Пустить одну в деревню Люсю Андрей не решился. На помощь опять пришла Аня.
-Вы потерпите еще пару недель, у меня будет отпуск. Я вам компанию и составлю. Давно не была в деревне. Моя бабушка давно в город перебралась поближе к нам, а деревенский дом продала. Да сейчас уж и деревни-то ее уже нет.
-Я потерплю, подожду. А потом в путь-дорогу и отправимся. Хорошо, Андрюша.
-Прекрасно. А я к вам на выходные буду приезжать.
На том и порешили.
Через неделю Андрей отвез Аню и Люсю в деревню. За домом приглядывал сосед.
-Где же ты, Люсенька пропадала. Я в то лето тебя так и не дождался.
-Леня, я бы с удовольствием приехала, но здоровье подвело. А сейчас полегчало. Спасибо, что приглядывал за домом, даже траву скосил.
-Ждал тебя. Все глаза проглядел. Номер-то Андрюхи потерял, а то бы давно справился о тебе.
-Ну вот и я. Встречай. А это Аннушка, моя соседка. Мы с ней очень сдружились. Хоть между нами больше пятидесяти лет разницы, но она не чурается проводить время с этой старой калошей, -пошутила Людмила Ивановна.
Дом был очень аккуратный. Отец Андрея был мастером на все руки. В доме было уютно. Анна быстро справилась с уборкой, пока Людмила Ивановна рассказывала новости соседу деду Лене.
Деревушка была не очень большой, но имелся магазин и раз в неделю из районной больницы приезжал врач. Работала и автолавка. Коренных жителей осталось не очень много, остальные были дачниками. Но места там были необыкновенно красивыми, поэтому многие из дачников построили хорошие современные дома и приезжали в деревню даже зимой, а некоторые перебрались и на постоянное место жительства. Большой город был всего в тридцати километрах, так что жизнь на природе в окружении сосен людям была по нраву.
Погода стояла прекрасная. Дом, где поселились Людмила Ивановна и Аня, был в конце деревни. Лес начинался сразу за домом. Шумных соседей, кроме деда Лени, не было. Тишь и благодать. Пели птицы. Жара среди деревьев так не ощущалась, как в городе, поэтому Людмила Ивановна много времени проводила в прогулках. Аня ее сопровождала. Балагур сосед не давал скучать.
Месяц пролетел незаметно, и Ане надо было возвращаться в город. Но Людмила Ивановна не хотела уезжать. Ей здесь было очень хорошо. И как ее не уговаривала Аня, решила остаться до осени. Сосед обещал присмотреть за ней. Купив продукты и дав наставления соседу, звонить в любое время суток, Аня уехала.
Андрей за месяц был всего два раза. Командировки и завал на работе не давали побыть в родных местах. Но его Люся была под надежным присмотром, и это его успокаивало.
Звонок от деда Лени прозвенел в шесть утра.
-Аннушка, извини, что разбудил. До Андрея не дозвонился... Беда у нас... Люсеньку увезла скорая...
Аня вскочила.
-Как?! Все же было хорошо? Она ни разу не пожаловалась на здоровье. Пила таблетки, выписанные врачом.
-Вечером сидели на лавочке. Она раньше обычного засобиралась домой. Я и подумать не мог, что ей плохо. А часа в три ночи выглянул в окно, а у нее свет в окне. Тут я и забеспокоился. Ноги в тапки и к ней. Дверь открыта, как будто ждала. На столе гора таблеток. Сама на диване сидит, бледная вся.
-Плохо?-говорю ей.
А она только кивнула и сквозь силу улыбнулась. Скорую вызывать не хотела, я сам вызвал. Приехали через час. И увезли мою Люсю. Велела вас не беспокоить, а если что случится, то передать письмо Андрею. Меня скорая не взяла, сказали, что не родственник. А какой же я чужой? Люся самый родной мне человек, любовь моя первая...
Голос старика дрожал. Видно было, что он очень переживает, и Людмиле Ивановне очень плохо.
-Я в больницу поеду, потом к вам. Успокойтесь, дядя Леня,-сказала Анна.
Анна начала собираться, но такси вызвать не успела, ее остановил звонок от Андрея.
-Аня, мне позвонили из больницы... Моей Люси... моей Люси больше нет. Умерла по дороге прямо в машине скорой помощи. Я выезжаю.
Аня так и осталась стоять с трубкой в руках. Очнулась от хлопка форточки, резко закрытой порывом ветра. Налетел дождь. Ветка березы, растущей под окном, била по стеклу. Громыхал гром, сверкала молния. Капли дождя стекали по оконному стеклу.
Аня плакала. Слезы сами лились из глаз. Она вспомнила свои чувства, когда была в такой же ситуации со своей бабушкой. Боль сжимала сердце. Это же переживает сейчас и Андрей. И ей надо быть рядом, чтобы поддержать его.
На похоронах было с десяток соседей. Шел нудный мелкий дождь. Только когда гроб стали опускать в могилу, выглянуло солнце. Место, которое сама себе выбрала Людмила Ивановна было на пригорке. Лишь несколько берез притеняли место. Рядом была могила сестры, матери Андрея.
Вечером, после поминок, Андрей и Аня остались одни в доме. Дед Леня ушел последним, оставив на столе письмо для Андрея.
-А вы дом-то не бросайте... Люсенька так хотела, чтобы он жил.
Смахнув слезу, старик побрел домой. Потом долго сидел на лавочке.
Аня понимала, что Андрею надо побыть одному, поэтому Аня вышла на улицу. Это так тяжело терять близких.
Деревенский дом опять опустел. Андрей и Анна уехали. У всех свои дела, работа. Городской ритм жизни не дает покоя, постоянно в движении.
Анна Андрея не видела, видимо он был в командировке. Лишь когда наступило время сорока дней, Аня взяла отгул и отправилась в деревню. На ее удивлении Андрей был там. Неухоженный, обросший.
-А я думала, ты на работе пропадаешь.
-Нет. Взял отпуск. Не могу работать... Тоска какая-то жжет меня изнутри. Ты не думай, я не пью, просто уединения захотелось. Подумать о жизни.
-Сегодня сорок дней. Люсе бы не понравилось, что ты в таком виде...
-Да, точно. Сейчас приведу себя в порядок. И к Люсе. Пойдешь со мной?
-Для этого и приехала.
Побывав на могилке, молодые люди вернулись в дом. Дед Леня сидел на лавочке?
-У Люси были?
-Да.
-А я щей наварил. Пошлите помянем.
-А я ее пирог испекла. Как она меня научила,-проговорила Анна.
После обеда Анна засобиралась домой.
-Там Люся тебе записку оставила, на комоде лежит.
Анна взяла в руки листок с мелким дрожащим почерком::
"Здравствуй, Аннушка! Я так рада, что жизнь мне послала возможность с тобой познакомиться. Ты, как солнышко, ворвалось в мою жизнь и скрасила последние дни моей жизни. Бог мне деток не дал. А если бы у меня была бы дочь, то она бы была похожа на тебя.
Знаю, что Андрею ты очень нравишься. Ты его не отталкивай. Он хороший. Просто очень стеснительный. Да и горький урок в его жизни был. Обжегся разок. Но ты у нас другая. Тебя тоже жизнь не пожалела. Вы будете хорошей парой. Любите и берегите друг друга.
Ваша Люся. "
На обратном пути Аня молчала. Андрей тоже долго не мог сказать ни слова. Наконец решился.
-Люсино послание прочитала?
-Да. И так грустно стало. Она была такой замечательной...
-Мне тоже послание оставила, на пяти страницах... Даже рецепт своего фирменного пирога оставила. А тебе?
-Мне нет. Сватала только. Беспокойная душа...
-Ты согласна?
-С чем?
-Не бросать меня в горе и в радости, прожить много лет, родить трех детей и не бросать деревенский дом?
-Надо подумать..
Машина резко остановилась. Андрей испуганными глазами смотрел на Анна.
-Значит ты откажешь в последней просьбе своей соседке и бросишь меня в трудную минуту моей жизни?!
Анна от неожиданности и взгляда испуганных не понарошку глаз засмеялась?
-Ты не шутишь?
-Какие шутки! Исполнить последнее желание моей Люси. И если честно, она права. Я влюбился в тебя давно, в тот день, когда ты стала снимать квартиру в нашем доме. Но ... боялся. А потом у тебя жених появился.
-Был, да сплыл. Только его и видели.
-Вот видишь. Я точно не сбегу. Кто же еще знает рецепт Люсиного пирога. Только ты. Поэтому я сегодня же передаю тебе на пожизненное хранение мое сердце и руку. Согласна?
-Ты ... не шутишь?
-Нисколечко! Соглашайся. Не разбивай мое сердце. Иначе я брошу работу, уеду в деревню, буду с дедом Леней хлестать его наливку и превращусь в бомжа.
Анна покраснела.
-Я подумаю.
-Хорошо. До дома осталось минут двадцать. Подумай.
Анна и Андрей стали жить вместе. Они и вправду оказались хорошей парой. Расписались. Медовый месяц прошел в деревне. В тот день, когда они туда приехали налетел мелкий дождь, а потом появилась на небе яркая радуга.
Дед Леня был очень рад.
-Жизнь-то продолжается.