Развитие технологий в современном обществе повысило роль телевидения, радио и социальных сетей. Без этих вещей сложно представить жизнь в 21 веке, как и без средств массовой информации.
СМИ охватывают широкий перечень сфер жизни: начиная от культуры, заканчивая политикой. Это происходит потому, что массовая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а также инструментом для взаимодействия власти с народом.
История возникновения СМИ
Зарождение СМИ идет с древности, с появления грамотности в 16 веке, однако тогда массовые коммуникации были в ином виде и стали развиваться с изобретением книгопечатания, давшим возможность передавать знания и информацию.
Средства массовой информации (СМИ)—это составляющая массовых коммуникаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. К этой сфере также относится журналистика. В деятельности массовых коммуникаций СМИ осуществляют техническое внедрение информации в общественное сознание, а журналистика занимается сбором и обработкой этой информации.
Сейчас выделяют следующие виды СМИ:
- Печатные издания
- Радио
- Телевидение
- Интернет
Рассмотрим каждый вид подробнее:
Печатные издания — это средства массовой информации, несущие новости в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, которые воспринимаются читателем только визуально. Сюда относятся газеты, журналы, книги.
Радио — это средство массовой информации, которое является носителем информации, представленной в звуковом формате. Радио способно создавать полную звуковую картину мира не только при трансляции речевых сообщений, но и при помощи музыки, шумов.
Телевидение— это технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. Этот вид СМИ обладает наибольшим охватом аудитории, которая включает в себя все возрастные группы.
Интернет - это информационно-коммуникационная сеть и всемирная система объединенных компьютерных сетей, предназначенная для хранения и передачи информации.
Рассмотрим основные функции СМИ
- Информационная функция
- Культурологическая
- Функция социализации
- Образовательная
- Мобилизационная
- Интегративная
Как СМИ влияют на общество?
Проблема недостоверности информации является одной из самых острых в медиапространстве на данный момент. Для обозначения ложной или искаженной информации используется такое понятие, как «фейк». Сейчас идет информационная война между крупными странами мира, поэтому публика особенно подвержена отрицательному воздействию СМИ.
В большей степени под влиянием «фейковых» СМИ находится пожилое население, поддающееся манипуляциям, и молодые люди, с еще не сформировавшейся психикой.
Способы влияния СМИ на сознание людей
Общественное мнение – это форма массового сознания, отражающая интересы, настроения, чувства различных групп людей к фактам и явлениям общественной жизни.
Сейчас средства массовой информации являются не только способом передачи информации, но и сильнейшим манипулятором и способом привития новых ценностей и контрценностей.
Есть несколько механизмов психологического воздействия на публику. К ним относятся убеждение, внушение, прием завоевания аудитории, прием аргументации, однако не всегда методы СМИ этичны.
Одним из основных приемов воздействия СМИ на сознание людей является реклама, которая пропагандирует определенную модель поведения. Она побуждает людей к действию за счет ярких картинок, громких лозунгов и привлечения медийных лиц.
Помимо этого, средства массовой информации отрицательно влияют на мнение людей запугиванием. Они транслируют пугающие новости, подтверждая их фактами, в том числе искаженными, вызывая панику у аудитории. Сюда также относится принцип внушения. СМИ навязывают свою точку зрения и способы действия в данной ситуации.
Стоит также брать во внимание то, что средства массовой информации не обладают полной свободой, они находятся под влиянием управляющего лица, которое выдвигает свои личные требования и желаемую структуру подаваемой информации.
СМИ легко манипулируют сознанием общества, формируя определенную политическую позицию. При помощи грамотного пиар-хода и взаимодействия со связями с общественностью политические партии и их лидеры способны значительно повлиять на ход и результат народного голосования.
Но не стоит забывать и о формировании положительного образа сознания людей с помощью средств массовых коммуникаций. Так, при помощи Интернета, телевидения, радио люди узнают о благотворительных акциях в поддержку больных детей, пострадавших людей и так далее. Это своего рода пропаганда, направленная на интересы самого человека.
Как обнаруживать недостоверную информацию?
Существует два основных вида «фейковых» новостей:
- Заведомо ложная информация – автор, публикующий материал, знает, что в нем содержатся недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование мнением или увеличение посещаемости сайта.
- Неточная информация, но содержащая достоверные данные. В этом случае автор мог проверить не все факты или преувеличить некоторые из них, чтобы усилить значимость своей точки зрения.
Чтобы не поддаваться манипуляциям СМИ и не попадаться на уловки «фейков», нужно научиться обнаруживать дезинформацию, для этого следует придерживаться следующей инструкции:
- Проверьте источник. Является ли он официальным и правдивым?
- Оцените автора. Найдите информацию о нем, чтобы понять, заслуживает ли он доверия: реальный ли это человек, какая у него репутация.
- Сравните с другими источниками. Сообщают ли об этом факте другие авторитетные новостные источники или СМИ? Цитируются ли в статье достоверные источники?
- Сохраняйте критическое мышление. Многие фейковые новости составлены с целью спровоцировать сильные эмоциональные реакции, например, страх или гнев. Сохраняйте критический настрой, спросите себя: с какой целью написана эта статья?
- Проверьте факты. Достоверные новости включают в себя множество фактов: данные, статистику, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом – почему.
- Оцените комментарии.
Журналисты и СМИ часто используют незаметные уловки, из-за которых трудно распознать недостоверность новости. Нужно быть внимательным и подвергать любую информацию сомнению, даже если источник кажется правдивым.
Подведем итог
СМИ оказывают немалое влияние на общество, манипулируя сознанием человека, причем разные поколения людей в разной мере оказываются подвержены воздействию источников массовых коммуникаций. Средства массовой информации влияют на людей как положительно, так и отрицательно, поэтому важно не доверять на 100% любым новостным источникам и уметь трезво и независимо оценивать ситуацию.
СМИ обладают свободой и некоторой властью над обществом. Они, используя разные способы, формируют мнение людей и информируют их о текущей ситуации в мире.