Один из известных кинокритиков назвал цирк последним в рейтинге искусств после литературы, театра, живописи и кинематографа. Cпектакль Вячеслава Полунина «сНЕЖНОЕ шоу», созданный в 1993 году, перевернул представление о цирке и театре пантомимы, став явлением культуры мирового масштаба. Творчество Полунина и канадский Cirque du Soleil составили два ведущих направления циркового искусства ХХ века. О феномене цирка и пантомимы поговорили с кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры продюсерства в области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Юлией Куниной.
Юлия Борисовна, в открытых источниках доступна Ваша статья «Технология успеха Вячеслава Полунина», в которой Вы подробно разбираете феномен невероятной популярности «сНЕЖНОГО шоу». Вам удалось посмотреть этот спектакль на сцене или в записи?
Я училась в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ранее - ЛГИТМиК, сейчас - РГИСИ. Прим.ред) по курсу зарубежного театра у прекрасного преподавателя, профессора кафедры зарубежного искусства Елены Викторовны Марковой. Она была ведущим специалистом в области пантомимы в нашей стране и удивительным образом сочетала в своих мастер-классах практику и теоретическую основу. Именно Елена Викторовна открыла мне мир пантомимы и «сНЕЖНОГО шоу». Мне удалось посмотреть спектакль вживую, затем в записи. От этих просмотров были неоднозначные ощущения. С одной стороны, много читала про «Лицедеев», у нас был совместный проект с художником этого театра Борисом Хаимовичем Петрушанским, была в восторге от реакции публики, сценической машинерии, фантастических эффектов. Например, когда в конце поднимается задник и летит снег, создавая кульминационный момент всей постановки. С другой стороны, спектакль Полунина «сНЕЖНОЕ шоу» можно назвать интерактивном в двух актах, где использованы три популярных номера: «Пальто», «Блю канари» и «Телефоны». Вячеслав Полунин не только художник, но и выдающийся продюсер. В одном из интервью он говорил, что сделал шоу, которое может жить само по себе на любой публике. Действительно, невербальный язык придает эффект универсальности в понимании любым континентом. А по принципу проката создает ощущение Бродвейского театра – коммерчески успешного шоу.
Спектакль "сНежное шоу" можно назвать современным и актуальным?
Этим спектаклем Полунин приоткрывает иммерсивное направление в театре, когда зритель сам участвует в постановке. Вячеслав Иванович одним из первых начал практиковать художественные акции. Среди них «Взятие снежного городка» у Казанского собора, мытье трамвая. Про трамвай особая история. Представьте, в обычный день едет трамвай, вдруг артисты в своих странных клоунских костюмах запрыгивают в трамвай и начинают его мыть. Здесь очень важно, что актеры внимательно следили за реакцией людей, стараясь создать для них ощущение сопричастности.
Вячеслав Полунин в своих интервью рассказывал, что на него очень повлиял кинематограф Федерико Феллини, Терри Гиллиама, Йоса Стеллинга. На Ваш взгляд, какие художественные направления или произведения сформировали мир Полунина?
«Лицедеи» начинали своё формирование в конце 1960-х - 1970-е годы, изучали работы французского актера-мима Марселя Марсо, анализировали работу цирковых клоунов, смотрели фильмы Чаплина. Немое кино было важной точкой для формирования искусства «сНЕЖНОГО шоу», которое демонстрирует нам всё наследие мирового театрального мира.
Как можно охарактеризовать финал «сНЕЖНОГО шоу», в котором наступает своеобразный снежный Апокалипсис и на сцене идёт бесконечная метель?
Окончание спектакля представляет собой яркий пример открытого финала. На протяжении всего действия идет постоянный интерактив со зрительным залом: герои начинают обливаться водой, бегают по зрительным рядам, перетягивают паутину, запускают в зал огромные шары. Эти интерактивности отражают беззаботность и счастье, а финал напротив - глубокий и философский, ведь пурга заметает счастье и создает пустоту, открывая что-то важное и всеобъемлющее.
Вы написали диссертацию «Создание театра пантомимы и организационные аспекты его деятельности: опыт сибирских коллективов на рубеже ХХ – ХХI веков». Как Вы работали над этим текстом, что нужно сделать для написания современной научной работы?
Нужно чётко поставить цель работы, с любовью и интересом относиться к выбранной теме. Я планировала заниматься изучением пантомимы под руководством Елены Викторовны Марковой, но в 2014 году её не стало, а работа предполагает взаимодействие с научным руководителем. На своем опыте ощутила, что защита диссертации – это работа ни одного человека, а работа команды. Моей командой стали заведующий кафедра продюсерства в области исполнительских искусств Лев Геннадьевич Сундстрем, научный руководитель - продюсер, историк театра Константин Александрович Учитель, научный консультант - Анна Владимировна Константинова. При написании диссертации есть обязательные требования: сдача трех кандидатских экзаменов (философия, иностранный язык, специальность), публикация определенного количество статей в журналах, подтвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК), выступления на конференциях. Я благодарна всем, кто мне помогал – это Татьяна Юрьевна Смирнягина, Игорь Леонидович Григурко, Эдуард Евгеньевич Манзарханов (Театр-студия современной пластики и пантомимы «АзАрт» из Улан-Удэ, впоследствии – Театр пластической драмы «ЧелоВЕК» имени Нелли Дугар-Жабон), Ирина Валериановна и Валерий Николаевич Зайцевы (мим-театр «За двумя Зайцами» из Красноярска), Валерий Вадимович Шевченко (Театр пантомимы из Иркутска).
Какие фильмы или спектакли нужно увидеть, чтобы понять феномен пантомимы?
В кино в качестве примера пантомимы можно назвать фильмы Чарли Чаплина. Есть чистая пантомима, но её не так много, а есть пантомима, которую мы видим в балете, опере, театральных постановках. Сегодня этот вид искусства переживает сложный период своей истории. В России одним из главных центров пантомимы является Театр «За двумя Зайцами» из Красноярска. Они идут по модели основоположника французской современной пантомимы Этьена Декру. На Вахтанговском фестивале театральных менеджеров актер Сергей Безруков рассказывал о Московском губернском театре, где он работает художественным руководителем. В этом театре был поставлен пластический спектакль, но он не пользовался интересом у зрителя. Режиссер Геннадий Тростянецкий часто использует пантомиму в своих постановках. Есть театры из Санкт-Петербурга «Комик-трест» и «Странствующие куклы господина Пэжо» с постановками на стыке пластики, пантомимы и уличного театра. В Тюмени работает театр «Мимикрия», хотя сейчас это больше уличный театр. Могу отметить театр игровой пластики «МИ Минор» Екатерины Варлаковой.
Пантомима уходит из мира большого искусства?
Если представить, что у пантомимы в России есть мама и папа, то мамой будет Елена Викторовна Маркова, а папой Илья Григорьевич Рутберг. Именно Илья Рутберг отмечал, что искусство пантомимы рождается в эпоху перемен, когда в мире происходит девальвации слова. Сейчас определенно времена серьезных изменений. Очевидно, что время пантомимы снова наступит.
Можно ли назвать пантомимой цирковые номера актёра Юрия Никулина?
Юрий Никулин – это великий актер и великий клоун. У него не всегда смешно, но всегда как-то по-философски. Мне также интересны работы Анатолия Елизарова, Леонида Енгибарова. В спектаклях Театра на Таганке было обращение к пантомиме, достаточно вспомнить работы Аиды Черновой и Юрия Медведева.
В своей диссертации разделе «Актуальность темы исследования» Вы пишете: «В конце ХХ века, в период перехода к рыночной экономике, российский театр пережил кардинальные изменения. Театры обрели практически полную свободу в выборе репертуара, в вопросах творчества, но само существование театральных коллективов оказалось в зависимости от их экономического положения». Какие тенденции переживает современный театр?
Появляются новые формы театра, открываются частные театры. Однако мы часто видим, что за громким названием театрального проекта скрывается банальный ивент – публичное мероприятие, которое не имеет отношения к театру. Ещё тенденции – появление большого количества любительских театров и открытие театральных направлений в непрофильных вузах.