Найти тему
Елизавета Павлова

Сериал "Манипуляции": азбука абьюза и использования. Как мужчина захватил власть над сознанием и жизнью женщины?


Для того, чтобы втереться в доверие взрослой, состоявшейся, умной женщине, ему потребовалось совсем немного времени. Но обратите внимание на то, как он это делал – он не терял ни минуты. Каждый миг шло соблазнение, очаровывание. Каждую секунду он становился ей всё ближе и ближе, чтобы получить доступ к её имуществу и ресурсам и потратить их на себя.

Да, в сериале использовано художественное преувеличение. В реальности такие монстры, как Матиас, подкарауливают только самых успешных и богатых женщин. Но сами действия манипулятора показаны выпукло и наглядно.
В конце концов, нормальных женщин, с которых есть что взять, достаточно. Поэтому давайте шаг за шагом смотреть, какие стандартные, обязательные шаги делает хищник, чтобы прибрать к рукам жертву (и её ресурсы).

Начиналось всё достаточно стандартно: героиню зовут Мод, ей 52 года. Взрослая рыжеволосая красавица, дважды в разводе, двое взрослых детей: сын Жозеф ведёт рассеянный образ жизни и ищет себя (не забывая регулярно просить у матери денег), а дочка Тара – творческая личность, развивает свою художественную мастерскую и на общение с матерью у неё совсем нет времени. Мод вполне успешна: она не "железная женщина", а, скорее, трудяжка и тянет лямку день-деньской. Тем не менее, это принесло плоды: 15 лет назад Мод организовала компанию по производству натуральной косметики, и теперь фирма приносит ей неплохие деньги. Мод совсем не властный директор, даже дела в компании она ведёт "по-домашнему", и все сотрудники воспринимают работу, как семью.

Вот только одиночество... Дома ждёт собака (бордер-колли по кличке Морис), и больше никого. На работе Мод чувствует себя на своём месте, но домой, в свой стильный коттедж с дизайнерской планировкой в хорошем районе, совсем не торопится. Что там делать? Да, есть друзья, но иногда сердце так ноет по любви и вниманию мужчины.

Поэтому лучшая подруга (и по совместительству помощник директора) Дебора почти силой заставляет Мод зарегистрироваться в приложении для знакомств. Разумеется, Мод проходит все стадии человека, который привык честно трудиться, но не особенно искушён в соблазнении: да кому я нужна, да мне много лет, да я ничего не умею, да кому я понравлюсь. Нет, – настаивает Дебора. Ты вполне привлекательна, успешна и самостоятельна. Конечно же, обязательно найдётся кто-то, кому ты понравишься!

Мод устанавливает приложение, и, борясь с собой, ковыряется в предложениях на сайте знакомств. Не потому даже, что там фу-фу какие мужики (хотя некоторые даже во Франции очень даже фу-фу). Просто поиск партнёра для очень многих – высокострессовая ситуация. Чувствуешь себя куриной тушкой на рынке, которую могут отвергнуть, сама вынуждена рассматривать множество предложений, которые ущемляют самооценку ("да как ты смеешь вообще претендовать на то, чтобы стать мне парой? ты себя видел??").

Так и Мод: с кем-то не смогла общаться из-за того, что он уж очень безграмотно пишет, кто-то некрасивый. С кем-то не возникло "искры", но Мод решила дать ему шанс и после работы пришла на свидание. Но там её ждал ещё один удар: мужчина, с которым они смэтчились на сайте, вошёл в кафе, только взглянул на неё, развернулся и ушёл. Это ещё более тяжёлый удар по самооценке!
Мод продолжила допивать свой бокал вина, переживая унижение. Но оказалось, эту сцену наблюдал не только бармен – у стойки в кафе стоял импозантный брюнет среднего возраста.
Это и был Матиас.

Матиас приезжает в город с утра, только с одной сумкой. Он не планирует задерживаться надолго: посетит похороны матери, продаст унаследованный дом и уедет
Матиас приезжает в город с утра, только с одной сумкой. Он не планирует задерживаться надолго: посетит похороны матери, продаст унаследованный дом и уедет

Ещё с утра Матиас прибыл в город с одной только сумкой и уже успел посетить чьи-то похороны (позже он скажет Мод, что приехал хоронить мать, но ещё позже окажется, что совсем это не мать и была). Короче, кроме привлекательной внешности, туманного прошлого и уж совсем неопределённого настоящего у Матиаса ничего нет.
Он увидел привлекательную взрослую женщину, опытным взглядом оценил ситуацию и подошёл знакомиться.

Тут важный момент. Почему всякие жулики и альфонсы так удачливы и успешны в знакомствах, а нормальный среднестатистический человек (пусть сколь угодно успешный в бизнесе) мучается и мнётся при знакомстве? Да потому, что для альфонса знакомство, очаровывание новой женщины и выстраивание отношений с нуля – это рутина и ежедневная работа. Серьёзно, вот есть пикапер, ему подкатить даже и на улице к девушке ничего не стоит. А успешный мужчина, бывает, специально платит всяким "коучам по знакомствам". Потому что пока они отрабатывали навыки знакомств, он учился и строил карьеру, и теперь у него карьера, а они умеют подкатывать.

И, что характерно, засада в том, что после весьма успешного подката девушка может быть разочарована: тот, кто так ярко подкатил, на самом деле мало что из себя представляет, а лишь умеет кадрить девчонок в промышленных масштабах.
Но это не особенно помогает тому угрюмому труженику, который отношения строить готов, а первый этап (знакомство) ему не даётся.

Итак: хищник на этапе знакомства и сближения много вкладывается. Обычные люди живут по принципу "отвечать добром на добро", поэтому ждут, когда с ними обойдутся по-доброму. А вот хищники и абьюзеры щедры и обаятельны именно на первом этапе.


В сериале тружеником оказалась Мод, а хищником – Матиас. Он первым подошёл, был лёгок и обаятелен, представился военным фотографом (то есть, героической личностью, который каждый день рискует жизнью).
Мод очарована, хотя совсем не умеет флиртовать. Они расстаются, и она с некоторым разочарованием идёт домой одна. Эх, так красиво всё начиналось! Но не закончилось ничем... Так она думает, пока на следующий день к ней в рабочую почту не падает письмо от Матиаса с приглашением на свидание! Зритель тут понимающе усмехается: ну вот же он, звоночек, красный флаг! Матиас пробил в интернете твою компанию, понял, что ты директор, и ломится в твоё пространство, нарушая все границы!

Но и Мод, и лучшая подруга Дебора находят его поступок милым и галантным. Мод идёт на второе свидание и там узнаёт, что Матиасу 40 лет. Она в ужасе, ведь ей 52! Но он так мил, так настойчив, так страстен... Матиас искренне удивляется: а почему после развода с отцом Тары и Жозефа ты не искала других отношений? Ах, вздыхает Мод, кому я нужна. Наверное, я просто отпугиваю мужчин. (Обратите внимание, люди с таким настроем и на сайте знакомств неудачливы, и новые отношения им завести трудно – они уверены, что в них есть какой-то внутренний дефект).

"Меня ты совсем не отпугиваешь" – уверяет Матиас. И возраст её его не смущает – мужчина всячески даёт понять, что Мод ему очень-очень нравится.
Он ещё и в любви первым признаётся (запоминаем: тоже первым сделал большой шаг к сближению). И весь день осыпает её милыми СМСками: "Хочу увидеть тебя, услышать твой голос!". Он, можно сказать, бегает за ней – но и она не против.

А она... Так наголодалась по любви, так устала ждать кого-то, кто будет делать её жизнь лучше, что была готова закрывать глаза на многое.

А закрывать глаза ей приходится часто. Матиас начинает наводить в её доме свои порядки (переставляет вещи, перевешивает картины). Он путано и мутно рассказывает о своей работе военного фотографа (в итоге вскрывается, что он выдал фотографии известного реального военкора за свои). Как только кто-то задаёт конкретный вопрос о его работе – Матиас переводит тему.

Кроме того, Матиас нашёл адрес дома престарелых, где жила мать Мод и своевольно туда приехал, чтобы очаровать слабоумную старушку (та была в полном восторге и давила на дочь, чтобы та не упускала такого красавчика).

И самое главное: как только между ними возникала ссора, Матиас находил всему объяснения, и каждый раз выворачивал ситуацию так, что именно Мод приходилось извиняться и оправдываться. Все нестыковки в своём поведении и рассказах Матиас довольно быстро начал списывать на то, что у него психологическая травма – якобы он разъездом военных попал под обстрел, где все погибли, выжил только он. С тех пор ему тяжело даже брать в руки фотоаппарат (и даже знания о том, как пользоваться фототехникой из головы выветрились). Но он очень-очень любит Мод, и только она постоянно ему не верит!

И Мод вздыхает: это я опять виновата. Это я всё испортила! Прости, любимый.


Каждая стычка заканчивалась тем, что Мод извинялась и оправдывалась. И дарила любимому что-то ценное (дорогой фотоаппарат, часы, мотоцикл и т.п.)
Матиас был галантен и щедр, но не на деньги. Когда он приглашал возлюбленную в дорогой ресторан (да так, что все подружки завидовали), то у него оказывались какие-то проблемы с картой (тот же трюк, который использовала
Анна Делви, фальшивая наследница миллионов).

Поездку в Венецию на выходные заказывал и бронировал он, но когда нужно было платить по счетам, Матиас постоянно оказывался в стороне.
И Мод платила. В конце концов – она его любила! Какие счёты между любящими людьми?

А у него на всё простой ответ: ну я же люблю тебя, а ты меня? Или я для тебя слишком плох? Я до тебя не дотягиваю, да?


Вот на этом месте весь сериал я примерялась: как бы повела себя обычная женщина? И с ужасом понимала, что любая хорошая нормальная женщина вела бы себя ровно так же, как бедная Мод! Она не пыталась нажиться на нём, она с пониманием относилась и к его душевным травмам, и к некоторым нестыковкам в рассказах, и к тому, что какие-то вещи мужчина "забыл" ей сообщить. Ну у каждого может из головы вылететь! Кто из нас без греха?

И это мы, зрители сериала, в курсе, что Матиас – мошенник, нарцисс и абьюзер, а для бедной Мод он выглядел просто как мужчина, с которым она случайно познакомилась в кафе, нашла взаимопонимание и пытается строить отношения.

Это Мод предложила Матиасу переехать к ней после третьего же свидания (которое закончилось нежным прощанием поутру – то есть, он остался на ночь и всё у них было). Он-то, пригорюнившись, совершенно собирался уезжать из города. Ведь Матиас якобы был тут проездом, хоронил мать, которая не оправилась после долгой болезни. А он не мог приезжать чаще, да, он же военный фотограф!

Однако выяснилось, что не просто так Матиас постоянно уезжает по каким-то странным делам. Не просто так принимает звонки от женщин, которым сообщает, что "приехать не могу, застрял, дела". И таких же дурочек у него несколько по стране! Да, а мотоцикл при этом очень пригодится – добавит скорости передвижения между влюблёнными дамами.

Дочка Тара - творческая натура, занимается рисованием и керамикой, но у неё пока нет свое удобной мастерской. На маму времени совсем нет, всё уходит на творчество и общение с мужем
Дочка Тара - творческая натура, занимается рисованием и керамикой, но у неё пока нет свое удобной мастерской. На маму времени совсем нет, всё уходит на творчество и общение с мужем

Матиас вообще предпочитал умирающих: пообещаешь такой Луну с неба и "нет, ты не умрёшь! Мы будем вместе вечно!" – и будешь вписан в завещание. Потом достаточно регулярно звонить, рассказывать о важных делах по всему миру, отговариваться невозможностью приехать быстро (понимаешь, дорогая, я застрял в Мумбаи). Нечасто навещать, каждый раз устраивая бурную ночь страсти, и отбывать вдаль, приговаривая о "вечной любви" и "важных делах", которые не дают быть вместе.

Но Мод чувствует себя прекрасно. Значит, надо ей помочь, ускорить уход из жизни. И Матиас начинает поступать так, как ведут себя все абьюзеры: он изолирует женщину от всех близких и друзей. Он ссорит её с сыном, который маму, конечно, любит, но порядочный великовозрастный обалдуй, не учится и нигде не работает.

Матиас отчитывает домработницу Дунью: не надо копаться в моих вещах! Дунья обижена: я просто убирала вещи на место, я никогда ничего не взяла за 15 лет!!
Матиас отчитывает домработницу Дунью: не надо копаться в моих вещах! Дунья обижена: я просто убирала вещи на место, я никогда ничего не взяла за 15 лет!!

Подставляет верную домработницу Дунью, у которой в сумке внезапно находят драгоценности Мод! (Вот 15 лет она работала без проблем и ничего не трогала, а тут внезапно решила уволочь и часы, и серёжки, и золотой кулончик разом).

Матиас настраивает против Мод её подругу, Дебору, (которая и затащила Мод на сайт знакомств), а когда поссорить их не удаётся, подставляет Дебору, как будто бы та сперва к нему приставала, а потом украла деньги из фирмы Мод. Дебора уволена и вышвырнута из жизни Мод, сын Мод (Жозеф) заблокирован у мамы в телефоне, собака Мод убежала и была отравлена (нашли только тушку, а в том, что калитка была не заперта, обвинили Жозефа).

Даже дочка Мод, Тара, пострадала: у них с мужем наконец получилось забеременеть и Мод на радостях, что станет бабушкой, собирается дарить молодым родителям новую квартиру. Такой кусок не должен уплыть на сторону, поэтому Матиас подстраивает так, чтобы Тара поскользнулась в новой квартире и потеряла ребёнка. Расстроенная Мод отказывается покупать квартиру, где так много нехороших воспоминаний.

А как только Мод на встрече с поставщиком ингредиентов для косметики её фирмы, по мнению Матиаса, сидит слишком близко к "подкатывающему" мужчине, "влюблённый" Матиас закатывает женщине такой силы скандал, что она предпочитает отказаться от услуг этого поставщика насовсем. Ну и что, что остальные поставщики дороже и хуже! Зато любимый не будет переживать.

Матиас отказывается обсуждать с Мод свои таинственные поездки и исчезновения, не говорит о своей работе и жизни – а вот от неё требует всё обсуждать и во всём отчитываться.

У Матиаса много требований. Он постоянно транслирует Мод: ты недостаточна. Ты слишком много пьёшь, слишком бурно смеёшься, крутишь с мужиками (наверное, изменить хочешь, да?). Сына избаловала, а мне не веришь.



И Мод уже начинает чувствовать себя всё хуже и хуже...Вот уже у неё ежедневно болит голова (и с чего бы? особенно если учесть, что еду готовить Матиас – у него выходит очень вкусно). Вот она уже с трудом может собраться, чтобы работать, постоянно всё путает, забывает, куда кладёт вещи (всё это до мелочей уже было
показано в фильме "Газовый свет"). И в фирме Мод, откуда выгнали незаменимую Дебору, брожение и недовольство: сотрудники предупреждают, что если с ними будут обходиться плохо, они уйдут!

Всё чаще Мод плачет, всё меньше радости приносит ей жизнь и отношения
Всё чаще Мод плачет, всё меньше радости приносит ей жизнь и отношения

Обиженный сын Мод, Жозеф, уходит из дома, хлопнув дверью – и вынужден устроиться на работу. И там вместо того, чтобы просто работать, он учиняет собственное детективное расследование проделок Матиаса в прошлом. (Да, Жозеф работать не особо любит, но он просто молодой балбес, сердце у него не злое).
И выясняется очень многое: даже прямо сейчас у Матиаса есть дама сердца в другом городе. Её зовут Кэти, она неизлечимо больна, угасает от рака. Матиас навещает её (но не особенно часто).

А ещё у Матиаса есть смертельный враг: женщина-полицейская Каролина. У неё была сестра Софи, которую Матиас довёл до самоубийства. Это произошло 10 лет назад и доказательства собрать уже невозможно, но Софи поклялась отомстить. И она помогает Жозефу собирать улики против Матиаса.
(Дальше показано в деталях, как Жозеф ищет доказательства и встречается с родными жертв Матиаса; их оказывается не одна и не две. Но предъявить ему нечего, он постоянно выходит сухим из воды: жертвы ему сами всё отдавали, дарили и отписывали).

А Мод? Она в ужасе понимает, что ничего толком не знает о Матиасе. Ни о чём не может его спросить (он истерит и обижается). Что она любит его, но измучена его претензиями и требовательностью, и что постоянно ощущает, что не соответствует его ожиданиям и страшно не уверена в себе. Она разбита и вымотана.
И при всём этом Матиас постоянно клянётся в любви и зовёт её замуж.
Мод запуталась, и, хотя любит, но измучена и не знает, что думать.


Будь это реальная жизненная ситуация, Матиас додавил бы её и женился на ней, а там разорил и заморил до смерти (пусть не быстро, как в кино, а последовательно и за долгие годы). Но в кино всё происходит быстрее и драматичнее.

Каролина, полицейская и сестра убитой Матиасом 10 лет назад женщины, вместе с Жозефом собирает достаточно доказательств, чтобы предъявить Мод. И в один прекрасный день все друзья и близкие женщины собираются вместе, чтобы рассказать ей правду о Матиасе.
Мод выслушивает их: они сообщают ей, что она стала жертвой интриг и абьюза.

И тогда Мод... сообщает Матиасу, что согласна стать его женой! Они женятся на скромной церемонии в мэрии, куда не приглашён никто из друзей или родственников. Мод сообщает жениху: они тебя хотели оклеветать! Я им не верю! Они завидуют тебе и мне, они тянут меня назад, а ты меня любишь. Матиас и поверить не может своему счастью и удаче и, разумеется, окружает свежеиспечённую жену любовью и обожанием. Ну, на тот небольшой срок, который ему нужен, чтобы разобраться с её имуществом.

но внезапно вскоре после свадьбы Мод находят наглотавшейся таблеток. Матиас выглядит обеспокоенным и рыдает от горя. К утру следующего дня приходит информация: у Мод инфаркт, она скончалась. Матиас немедленно затевает бурную деятельность, выгоняя всех собравшихся родственников и близких бывшей жены из дома. Ему некогда, он должен вступить в наследство покойной супруги. Незачем стесняться в выражениях, и он объясняет, что его интересует только имущество.

Но... Тут выясняется, что Мод и не собиралась умирать! Она поверила своим близким, которые раскрыли ей правду про интригана и лжеца. Свадьба была подстроенной инсценировкой (вместо мэра их регистрировал приглашённый актёр), а самого Матиаса общими усилиями подставили – подкинули ему н@рк0тики и выдали его переводы с денежных счетов Мод за оплату запрещённых веществ. (А иначе было совсем никак – не предъявишь ему ни убитую собаку, ни скандалы с Мод, ни даже её плохое самочувствие; за это не судят). И, главное, за что он поплатится – это за убийство Софи десятилетней давности. Её сестра собиралась отомстить, и она ни перед чем не останавливалась всё это время.

Матиасу предъявляют обвинения в торговле запрещёнными веществами и похищении ценностей у Мод
Матиасу предъявляют обвинения в торговле запрещёнными веществами и похищении ценностей у Мод

Матиаса уводят в тюрьму. Но на прощание он успевает наговорить гадостей Мод: и старая ты, и никому не нужная, и останешься одна, и я был с тобой из жалости. Мод молчит и не возражает, размышляя: как я могла попасться на удочку такого мерзавца и морального урода?

Но Матиас не оставляет попыток охмурения женщин и в тюрьме. Оттуда он заводит "ждулю" (на французский манер – у них тоже есть ждули), навешав ей лапши, что его оклеветали, что его жестокая бывшая подставила его, лишила всего и злом заплатила за его бескорыстную любовь. И только ты, Элен, понимаешь меня, только ты моя звезда и поддержка, если бы не ты – я бы погиб. Сердце легковерной бедной женщины тает, она тратится на адвокатов, возит Матиасу в тюрьму подарочки и делает всё, чтобы вытащить его из этого ужасного, ужасного места.

Да, концовка совсем киношная. В реале не было бы ни такой драмы, ни попыток убийства – скорее всего, абьюзер методично отвадил бы друзей и близких от дома жены, прибрал к рукам её денежные средства, закатывал скандалы или обижался на любую попытку выяснить отношения. Она бы смирилась и построила всю жизнь вокруг него. Стала бы блёклой, несчастной, заморённой трудом. Все её деньги утекали бы ему в карманы, а он не считал бы нужным даже благодарить её за уход, заботу, содержание и хорошую жизнь.

Кино, конечно, всё несколько драматизирует. Но сами принципы абьюза показаны как по нотам. И втирание в доверие, и постепенное оттеснение друзей и близких (всех, кто может оказать жертве поддержку, всех, на кого она может опереться). И хозяйское распоряжение её ресурсами. И то, как нарцисс ловко перемежает эпизоды, когда он мил, обаятелен, дарит женщине великолепные переживания, заботу, горячий сeks – с эпизодами дикой ревности, обвинения, обид, на которые невозможно разумно отвечать.
И то, что он везде, везде найдёт жертву – даже в тюрьме это не проблема.
Паразитируя на женской самоотверженности и готовности оказать поддержку. Потому что хорошие женщины не переведутся.

Вот так это и работает, да.

______________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!