Чеченские конфликты - одна из самых трагических страниц в новейшей истории России. Человеческие жертвы, разрушения, ненависть - всего этого с избытком хватало на этой земле в те годы.
Причин этого конфликта множество, но почему то одной из самых основных некоторые считают чеченскую нефть.
Такое ощущение, что Чечня - это некий кавказская Саудовская Аравия или Эмираты, нефти там море разливанное, поэтому и возник конфликт, Чечня хотела богатой жизни в виде независимого государства, а злокозненный федеральный центр (именно так его именовали в те смутные времена) - соответственно не хотел дать этим богатствам уйти.
Миф этот, конечно, возник не на ровном месте. Давайте вспомним те времена. Тогда каждая бывшая советская республика считала причиной своих бед ленивого, пьющего Старшего брата. Вот уйдет Украина (Грузия, Молдавия, Казахстан и так далее по списку, нужное подчеркнуть) от России, которая ее объедает, и будет вторая Франция. Вот тогда то заживем. Но как показало время, все было с точностью до наоборот - это Россия кормила всех этих окраинных горлопанов в ущерб себе, и более-менее зажила, избавившись от нахлебников.
Этот миф активно муссировался и местными царьками. Простые тезисы генерала Дудаева с легкостью достигали умов жителей Чечни. Россия грабит Чечню. Без России республика будет процветать. Чеченцы - гордая, умная и сильная нация, в которой (в отличие от некоторых) нет гена рабства и пьянства.
Одним из самых известных высказываний Дудаева стало следующее:
От нашей нефти нам не достается и два процента. За то количество нефти, которая Россия вывезла из Чечни за эти годы, мы бы могли проложить золотые дороги. Если отделимся от России, у каждого в доме будет золотой краник с верблюжьим молоком. Россия — прогнившее государство, которое развалится от одного толчка.
Я не знаю, кто ему это сказал и верил ли он в это. Все же он был генерал-майором, боевым летчиком, светским и советским человеком, а не полуграмотным пастухом из отдаленного горного села. Тому можно в уши жужжать что угодно, он поверит. А тут - не знаю, не верю. Либо его обманули советники, либо он занимался простым популизмом, который очень был популярен в те годы. Хотя, я и не сомневаюсь, что он все знал, просто имел другую цель.
Грозненскую нефть начали добывать давно. Исстари в этих местах нефть выходила на поверхность в виде нефтяных родников
Уже в 1823 г. в г. Моздоке начала действовать нефтеперегонная установка («завод») братьев Василия, Герасима и Макара Дубининых, для работы которой колодезная нефть доставлялась из района крепости Грозной и аула Магомет-Юрт вместе с хутором Аки-Юрт.
Уже в конце 19 века нефть начинала иметь огромное значение для экономики. Настоящий нефтяной бум начался на Грозненских нефтепромыслах после 1893 года, когда была построена Грозно-Петровская ветка Владикавказской железной дороги (участок Беслан – Петровск-Порт (Махачкала), которая связала Грозный с другими регионами страны.
Нефти добывалось там много, нефть была отличного качества - легкая, без примесей тяжелых углеводородов и серы. После Гражданской войны этот район наряду с Азербайджаном стал одним из основных районов нефтедобычи страны.
Перед началом Великой Отечественной войны добыча нефти в Чечне составляла 4 млн тонн в год, однако в ходе военных действий нефтяная инфраструктура была полностью разрушена. После войны добыча была восстановлена и с конца 50-х годов, с открытием новых высокопродуктивных залежей, устойчиво росла, достигнув максимума на уровне 21,3 млн тонн в 1971 году.
В последнее десятилетие советской власти добыча нефти в Чечено-Ингушетии неуклонно сокращалась: в 1980 году в республике добывали 7,4 млн тонн нефти, в 1985 году - 5,3 млн тонн, в 1990 году - 4,2 млн тонн, в 1991 - 4,1 млн тонн. Надо отдавать еще отчет, что это была суммарная добыча по сути из двух современных регионов, Чечни и Ингушетии, которые тогда были объединены в одну административно-территориальную единицу - Чечено-Ингушскую АССР.
А вот что было без сомнения очень мощной - так это нефтяная промышленность. В Грозном функционировали 3 НПЗ суммарной мощностью 19 млн. тн (завод им. Шерипова, Грозненский, и Новогрозненский им. Анисимова), на которых производилось до 6% бензина и до 90% авиационных масел от общего объёма выработки в СССР. Был построен Грозненский химкомбинат (основной продукт – полиэтилен высокого давления), кроме того, прямогонным бензином с Грозненской группы НПЗ по трубопроводу обеспечивался крупнейший в СССР производитель полиэтилена низкого давления – Буденновское ПО «Ставропольполимер», одно из важнейших промышленных предприятий Ставропольского края. Работал один из ключевых институтов в области нефтепереработки и нефтехимии - ГрозНИИ, в котором, например, были созданы советские технологии каталитического крекинга.
Но вот после провозглашения независимости, дела в нефтяной отрасли и промышленности пошли совсем неважно.
В 1992 году, уже во времена независимости, в Чечне было добыто 3,6 млн тонн, а за 11 месяцев 1994 года было добыто 1180 тыс. тонн - 29 процентов от добытого в 1991-м. Дудаев и чеченские власти внезапно для себя осознали простую истину - нефть добывать - не лопатой махать. Добыча нефти - это настоящая индустрия и для этого нужен постоянный приток финансов, оборудования и технологий, которые, о чудо, давал тот самый федеральный центр. Что для работы заводов нужны специалисты, многие из которых приезжие, что там нужны деньги, технологии, оборудование.
Да и сидеть на трубе не очень получалось. До провозглашения независимости республика была узлом транспортировки нефти, где объединялись потоки местной, западно-сибирской, тенгизской (Казахстан) и азербайджанской нефтей,
с последующей прокачкой в Туапсе и Новороссийск (через Тихорецк). Объём прокачки нефти составил в 1990 г. 58 млн. тонн.
Но это было когда была единая транспортная система. А когда у тебя по сути анклав, то, еще раз внезапно, ты оказываешься полностью зависим от страны-транзитера. Российская Федерация просто отказалась прокачивать нефть из Азербайджана в Новороссийск по имеющемуся трубопроводу по совсем нескромной цене, которую заломили власти Ичкерии. Они хотели брать по космическому тарифу - 2,2 доллара за каждую тонну.
Но никто согласия не дал и пришлось осетра урезать - 43 центов за тонну, что было тогда стандартной среднемировой ценой. Власти гордой и независимой республики отказались. И тогда был выбран другой путь транзита - потоки Западно-Сибирской нефти, пошли до Тихорецка по другим магистральным нефтепроводам "Транснефти", тенгизская нефть - по системе Каспийского трубопроводного консорциума (Тенгиз-Новороссийск), объёмы ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) - по сооружённому "Транснефтью" трубопроводу в обход Чечни. АМОК (Азербайджанская международная операционная компания, реализующая проект АЧГ (месторождения Азери-Чираг-Гюнешли) после ввода трубопровода Баку-Джейхан получила двукратный запас мощностей по транспортировке. Гордые горцы остались с носом.
Правда после позорных Хасавюртовских соглашений в сентябре 1997 года Россия, Азербайджан и Чечня наконец подписывают договор о транзите каспийской нефти через Новороссийск. Россия получает $15,67 за прокачку 1 тонны нефти, Чечня — $4,57. Охраной трубы занимается батальон из 400 человек, руководит им близкий к Масхадову Муса Чалаев. Примерно год стороны выполняют свои обязательства, но с августа 1998 года деньги из Москвы перестают поступать.
Тогда местные жители массово начали заниматься врезками в трубопровод и гнать ужасающего качества бензин, который тогда продавался в трехлитровых банках по всей Южной России. Чеченский бензин в те времена был настоящим мемом.
А дела шли тем временем все хуже и хуже
Верблюжьего молока в краниках не появилось. Более того, даже обычное исчезло вместе с нефтью.
Посевная площадь горной республики - 189 тыс. гектаров, тогда как, например, посевная площадь одной лишь Орловской области - 1,3 млн га. При этом, население Чечни - 1,5 млн. человек, а Орловской области - 724 тыс. человек.
Нефти, которой обещал всех залить Джохар, оказалось смехотворно мало. Оренбургнефть, переживавшая тогда совсем не лучшие времена, давала ежегодно 7-7,5 миллионов тонн. А нефтяной комплекса Чечни (объединённый в ГУП "ЮНКО") давла тогда менее миллиона тонн. При этом население республики было 1 307 071 человека (1994 год), а Оренбургской области в том же году 2 196 785. То есть на душу одного жителя Оренбургской области добывалось в 3,5 раза больше нефти. И я еще не говорю про Западную Сибирь.
И меня все еще грызет сомнение. Ну не мог Дудаев не знать, что запасы Чечни вовсе не такие, как думает неграмотный обыватель. Не мог он не знать, что скважинный фонд старый, скважины сильно истощены. Что добыча будет падать, а природных ресурсов так мало, что не хватит даже на прокорм населения. Сейчас же некогда знаменитые Грозненские нефтепромыслы дают всего несколько сотен тысяч тонн нефти в год. Чудес не бывает, и исчерпаемые ресурсы рано или поздно заканчиваются.
Да, популизм о кранах, из которых течет верблюжье молоко помог ему получить власть. Да, его ближайшее окружение наверняка озолотилось даже от скромного количества нефти, потому что ее достаточно для обогащения кучки людей. Но много ли досталось от этого простому народу? Ведь все оказалось один в один, как с ныне самостийными странами, которые мечтали жить как во Франции, а живут часто немногим лучше, чем в бывших французских колониях. Это не они кормили Россию, а наша страна давала больше, чем забирала.
Но некоторые необучаемы настолько, что не способны учиться даже на своих ошибках, это уже диагноз. По их совершенно диким фантазиям в сутки в Чечне добывают миллион (!!!!) баррелей и ежемесячно вывозятся 60 000 (!) железнодорожных цистерн нефти. Это примерно 40 огромных, полукилометровых поездов в сутки, тянущих 50 цистерн с нефтью
И это отличный урок для всевозможных доморощенных сепаратистов, которых все время объедает Москва, которая не Россия. Все эти вопли полезных альтернативно одаренных не более, чем выражение чаяний тех, кто хочет власти. Ведь как сказал классик:
Власть — не средство; она — цель. Цель власти - власть