Российские эксперты, которые уже много лет работают в сфере роботизации, в последнее время все чаще говорят о том, что использование роботов в промышленности – это уже необходимость. В ближайшем будущем в Сибири прогнозируется еще больший рост нехватки сотрудников рабочих специальностей в производстве, строительстве, транспорте. Предприятия понимают, что максимально столкнутся с дефицитом специалистов и рассматривают варианты выхода из ситуаций, стремясь при этом сохранить имеющиеся кадры и набранный темп производства. И таким спасением может стать заблаговременная покупка и внедрение автоматизированных машин. Об эффективном использовании промышленной роботизации в производстве рассказывают исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова и директор филиала CRP-СИБИРЬ Евгения Ямщикова.
Как говорят эксперты, робот нужен для того, чтобы воспроизводить те действия, которые делает человек на производственных операциях, характеризующихся монотонностью, грязным производством и работой с дорогостоящим оборудованием. «Изначально роботизация наиболее активно прослеживалась в таких отраслях как автомобилестроение и электроника. В России в этот пул добавилась обрабатывающая промышленность, в том числе и пищевое производство. Сегодня к процессу внедрения промышленных роботов активно подключается топливно-энергетический комплекс, строительство и сервисные услуги», – рассказывает директор филиала CRP-СИБИРЬ Евгения Ямщикова.
Как отметила исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова, робототехника относится к быстроменяющейся индустрии. Но пока до определения «отрасль» она не дотягивает. «Если рассматривать участников в отраслевом разрезе, то он четко перекликается с наиболее развитыми отраслями экономики в том или ином регионе. Для Сибири традиционно характерна развитость в области машиностроения, металлообработки и аграрном комплексе. Соответственно, в этих сегментах экономики робототехника, собственно, и применяется, – говорит эксперт. – Региональную статистику мы не ведем, поскольку в настоящее время в России плотность роботизации очень невысокая. И делить общую статистику на регионы пока очень сложно».
По словам Евгении Ямщиковой, большинство клиентов филиала CRP-Сибирь – малый и средний бизнес, так как этим категориям проще, чем производственным гигантам, внедрить в работу промышленных роботов. Чаще всего за услугами по роботизации производства обращаются мебельные фабрики, строительные компании, заводы по изготовлению различных изделий из металла и предприятия, которые применяют в своем производстве сварочные работы. «Если в прошлом году заказчики хотели с помощью роботов повысить производительность, увеличить объемы выпуска продукции, то сейчас многие стараются снизить зависимость от кадров, – говорит Евгения Ямщикова. – На сегодняшний день особенно популярны сварочные роботы. Их доля во внедрении составляет порядка 90 процентов. Остальное приходится на другие модификации. Совсем недавно появились коллаборативные роботы, и еще не получили большого распространения на предприятиях и крайне редко используются SCARA-роботы».
Сварка по-прежнему остается основной сферой роботизации для металлообрабатывающих предприятий. Машины здесь применяются широко: во всех видах и способах сварки, обеспечивая стабильное качество и герметичность швов. При этом скорость, точность и гибкость промышленных роботов за последние годы значительно увеличились. А окупаемость такой техники составляет для среднего по размерам предприятия менее двух лет. «Есть несколько примеров небольших компаний, которые приобрели робота и окупили его примерно за один-два месяца, при этом увеличили количество поставляемой продукции, и вышли на чистую прибыль. Далее – расширяли производство, линейку изделий, начинали брать больше заказов», – говорит Евгения Ямщикова.
Как правило, срок службы роботов, заявленный производителями, как минимум 10 лет при интенсивном промышленном использовании. Первое техническое обслуживание происходит приблизительно через 5000 моточасов и обычно заключается в обновлении смазывающей жидкости и замене батарейного блока. «Робототехнику принято разделять на два сегмента – промышленный и сервисный. Промышленные роботы – это те автоматизированные машины, которые участвуют непосредственно в производственном процессе. А сервисная робототехника – это то, что дополняет производственный цикл. Если говорить про промышленную робототехнику, то на самом деле из года в год автоматизированные машины подвергаются лишь небольшим изменениям, к примеру, уменьшаются в габаритах. Вообще в последние годы наблюдается тенденция к минимизации размеров роботов, при этом грузоподъемность остается прежней. Отмечу, что принцип шестиосевого манипулятора в робототехнике остается без изменений уже на протяжении нескольких десятилетий. Что касается сервисной робототехники, то в этом сегменте есть серьезное поле и для инноваций, и для внедрений в такие отрасли экономик как топливно-энергетический комплекс, добыча нефти и газа, электросвязь и другие», – уточнила Евгения Ямщикова.
Главное изменение в промышленной робототехнике – это то, что роботы теперь способны интегрироваться в целые системы. Конструкторы наделяют их способностью передавать друг другу информацию и автоматизированные машины становятся более «дружелюбны» к оператору. «Сегодня роботом может управлять специалист, который не обладает какими-то серьезными знаниями и навыками в области робототехники и мехатроники. Ему нужно так же, как и оператору станка с ЧПУ, обучиться программе, и сразу станет понятно, как этим роботом управлять», – отметила эксперт.
В России суммарно продается не более 500 роботов ежегодно, а, например, в Китае более 250 000 штук. Пока производители автоматизированных машин сталкиваются с тем, что люди боятся роботизированного управления, у них нет понимания, как это работает. По мнению экспертов, главное, что отпугивает руководителей предприятий в автоматизации производства – это финансовая составляющая роботизации. Установка робота является дорогостоящим процессом. Однако, в последние годы, как отмечают эксперты, роботизированные комплексы стали более доступны по стоимости – малый и средний бизнес может их себе позволить. Если раньше цена за робота доходила до 20–30 миллионов рублей, то сейчас в среднем его можно приобрести за 5–6 миллионов рублей. Стартовая же цена на сварочного робота составляет всего около 2 миллионов.
Финансовая составляющая не единственное, о чем беспокоятся предприятия. Им кажется, что в процессе роботизации придется перестраивать весь завод. Но это не так. Автоматизировать свое производство можно как комплексно, так и точечно. По мнению Ольги Мудровой, роботизация производства абсолютно ничем не отличается от любой модернизации оборудования. Самое главное – верно определиться с целью установки таких машин. Дальше – правильно рассчитать свои финансовые возможности и определиться с тем, как будет влиять изменившийся производственный поток на выручку предприятия, поскольку робот работает 24 часа в сутки и семь дней в неделю. «Безусловно, для того, чтобы роботизация была эффективна, необходимо рассматривать установку робота не только в рамках одного технологического узла или процесса, но и с точки зрения входящих и выходящих потоков из этого производственного звена. Почему это важно? Потому что робот – это все-таки машина, устройство, которое очень чувствительно к тому, какое заготовительное производство ведется на предприятии и как выстроены технологические процессы. Для эффективности роботизации предприятию часто приходится рассматривать свой производственный цикл в комплексе. Необходимо понимать, что роботизация – это только первый шаг, модернизация всего производственного процесса должна быть непрерывной. Но это не значит, что нужно постоянно покупать новые роботы или станки. В первую очередь, необходимо смотреть на интеграцию роботов с цифровыми платформами, которые используются на предприятии, а также заниматься подготовкой кадров, которые будут работать с роботами и с другими системами производственного предприятия».
Многие опасаются и того, что с внедрением роботов специалисты, работающие на предприятиях, массово останутся без работы. Однако, по мнению экспертов, это заблуждение. Хоть эти машины и занимаются сваркой круглыми сутками и самостоятельно, но без человека они работать не смогут. Робот еще не обладает искусственным интеллектом. Он программируется оператором. При этом один сотрудник может управлять несколькими роботами. Это возможность масштабировать навыки одного работника на несколько постов. В итоге специалист не остается без работы – он становится оператором: пишет программу и следит за всеми манипуляциями машины. Использование роботов помогает создавать более комфортные условия труда. Есть также опасные производства, где сотрудникам ежедневно приходится работать с токсичными веществами или материалами. Внедрение робота может многократно снизить уровень вредного воздействия на организм человека. К примеру, на радиохимическом заводе в Северске Томской области установили робот-манипулятор для перемещения емкостей с остеклованными отходами. Его изготовили специально для предприятия, преимущественно из отечественных комплектующих. Робот оснащен видеокамерами, а также лазерной системой позиционирования. Он может перемещать до 200 килограммов груза на расстояние порядка 30 метров. Сотрудники завода контролируют работу манипулятора со щита технологического контроля.
По мнению экспертов, роботизация – это не будущее, а настоящее. «Чем быстрее предприятия пойдут в эту сторону, тем быстрее они закрепятся в своих нишах и преодолеют проблемы кадрового дефицита и конкурентной борьбы», – отметила Ольга Мудрова и добавила, что среди предприятий уже есть случаи, когда с помощью робота удалось полностью заменить какие-то сырьевые компоненты, которые раньше поставляли из-за рубежа.
Фотографии Константина Кутузова