Упоминания демонов в Мишне, Тосефте и Иерусалимском Талмуде очень редки. Чаще упоминают о них классические мидраши, наиболее же часто и подробно говорит о демонах Вавилонский Талмуд. Для обозначения демонических существ в раввинистической литературе используются в основном те же термины, что и в иудейских сочинениях раввинистической эпохи, в т.ч. šed («демон»), ruaḥ («дух») и lil («лил»). Новым является слово mazziq (мн. ч. евр. mzyqym, арам. mzyqyn), образованное от корня nzq «вред» и означающее буквально «вредящий».
Самое раннее высказывание о происхождении демонов в раввинистической литературе содержится в Мишне Авот, отредактированной во II в. н.э. в римской Палестине. Она утверждает, что демонов создал Яхве в шестой день творения. После перечисления вещей, которые были созданы в сумерках накануне субботы, следует дополнение: «некоторые говорят, что также демоны (mazziqin)» (Мишна Авот, 5.6; то же в ВТ Песахим, 54a.17).
Более подробно на эту тему высказывается Большой мидраш на Книгу Бытия, отредактированный в Палестине ок. V в. Он также утверждает, что демонов создал Яхве, но добавляет к этому, что из-за наступления субботы он не успел закончить свою работу, поэтому демоны остались бестелесными: «“И сказал Бог: да произведет земля душу живую (nep̄eš ḥayya) по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так” (Быт. 1, 24). Рабби Элазар сказал: Душу живую – это дух (ruaḥ) Первого Адама. “И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо” (Быт. 1, 25). “И создал Бог зверей земных по роду их”: Рабби Хошая Рабба сказал: Это змей. Рабби Хама бар Хошая сказал: В отношении душ сказано четыре (1. душу живую по роду ее; 2. скотов; 3. гадов; 4. зверей земных по роду их). А при создании сказано [три]: Зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. Почему? Рабби сказал: [Четвёртая душа] это демоны (šedim). Когда Святой, благословен он, создал их души (nišmatam) и собирался создать тела (gup̄an), наступила суббота, и он не создал их» (Берешит Рабба, 7.5).
В другом месте того же Большого мидраша на Книгу Бытия приведена альтернативная точка зрения, согласно которой демоны произошли от совокупления Адама и Евы с духами: «Рабби Симон сказал: “Ева, ибо она стала матерью всех живущих” (Быт. 3, 20). Мать всех живых существ, ибо рабби Симон сказал: Все сто тридцать лет, пока Ева была отделена от Адама, мужские духи (ruḥot hazzəḵarim) разгорались от неё, и она рожала от них, а женские духи (ruḥot nəqeḇot) разгорались от Адама и рожали от него. Поэтому написано: “Если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих (’adam)” (2 Цар. 7, 14). То есть сынов Первого Адама» (Берешит Рабба, 20.11). Здесь остаётся необъяснённым, откуда взялись духи, с которыми совокуплялись Адам и Ева.
С существенными изменениями этот рассказ воспроизводится в трактате Вавилонского Талмуда «Эрувин» («Смешения»): «Рабби Йирмеях бен Элазар сказал: Все годы своего наказания Адам рожал духов, демонов и лилов (hwlyd rwḥyn wšydyn wlylyn), ибо сказано: “Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф” (Быт. 5, 3). Это значит, что до сего времени он рожал не по своему образу. Возражение. Рабби Меир говорил: Первый Адам был очень благочестив (ḥasid). Когда он увидел, что из-за него как наказание была введена смерть, он постился сто тридцать лет, отдалился от женщины на сто тридцать лет и носил на своей плоти опоясание из смоковных листьев сто тридцать лет. Это было сказано о семени, которое он испускал невольно» (ВТ Эрувин, 18b.10-12).
В данной версии Ева вовсе не упоминается, а Адам освобождается от обвинения в совокуплении с духами. Демоны рождались от семени, которое он испускал непроизвольно.
Вавилонский Талмуд содержит ещё два рассказа о происхождении демонов. В трактате «Санхедрин» тот же рабби Йирмеях бен Элазар утверждает, что Яхве превратил в демонов часть строителей Вавилонской башни: «Те, которые сказали: Поднимемся наверх и станем вести войну! превратились в обезьян (qwpym), духов (rwḥwt), демонов (šydym) и лилов (lylyn)» (ВТ Санхедрин, 109a.5). Отметим, что троица «духов, демонов и лилов» встречается только в вавилонских раввинистических текстах.
Обезьян вместе с демонами упоминает также Большой мидраш на Книгу Бытия, утверждающий, что во дни Еноса сына Сифа «лица людей стали подобны обезьяньим, и они стали уязвимы для демонов (ḥlyn lmzyqyn). Рабби Йицхак сказал: Они сами сделали себя уязвимыми для демонов, [потому что они сказали]: Какая разница между тем, кто кланяется образу, и тем, кто кланяется человеку?» (Берешит Рабба, 23.6).
Наконец, свою версию происхождения демонов предлагает трактат «Бава Камма» («Первые врата»): «Самец гиены через семь лет превращается в насекомоядную летучую мышь, насекомоядная летучая мышь через семь лет превращается в травоядную летучую мышь, травоядная летучая мышь через семь лет прекращается в чертополох, чертополох через семь лет превращается в тёрн, тёрн через семь лет превращается в демона (šd)» (ВТ Бава Камма, 16a.22).
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/
https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8
https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx
https://digital.wildberries.ru/offer/186202