А вы знали, что первые автозаправочные станции существовали еще при Николае II? Рассказываем, как развивалась сеть АЗС в СССР и России, какие были цены на бензин, как выглядят современные АЗС.
Российская империя и СССР до появления ВАЗ-2101
Первая АЗС появилась еще в Российской империи в 1911 году. В то время был подписан договор между нефтяной компанией братьев Нобель и Императорским автомобильным обществом. Тогда АЗС называли бензиновыми станциями. Три года спустя, в 1914 году, в крупных городах России было построено 440 станций.
В СССР сеть станций развивалась не так активно. Машин в Союзе было мало — всего несколько десятков тысяч. Для сравнения: сейчас в России 54,5 млн автомобилей. Очередей на станциях обычно не было: все закупались канистрами и хранили бензин в гараже.
В 1920–1930-х годах сеть постепенно развивалась, но активный рост пошел только после войны, в 1950-х. В СССР возросло число машин, а с ними и потребность в бензине. Помимо открытия новых точек, на станциях начали появляться дополнительные услуги, напитки и еда.
Вся сеть станций была поделена на две большие категории: одни обслуживали правительство, другие — всех остальных. Долгое время в СССР действовала талонная система: купить топливо, как и многие товары, можно было только по талону. С 1 января 1969 года были введены розничные цены на бензин, указанные в рублях за 10 литров:
- А-66 — 0,6 руб.
- А-72 — 0,7 руб.
- А-76 — 0,75 руб.
- АИ-93 — 0,95 руб.
- АИ-98 — 1,05 руб.
- Сланцевый — 0,6 руб.
- Экстра — 1 руб.
- Авиационный — 1,2 руб.
- Топливная смесь — 0,8 руб.
СССР, 1970–1990-е годы
Активное развитие станции получили после выпуска ВАЗ-2101 в 1970 году. «Жигули» стали настоящим открытием в отечественном автопроме. В Союзе резко возросло число автомобилистов и появилась нехватка бензина. ВАЗ-2101 заправлялся АИ-80 и АИ-92 — такой тип бензина в СССР несколько лет был в дефиците. В 1975 году ситуация стабилизировалась, и эти виды бензина, а также АИ-95 появились на большинстве АЗС.
При подготовке к летним Олимпийским играм 1980 года, проходившим в Москве, некоторые столичные АЗС модернизировали. Во многие добавили кафе и автомастерские. Убрали талоны на топливо и сделали доступной оплату наличными. Со временем талоны упразднили на всей территории СССР.
Бурное развитие АЗС продолжилось в 1990-х годах: тогда начали появляться частные заправки. Правда, как и у многих бизнесов тех времен, у станций были свои проблемы. Часто они строились без соблюдения правил безопасности, без проектной документации, продавали бензин посредственного качества. Многие АЗС закрывались, не проработав и года, из-за неправильно выбранной локации.
АЗС сегодня
Современные автозаправочные станции — это не только место, где можно заправиться топливом. Здесь можно отдохнуть, набраться сил, вкусно поесть. На АЗС «Татнефть» вы можете:
- заправиться топливом,
- поесть суп, второе блюдо или салат;
- полакомиться национальной татарской выпечкой;
- взять перекус в дорогу;
- согреться стаканом горячего чая или свежесваренного кофе;
- стать участником программы «Клуб Чемпионов» и получать бонусы с каждой покупки.
В некоторых АЗС есть дополнительные услуги: кафе, детская комната, Wi-Fi, пылесос, зарядка мобильных телефонов. Посмотреть адреса и доступные услуги можно на карте АЗС.
Приезжайте на АЗС «Татнефть» и оцените качество нашего топлива, попробуйте вкусные напитки и выпечку. Ждем вас в гости!