Изменение налогового режима скажется не только на «богатых» россиянах, но и на экономике страны в целом. Но не всегда увеличение налога приводит к улучшению благосостояния субъектов РВ. О том, что достанется региональным бюджетам по итогам реформы, рассказываем далее.
Совсем недавно в России насчитывалось до 15 регионов-доноров. Под донорами понимают богатые регионы, которым не требуется финансовая помощь из федерального бюджета. Главными донорами в стране выступают Москва, Санкт-Петербург, а также некоторые области Сибири, Свердловск, Татарстан и т.д. В 2024 году их число выросло до 23.
Несмотря на это, общая картина остается прежней. Благосостояние большей части субъектов зависит от того, сколько денег государство готово в них вложить. 2023 год закончился не слишком удачно – многие региональные бюджеты в декабре фиксировали дефицит.
Вместе с расходами росли и доходы. Отдельного упоминания заслуживает Уральский федеральный округ. Все области отмечены увеличением доходов жителей, а вместе с тем и наращиванием налоговой базы. Такие перемены объясняются усиленной поддержкой оборонно-промышленного комплекса со стороны государства.
Если сравнивать регионы по величине собранного налога на доходы физлиц, то уверенное первенство достанется Москве. На нее приходится 25% от общих сборов НДФЛ. Немного уступают столице Московская область и Санкт-Петербург. В итоге мы получаем картину, в которой почти половина НДФЛ приходится на три региона.
Из этих данных можно сделать вывод о том, какие последствия будут у налоговой реформы. Увеличение ставок затронет в первую очередь богатые регионы – они и выиграют больше всех. По этой причине уже звучат предложения переводить в федеральный бюджет все деньги, собранные поверх стандартной ставки в 13%. Только так другие регионы смогут получить ощутимую выгоду от готовящихся изменений в НК РФ.
Хорошей новостью для регионов стала идея списать две трети долгов по бюджетным кредитам. Однако списание будет проходить на определенных условиях: освободившиеся средства властям придется вложить в развитие инфраструктуры. Всего государство собирается простить чуть больше триллиона рублей. Должниками оказались почти все регионы.
Но и с развитием инфраструктуры дела обстоят не так просто. Минэкономразвития предлагает вкладываться в проекты, способствующие раскрытию экономического потенциала региона. В это же время губернаторы указывают на то, что территории нуждаются в более «приземленной» помощи. К примеру, в замене лифтов, расселении жителей старого фонда и других мерах, непосредственно связанных с сектором ЖКХ.
Другой российской проблемой стала проблема неравенства доходов. Социальная справедливость заканчивается там, где начинаются территориальные особенности. У властей есть всего два пути: финансовая помощь отстающим или подавление роста самых обеспеченных. Второй путь – наименее привлекательный для российской экономики.
Что касается зарплат, то их выравнивание кажется невыгодным и даже невозможным решением. Величина дохода зависит от стоимости товаров и услуг в том или ином регионе. К примеру, на Чукотке вырастить, выучить и пролечить человека стоит в десять раз дороже, чем в целом по стране. В Якутии, Магадане, Ненецком АО аналогичная ситуация, хотя разрыв чуть меньше.
А поскольку стоимость и условия проживания во всех субъектах нельзя подвести под общий показатель, различия в уровне доходов у людей одной и той же специальности сохранятся. Задача государства состоит в том, чтобы поддерживать пропорцию заработок – уровень жизни, учитывая особенности каждого региона.