Найти тему

Как приобщить подростка к чтению

Оглавление

Небо голубое, трава зелёная, многие дети не любят читать — вот три факта, с которыми мало кто может поспорить. С другой стороны, такова учительская и родительская доля: взять пустой холст и нарисовать на нём нечто прекрасное, пока кто-нибудь другой не заполнил его беспорядочными мазками и кляксами.

Но подростков уже сложно назвать пустым холстом. Многие из нас забывают, что они уже не дети, из чего следует мой первый совет (который, впрочем, можно и нужно применять и к детям помладше):

1. Ни за что не заставляйте подростка читать.

Как бы вам ни казалось, что вы подобрали идеальную книгу, и ваш ученик или ребёнок её обязательно полюбит... на практике это окажется совсем не так. Если вы начнёте заставлять кого-то читать, то вам стоит подготовиться к двум неизбежным выводам:

1) То, что ВЫ подобрали книгу вовсе не значит, что для кого-то другого она идеальна.

2) Подросток будет ненавидеть её, даже если не прочитает ни одной главы.

К сожалению, это правда. Испытывать негативные чувства к чему-то, что нам активно навязывают, это совершенно нормально. Каждый из нас сталкивался с навязчивой рекламой в интернете: чем больше мы её видим, тем чаще начинаем скрипеть зубами при одном её упоминании.

И если это — следствие какой-то обезличенное рекламы, воздействующей на взрослого человека, то что будет, умножь мы эту ситуацию на эмоциональность подростка и навязывание со стороны авторитетного взрослого?

Точно ничего хорошего.

Отдельно хочу заметить, что я не отношу этот совет к книгам, необходимым в учёбе. Если других путей нет, то лучше заставить ребёнка, чем потакать нежеланию учиться в самом подходящем для этого возрасте.

И из всего этого мы можем вывести следующий пункт:

2. Заинтересуйте подростка книгой

Интерес — вот причина, почему мы покупаем книги, которые присмотрели в магазине, открываем новую главу захватывающего детектива или упорно дочитываем нонфикшн.

И если мы выбираем книги, которые вызывают у нас интерес, то почему с "людьми поменьше" это должно работать по-другому? В конце концов, мы обсуждаем не вопрос "Как заставить подростка читать хотя бы минимум школьной программы?".

Ключевое слово — приобщить. Значит, если мы хотим, чтобы подросток хотел читать, то у него должна быть причина хотеть.

С детьми было куда проще, верно? Красочная обложка с милыми персонажами уже половина причины, почему они хотели бы прочитать ту или иную книгу! Но если момент упущен, и у вас в руках не читающий подросток, придётся попотеть.

Если речь идёт о школьной программе, это не так сложно, как кажется. Вспомните себя в юности. Что было самым большим стимулом читать классику, подогреваемым взрослыми?

— Карманные деньги? — с ужасом предположите вы?

Что за глупости? Интересные обсуждения? Разве тем, кому повезло с учителем литературы, не нравилось вступать с ним в интересную и плодотворную дискуссию? Главное в этом методе — не стать той самой "мегерой", которая ругает подростка за то, что он "смеет" иметь своё мнение о прочитанном.

Ведь не сам факт чтения, а размышления о прочитанном и формирование своего суждения — не та самая цель, которую мы преследуем, приобщая молодое поколение к чтению?

К тому же, подросткам страшно нравится, когда их слышат.

Есть ещё несколько способов вызвать интерес. Если вы в ситуации "не читает вообще ничего", можно начинать с малого. Многие фильмы и сериалы сняты по книгам, а если нет, не составит труда найти что-то достаточно похожее — почему бы не предложить подростку ознакомиться с первоисточником его любимой киноленты? А может, у вашего подростка есть читающие друзья? Что сейчас популярно в их среде? В конце концов, не отставать от сверстников — тоже стимул, чтобы начать.

-2

3. Подавайте пример

И снова пункт, подходящий и для детей, и для подростков. Если человек с вредными привычками посоветует вам вести здоровый образ жизни, он не вызовет у вас доверия, даже если вы знаете, что это принесёт вам только пользу. Как подросток поймёт, что ему действительно стоит попробовать, и чтение его обязательно понравится, если авторитетные взрослые отдыхают только перед телевизором?

А вот если он увидит вас, зачитывающихся увлекательной книгой, разве ему не будет хоть чуточку любопытно? Простой способ следовать второму пункту, не так ли?

-3

4. Не навязывайте своё суждение

Я уже затронул эту тему чуть выше, но скажу снова. Подросток сформирует своё мнение о прочитанном, но оно может быть совсем не таким, как у вас или авторитетных критиков! Но в этом и смысл, верно?

Никогда не опускайтесь до навязывания мнения или явного пренебрежения — здесь работает та же стратегия, что и со взрослыми: только зрелые дискуссии с аргументами! Только так подросток поймёт, что не только может свободно обсуждать с вами книги, но и в целом не получит от этого никакого негатива.

(И только представьте, какие сочинения он будет писать, если будет уметь не только зубрить и повторять заученное, но и рассуждать и смотреть на что-то с разных точек зрения!)

Да и вспомните самих себя: когда вы перечитали «Войну и мир» (или любую другую книгу) спустя годы после окончания школы, разве вы не открыли для себя много нового?

Хочу сразу сказать: любой из этих советов может НЕ подействовать на подростков старшего возраста. Они — минное поле и, как ни жаль это признавать, если время уже упущено, то шанс что-то изменить крайне низок. Подобные ситуации стоит решать раньше, чем они превратятся в проблемы.

А какие советы по поводу приобщения подростков к чтению есть у вас? Может, у вас уже есть позитивный опыт? Вы всегда можете поделиться своим опытом в комментариях))