Все началось с портрета Маяковского в технике линогравюры, над которым по заказу Комбината графического искусства работал московский художник Юрий Могилевский. Поначалу работа не ладилась, автор браковал все варианты, пока не пришло творческое озарение.
«Я вдруг понял: решение, которое казалось непосильной задачей, возможно только с помощью «лирического героя» поэта, — вспоминал Юрий Борисович. — Когда напечатал первый оттиск, у меня было ощущение «авторского шока». Я был загипнотизирован своей гравюрой».
Ее весной 1959 года Могилевский представил на столичную художественную выставку и не ошибся: зрители тепло приняли его «Маяковского». В том же году работа была представлена на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где ее отметили почетным дипломом. Спустя несколько лет изображение стало эмблемой Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
А дальше произошла совершенно удивительная история. «Мой брат Эдик сказал, что видел на газетном стенде заметку о выигравшем конкурс проекте станции метро «Маяковская» в Ленинграде: в качестве главного элемента оформления станции использовали портрет моей работы, — вспоминал Юрий Могилевский. — Я об этом не знал и удивился, что кто‑то распоряжается гравюрой без моего ведома!»
Вскоре художнику позвонили архитекторы из Ленинграда. Они объяснили, что искали подходящий портрет поэта и случайно наткнулись на него в польском журнале «Экран». Решили использовать его в оформлении станции, будучи уверены, что Могилевский — польский художник. Потом кто‑то подсказал им, что автор живет в Москве. К художнику приехал один из архитекторов, Александр Бочаров, чтобы обсудить использование изображения.
«Я поставил условие, что сам сделаю рисунок для мозаики в натуральную величину, а это что‑то около трех метров в высоту, и буду вести авторский надзор за выполнением мозаики», — отмечал Могилевский. Это оказалось непростым делом, ведь ленинградские мастера придерживались принципов «римской мозаики», то есть, формируя изображение, использовали мелкие камушки. Однако это нарушило бы контраст больших плоскостей, из которых «строился» портрет Маяковского.
«Поездки в Ленинград были необходимы. Они дали возможность лучше узнать город, глубже почувствовать его дух и своеобразие», — вспоминал Могилевский.
Станция метро открылась в 1967 году. Представить ее сегодня без двух одинаковых мозаичных изображений Маяковского, расположенных по одному с каждой стороны, на противоположных концах зала, просто невозможно.