Сильно изменился.
На Hulu вышел третий сезон производственной драмеди «Медведь» о работе склочной команды семейного ресторана. Сериал тихо вышел в 2022 году и слегка потерялся на фоне более громких проектов Netflix и HBO. Но уже к премьере второго сезона у него набралась большая аудитория поклонников, а к выходу третьего – ряд престижных наград (шесть «Эмми» и четыре «Золотых глобуса»).
Но удалось ли создателям выдержать планку завышенных ожиданий?
Что было в прошлых сезонах?
Шеф-повар Карми Берзатто (Джереми Аллен Уайт) бросает престижную карьеру в мишленовском ресторане Нью-Йорка и возвращается в родной Чикаго – управлять семейной сэндвичной The Beef. В наследство от брата Майка герою досталась грязная кухня, долги по счетам, раздраженные сотрудники и отсутствие посетителей. Невротичный Карми попал в настоящий ад, но ему будто комфортно существовать только в таких условиях. Спасибо детству в дисфункциональной семье и напряженной работе подмастерьем критичного шефа.
В закусочной у Карми больше свободы выражения своего упрямого характера, и он тут же применяет его в деле. Нанимает амбициозную су-шеф Сидни (Айо Эдебири), придумывает новое меню, реорганизует процессы на кухне, чем раздражает старожилов. Но всего этого мало – и к финалу сезона надежды на светлое будущее закусочной испаряются, залетая в кухонные вытяжки. Карми и Сидни решают построить на месте The Beef новый ресторан высокой кухни – «Медведь». Смелое решение в условиях пандемии и экономического кризиса.
Во втором сезоне работа и нервы кипят, как и раньше. Карми и Сидни заручаются поддержкой инвестора в лице дяди Джимми (Оливер Платт). К команде присоединяется сестра Карми – Натали (Эбби Эллиотт). Вместе они зачинают ремонт и стоически выдерживают инспекционные проверки.
Тем временем старательный кондитер Маркус (Лайонел Бойс) отправляется в Копенгаген, чтобы познать искусство приготовления изысканных десертов. Давний друг семьи Карми – «кузен» Ричи (Эбон Мосс-Бакрак) – учится этикету и сдерживанию своей вспыльчивой натуры в строгом мишленовском ресторане. Слегка неуверенные в себе Тина (Лиза Колон-Зайас) и Ибрагим (Эдвин Ли Гибсон) записываются в кулинарную школу. Один весельчак Нил Фак (Мэтти Мэтисон) беззаботно занимается всем и сразу – и чинит, и моет, и разбавляет напряженную атмосферу.
Открытие ресторана идет не по плану. Неудачи героев множатся и раскрывает их уязвимости. Во втором сезоне создатель шоу Кристофер Сторер заметно отстранился от Карми, добавив в прежде клаустрофобный проект больше воздуха. У персонажей появилось личное пространство и бэкграунды, а повествование вырвалось за пределы кухни, насытившись сложными сюжетными линиями.
Сценарные новшества помогли подсветить мотивации героев и заострить внимание на важной теме шоу – влиянии травм детства на отношения с собой и другими. Поэтому самым ярким по драматургии эпизодом стал шестой (с Бобом Оденкерком, Сарой Полсон и Джейми Ли Кертис), посвященный ужину семьи Берзатто в канун Рождества. В серии лились слезы, раздавались крики, над столом летали ножи, а дом ходил ходуном.
Детство Карми и его сиблингов было нервным и беспокойным. Оттого финал сезона не вызывал вопросов. В нем Карми добился желаемой высоты, но в решающий момент из-за страха облажаться запаниковал.
В третьем сезоне сериал потерял былой накал
С первых серий «Медведь» цеплял аудиторию необычным и стильным визуалом, своей непохожестью. Псевдодокументальная камера изворотливо пробиралась на кухню и фиксировала все нюансы острых рабочих процессов. Крупные планы лиц героев моментально устраняли дистанцию между зрителями и экраном, а вихреобразный монтаж избавлял сюжет от пауз и ненужных многоточий. В «Медведе» все чувства, характеры, драматургия часто подаются стремительно – в этом его фишка. Но во втором сезоне Сторер местами замедлялся, стараясь сберечь драматические силы для взрывного финала.
Мимолетом пойманная интонация спокойствия стала доминирующей в третьем сезоне. Продолжение проекта уже не учащает дыхание и биение сердца. При этом судьба ресторана все еще висит на волоске, а между персонажами по-прежнему много недомолвок и напряжения.
На этот раз режиссер дает героям больше времени на осмысление происходящего, не позволяя им потеряться в хаосе. Для этого он восстанавливает их воспоминания и снижает визуальный накал. Постоянный оператор шоу Эндрю Веде (с которым Сторер делал стендап-комедию «Дарить счастье») все чаще снимает на крупных планах и все реже дергается из стороны в сторону, избирая более плавные движения камеры. Даже саундтрек стал чуть более лиричным: в сценах играет Кейт Буш, Radiohead и Дэвид Боуи.
Сезон открывает медитативный эпизод, смешивающий сцены прошлого и настоящего Карми. Погруженный в рабочую рутину герой придумывает новую концепцию ресторана, вспоминая советы учителей – лучших шеф-поваров мира. Герой-перфекционист мечтает о звезде Мишлен и положительных отзывах ресторанных критиков, тратит нервы ради совершенства. Но его идеи сильно беспокоят коллег, а планы чреваты убытками, горой пищевых отходов, потерей клиентов и понижением уровня обслуживания.
Рассудительная Сидни едва сдерживает обиду: ее блюда вычеркиваются из меню, шеф снова срывается, а потом дает раздражающие пустые обещания. Ее возможный уход из ресторанного дома – единственный инструмент саспенса на протяжении всего сезона. Но в целом в продолжении сериала отсутствуют острые конфликты. Чувствуется, что герои устали ссориться и мириться. У каждого хватает проблем: Ричи недавно пережил развод и боится отдалиться от дочери, а Маркус потерял мать. Режиссер посвящает каждому герою по эпизоду, стараясь унять амбиции Карми. Например, в шестой серии разворачивается флэшбек Тины с изматывающим поиском работы и озаряющим знакомством с Майком Берзатто.
Рассматривать полюбившихся героев под новым углом все еще интересно. Но тактика Сторера дает осечку. Все истории в итоге соединяются в фигуре Карми: его гениальность становится гравитационной силой сезона и главной темой обсуждения. Сезон строится на параллельных сравнениях импульсивного и жесткого нрава Карми с его спокойными и понимающими учителями (кстати, их частично сыграли реальные американские шеф-повара ресторанов Мишлен).
Герой требователен ко всем вокруг, но сам никак не может измениться. Впрочем, с момента первой встречи с героем прошло два года – слишком мало для радикальных перемен.
Если во втором сезоне инновационные решения двигали шоу вперед, то в третьем они приводят к стагнации. Новые линии и подробности из прошлого не доходят до кульминации, а остаются необязательными дополнениями. Более того, из камерной и прорывной драмеди о семейных и рабочих отношениях, психологических травмах и сложностях профессии «Медведь» превратился в сериал об устройстве ресторанного мира и его идеологии.
В финале маленькое комьюнити семейного ресторанчика уступает экранное время большому сообществу рестораторов и критиков (часть из которых мы видим впервые). А финальный эпизод крадут сомнения, эгоизм и тревоги Карми. На этот раз уже другие персонажи стоят в стороне и переживают паническую атаку.
Стоит ли смотреть?
«Медведь» изменился. Сменился темп, пропал сбивающий с ног монтаж. Остались остро написанные диалоги и виртуозные композиции кадров. Правда, стоило шоу поменять форму и ритм, как правдивая статичность его героев превратилась в проблему.
Третий сезон оставляет горько-сладкое послевкусие. Это все еще энергичный, пронзительный сериал с нескучным сюжетом и безупречной актерской игрой. Это по-прежнему качественная постановка, способная удивить и новыми гранями знакомых героев, и яркими звездными камео – вроде Джона Сины или Джоша Хартнетта. Но, усердно стараясь соответствовать зрительским ожиданиям, сериал потерял разгоряченное непредсказуемое сердце и потенциал для интригующего развития. Даже фраза «Продолжение следует» в заключительном эпизоде звучит неуверенно.
Больше интересного о кино: «Головоломка 2» – теперь героиней управляет Тревожность. Узнали себя? Тогда смотрите! «Фуриоса» – лучший экшен года, но посредственность на фоне «Дороги ярости» В «Доме Дракона» пнули собаку – и пока это самая жестокая сцена! Что с песиком за кадром?