Добрый день, дорогие читатели,
Двадцать пятого июня в парижскoм Palais Garnier состоялся один из самых ожидаемых и разочарующих показов Chanel - Дом представил кутюрную коллекцию на осенне-зимний сезон 2024/25. Первый взгляд на коллекцию и анонс можно посмотреть здесь и здесь. А сейчас приглашаю подробнее познакомиться с этим запуском.
Сразу хотелось бы отметить, что эта публикация носит сугубо субъективный характер.
Изменения происходящие в Chanel, о которых я уже несколько раз упоминала на канале, во многом определили особое отношение к данному шоу. Как известно, Виржини Виар покинула Дом на пике успеха, продемонстрировав рекордные показатели за 2024 год. В подобной ситуации логично было бы надеяться на возможность увидеть ее финальную коллекцию, которой должна была бы стать Chanel Haute Couture Fall-Winter 2024/25. Однако, дизайнер, отдавшая более 30 лет своей жизни и творческого потенциала Chanel и принявшая на себя колосальную ответственность после ухода Карла Лагерфельда, не удостоилась чести продемонстрировать результаты своего труда в последнем запуске и выйти на поклон перед зрителями. Вместо необходимого оммажа, Дом так трепетно относящийся к своим истокам, поторопился представить зрителям творения некой Cтудии Fashion Creation, которую, очевидно, нужно рассматривать как тут самую "новую креативную организацию", анонсированную в неприлично пафосном сообщении об отставке Виар.
"О новой креативной организации будет сообщено в ближайшее время. Chanel благодарит Виржини Виар за ее выдающийся вклад в развитие моды, креативность и жизнь Chanel [...] Для Chanel Mode открывается новая глава".
Представители Chanel об уходе Виржини Виар и будущем бренда.
Примечательно, что о составе Студии ничего не известно. Вероятно, как и в случае с уходом креативного директора по макияжу Лючии Пика, Chanel предпочитает молчать до последнего, выпуская посредственные коллекции, а потом представить сомнительное "объединение". Коллективное творчество крайне редко бывает эффективным, так как достичь единства совсем непросто и чаще всего результатом такой работы становятся вычурные, безликие и неудобоваримые запуски. И менно это и наблюдается в Haute Couture Fall-Winter 2024/25.
За несколько дней до показа Дом традиционно опубликовал промо, но привычного фильма не последовало.
Бренд кратко пояснил, что вдохновением для запуска послужило многолетнее сотрудничество Chanel и Парижской оперы:
"Высокая мода Chanel - это дисциплина красоты, терпения и совершенства, ценностей, разделяемых с Парижской национальной оперой."
Chanel о коллекции Chanel Haute Couture Fall-Winter 2024/25.
Заняться оформлением пространства Palais Garnier для шоу выпала честь писателю, режиссеру Кристофу Оноре. Он срежиссировал мизансцену показа, чтобы передать атмосферу оперы.
В сети можно встретить мнения о том, что коллекция либо полность, либо частично создана Виржини Виар. Определенная часть коллекции действительно отдаленно напоминает ее творения и тем ярче ощущается контраст со ставшей за пять лет привычной эстетикой.
Показ открыла итальянская модель Виттория Черетти, чье появление на подиуме поклонники уже объявили "триумфальным возвращением". Комплект, продемонстрированный ею, вероятно призван максимально эту "триумфальность " подчеркнуть. Тяжелая накидка аля Вольтури из темно-синей тафты работает как машина времени, отсылая нас к последней коллекции Карла Лагерфельда.
Крайне спорным выглядит решение Студии представить тренд на микро-шорты как нижнее белье, или как называет это представители бренда брифы. Не думала, что анализируя показ Chanel, когда-нибудь опущусь до ненавистного мне и столь любимого местной аудиторией слова "трусы", но представители Chanel использует вместо термина micro shorts именно brief, что в дословном переводе означает именно "трусы", поэтому в данном случае все претензии к бренду.
В запуске использованы классические для бренда ткани - джерси, твид, шерсть органза, сатин и атлас, а также бархат, к которым добавился искуственный мех, но главенствующая роль, пожалуй, досталась тафте.
Архитектура коллекции балансирует между навязчивым стремлением утвердить представления об элегантности образца Chanel 1980-х без каких либо поправок на время и совершенно нелогичной и плохо проработанной попыткой следовать трендам. Сплошное противоречие. Флагманом Chanel Haute Couture Fall-Winter 2024/25 стала длина миди, временами с нотками легкой асимметрии.
Ретро настроение еще больше усиливается благодаря тенденции на гипертрофированную линию плеч:
Всевозможные рюши, баски, накидки, воланы и оборки стали неотъемлемой частью почти каждаго силуэта, что создает эффект подчеркнутой театральности и неносибельности. Некоторые образы выглядят особенно нелепо из-за укороченных жакетов.
Особенно следует отметить пачки и многослойные юбки, раскрывающие тему балеткора:
Удручает полное игнорирование вязаных вещей, которые Виржини Виар умела эффектно вписать в свои коллекции и которые неизменно привлекали внимание интересной техникой и идеями.
Дизайнеры постарались максимально "загрузить" силуэты декором. Бесспорно, виртуозность мастеров ателье Lesage и LeMarie достойно всяческого восхищения, однако, ощущается некоторая чрезмерность. При создании нарядов использованы такие техники как trompe l'œil и вышивка пайеткам, кристаллами и отделка косами т.д.
Колористика запуска довольно обширная, от фиолетового до золотого, традиционно активно представлен черный оттенок.
Изюминкой шоу стало ужасающее своей старомодностью свадебное платье, словно специально скопированное с образцов 1980-х годов XX века. Самая первая ассоциация приводит с венчальному образу принцессы Дианы: те же объемы, тот же эффект мятости. На ум невольно приходят изяшные свадебные образы Виржини Виар, о которых я возможно сделаю отдельную статью.
Детали отделки свадебного образа от мастеров ателье LeMarie:
Аксессуары.
Собственно, говорить что либо об аксессуарах в данной коллекции излишне. Их просто нет, не считая "танцевальных" туфели с каблуком-"рюмочкой" и огромных банты, украсивших прически моделей, которые пользователи сети иронично окрестили "ушами Микки-Мауса".
Сознательно или нет, но деятели Студии Fashion Creation отказались от украшений прочно ассоциирующихся со стилем и эстетикой Chanel: жемчужные сотуары, пояса кресты, камелии и т.д. Конечно, это может быть объяснено обилием декоративной отделки на нарядах и Виар тоже иногда позволяла себе обходиться без аксессуаров, но для первой коллекции в новом качестве решение выглядит пугающе радикальным.
Макияж.
Странно, но в какой-то момент возникло ощущение, что макияж на подиуме и тот, который продемонстрирован на бэкстейдже - это два разных макияжа. На подиуме лица моделей выглядят как "чистый лист" с эффектом glow skin, на бэкстейдже присутствуют красноватые акценты. Как бы то ни было рассмотрим вариант, продемонстрированный брендом как подиумный.
В бьюти-образе использованы средства из коллекции Амми Драмме "Jardin Imaginaire": палетки для лица с одноименным названием в оттенках Gold Peach и Light Berry, тени-карандаши Stylo Ombre et Contour в оттенках 42 и 52, а также стики для лица Baume Essentiel в оттенках Moonlight Kiss и Solar Glow. Подробнее о макияжном запуске можно прочесть здесь и здесь. Губы моделей оформлены помадами 31 Le Rouge в оттенках 14 Rouge Intimiste и 19 Rouge Lion.
Гости показа и мнения о коллекции.
Шоу посетили звездные поклонники Chanel, друзья и амбассадоры шоу. Примечательно, что амбассадор и спикер Дома Шарлотта Казираги отсутствовала. На общем фоне выделялась глобальный амбассадор Каролин де Мегрэ, ранее оставившая трогательное послание Виржини Виар в социальных сетях, поблагодарив дизайнера за годы плодотворного труда и чуткость характера.
Также среди гостей присутствовали актрисы Ванесса Паради, Сэди Синк, Мишель Уильямс, модель Наоми Кэмпбелл, режиссер Грета Гервиг, певица Анжель и т.д. Никто из них ни словом не обмолвился о наследии Виржини Виар и о ее вкладе в развитие Дома.
Почтили показ своим вниманием и Кира Найтли с супругом. Актриса, которая обычно сторонится публичных выходов, в последнее время очень часто мелькает в промо-акциях и мероприятиях Chanel. Возможно, таким образом Студия пытается продемонстрировать публике своих фаворитов среди амбассадоров. Госпожа Найтли к слову выбрала один из венчальных образов Виржини Виар. Платье из коллекции Chanel Haute Couture Fall-Winter 2023/24 (ccылка кликабельна). Очаравательное по сути сводебное платье все же субъективно довольно странный выбор для взрослой замужней женщины.
Гости остались в восторге от коллекции, а вот мнения пользователей сети разошлись. Обычно я не интересуюсь разного рода комментариями в социальных сетях, но в данном случае это оказалось занимательно. Некоторые увидели в запуске возвращение к якобы утерянной элегантности Chanel, а другие подчеркнули несовременность и неактуальность коллекции словно сошедшей со страниц журналов и подиумов 1980-х. Также многих зрителей поразил контраст и полное игнорирование личности Виржини Виар и реакция получилась очень эмоциональной. Несколько примеров:
"Наконец-то... Высокая мода...никакой высокой моды. Пример очень качественной ручной работы."
"Это было действительно потрясающее шоу и большинство образов были прекрасны. Вот чего нам не хватало."
"Такая устаревшая одежда"
"Боже, это свадебное платье ужасно."
"Люблю Виржини Виар. Она чувствует Новое, грядущее. Времена павлинов закончились. Ее минимализм отражает Новую Эру! Люди должны сосредоточиться на экологических проблемах, а их одежда должна отражать новое мышление! Вперед Виржини Виар! Создай свой собственный бренд!"
"Почему так много платьев выглядят нелепо...не может быть Chanel"
К сожалению, это Chanel. За прошедших пять лет мы отвыкли от подчеркнутой театральности, свойственной зачастую шоу прошлого, и привыкли рассматривать силуэты, обращать внимание на носибельность и возможность воплотить подобные идеи в жизни. С этой точки зрения запуски Виржини Виар были потрясающе полезными и интересными, ведь большинство ее силуэтов с легкостью можно было перенести с подиума в жизнь. Даже если это высокая мода. Ее коллекции хорошо отражали созвучные принципы Габриэль Шанель:
"Мода, которая не доходит до улиц - это не мода"
"Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь"
Коко Шанель.
Кроме того, для Виар было характерно подчеркнутое внимание и уважение к истории и наследию Chanel, хотя сам бренд уже не в первый раз демонстрирует отсутствие какого бы то ни было уважения и заинтересованности в работе и творческих успехах своих работников, будь то креативный директор, ведущий визажист или амбассадоры.
Chanel Haute Couture Fall-Winter 2024/25 словно отбрасывает Дом на десятелетия назад, предлагая вновь превратить бренд в некую застойную организацию из сезона в сезон демонстрирующую бесполезную и нефункциональную моду. Интересно, что все те же пользователи сети, некоторая их часть, усмотрели в коллекции почерк Пьерпаоло Пиччиоли, которого усилиленно прочат на роль нового креативного директора Chanel. Все возможно. Что касается лично автора этой публикации, то я сомневаюсь, что эту должность вообще кто-то займет. Вполне вероятно, что руководство дома пойдет по пути оптимизации предпочтя безликую Студию, как в случае с бьюти направлением. А если и будет новая личность, ясно, что скорее всего Дом пойдет по пути, который наметила эта коллекция и Chanel никогда не будет прежней.
Спасибо за внимание к публикации, надеюсь, вам было интересно.
Во избежание удаления комментариев и административных санкций в отношении канала настоятельно прошу воздерживаться от флуда (малосодержательные и нетематические комментарии больших объемов, которые являются нарушением сетевого этикета), оскорблений и дискриминации в отношении автора, героев публикаций, читателей и т.д., разжигания межнациональной/межконфессиональной розни, ненормативной лексики, жаргона и прочее. Будьте вежливы и внимательны к себе и другим.