Тема боли в аштанге всегда стоит на первом месте (на втором еда). Недостаточно глубоко знакомые с методом посчитают, что постоянная боль это следствие постоянных травм, которые в свою очередь связаны с её резкой и глубокой суставной амплитудностью большинства поз в последовательности. Раньше даже на англоязычной странице аштанги в вике упоминалось, что аштанга это сломаные колени+спина+шея, сейчас кто-то уже потёр а заодно добавил кринжевые картинки сурья-намаскара.
Доля правды в этом есть - без технического понимания работы суставов вообще, и особенно подвергающихся основной нагрузке, повреждения будут неизбежны. Но напротив, если разобраться как устроен механизм, то работу с суставом можно вести в таких режимах вполне безопасно, более того, постепенно наступает адаптация, или же для совсем странных положений деформация. То есть сама травмоопасность вызвана не самой позой, а отсутствием понимания техники безопасности - бич любой профанации. Это первый из двух факторов источника боли.
Второй, более серьезный и в общем-то до конца неразрешимый, - даже избегая повреждений, боль в аштанге всё равно будет присутствовать из-за одного ключевого достоинства аштанги - регулярности, которая является ее же недостатком, палкой о двух концах. Почему регулярная шестидневка это проблема? - даже соблюдая режим активность/отдых, физическая усталость будет накапливаться в локальных узлах - современные наработки в области физиологии и спортивной медицины показывают о различной скорости восстановления от тренировки разных узлов, и это не 24 часа.
В то же время на уровне 1-2 серии всё ещё есть множество инструментов для регулирования уровня усталости, в том числе локальной. Более того имея возможность такой регулировки мы так же можем влиять на ментальную составляющую - всем любимый гормон стресса кортизол в умеренных дозах вызывает обострение восприятия, внимания, то есть улучшает концентрацию в целом в течении дня, а небольшая остаточная боль от тренировки в теле позволяет почувствовать себя живым, а не поленом. То есть здесь вопрос как и в первом случае во многом зависит от понимания механизма практики, но действительно остро это проблема проявляется только в продвинутой практике.
Продвинутые последователтности имеют колоссально высокую физическую нагрузку за счёт резкого усложнения самих поз, их количества, и возросшей интенсивности последовательности. В целом эти последовательности уже выглядят более как демонстрационные, чем тренировочные. Например измотанность от освоения перехода от склейки 2+3 до чистой 3 у многих оставляет желание лезть в 4.
И вот эта перетренированность приносит ту боль которая уже неизбежна, так как хотя современная аштанга и не настаивает на отношении сдохни или умри , но в то же время не даёт чётких инструкций для преодоления этой ситуации, хотя мы все привыкли, что в аштанге всё должно быть чётко. Разные практики пытаются решить эту задачу по разному, в любом случае это будут индивидуальные эксперименты, которые как раз являются результатом периода осознанного отношения к практике, который я упоминал в одной из предыдущих статей.