Найти тему
Газета "Культура"

Руины и инвестиции

Материал опубликован в №6 печатной версии газеты «Культура» от 27 июня 2024 года.

Минкультуры разрабатывает программу восстановления объектов культурного наследия. В 2024 году она будет запущена в восьми регионах России.

В мае на расширенном заседании комитета Госдумы по культуре Ольга Любимова, в тот момент кандидат на пост главы ведомства, сообщила, что Министерство культуры прорабатывает программу сохранения объектов культурного наследия народов России на период до 2045 года.

«Таким инструментом является предоставление льготного кредита по ставке четыре процента собственникам объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, — рассказал «Культуре» председатель ВООПИиК Артем Демидов. — Получив такой кредит, они смогут привести памятник в порядок. Предполагается, что «ДОМ.РФ» (госкомпания по развитию жилищной сферы. — «Культура») предоставит субсидии банкам, а банки, в свою очередь, смогут выдавать льготные кредиты по ставке четыре процента собственникам, которые хотят привести памятник в удовлетворительное состояние».

Интересно, что реальные инвесторы оценивают круг любителей памятников старины как очень узкий. «Культура» поговорила с Алексеем Шевцовым, одним из тех, кто превратил Плес, маленький городок в Ивановской области, в модное туристическое место, о том, как же нам все-таки сохранить наше наследие.

— Эта сфера даже в Плесе, городе историческом, музейном, остается сферой тайного знания, почти что жреческого. Узкий круг людей знает, что такое памятники, имеет представление об их ценности. Еще более узкий круг знает о правилах застройки и ревниво оберегает эти секреты от застройщиков. То есть нет такого бесплатного, широкого, энергичного распространения знаний о ценности архитектурной традиции и о том, чем старина лучше новодела.

— Запретительные меры могут помочь? Если запретить, например, использовать при восстановлении старинных особняков сайдинг, металлочерепицу и другие материалы, которых не могло быть в доме, построенном сто лет назад?

Недавно мы выиграли дело в Пресненском суде — иск подал областной комитет по охране памятников, поводом стал заново покрашенный цоколь одного из домов в Плесе. Там формулировки были, что я угрожаю памятнику, еще что-то. Судья сказал им, что не надо выдумывать, указал на законы. Понимаете, даже из такой мелочи заинтересованные лица раздувают судебный процесс. Потому что законодательство обширное, путаное, позволяет по-разному применить всякие закорючки.

— То есть нужно расширять реставрационные школы, выпускающие мастеров ручной работы.

И я не думаю, что решение состоит в том, чтобы всех жителей выселять из исторических домов, чтобы потом их домами занялись инвесторы. Я думаю, что это порочный путь, а нынешнее законодательство к этому подводит. Жители должны поскорей продать дома и уехать. Но сейчас есть и положительный момент: появилось понимание, что памятники должны активно работать, получать вторую жизнь. Раньше ставилась задача просто сохранить, законсервировать, а это бесплодный подход.