Найти тему
Наука МПСУ

Как школьная тревожность влияет на самооценку и агрессию подростков

Оглавление

Московский психолого-социальный университет (МПСУ) в ходе психологического исследования выявил взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у старшеклассников. Корреляционный анализ полученных данных учеников 10-го класса показал, что при наличии предпосылок у подростков к завышенной или заниженной самооценке уровень тревожности будет способствовать усугублению ситуации и её развитию в неадекватную сторону.

Школьная тревожность влияет на самооценку подростка. Фото Etienne Girardet / Unsplash.com
Школьная тревожность влияет на самооценку подростка. Фото Etienne Girardet / Unsplash.com

Предпосылки для исследуемой проблемы

Самооценка играет значительную роль в формировании нравственных качеств подростка. Степень её объективности определяет направление развития личности и является показателем успешности в будущем. Наряду с негативными психобиологическими и социальными факторами, недостаточная самооценка является одной из причин десоциализации подростка.

С другой стороны, школьная тревожность является одним из самых распространенных и масштабных факторов в жизни подростка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в ходе учебного процесса, при присутствии в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Считается, что тревожность влияет на все сферы жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и социальном окружении, снижая школьную успеваемость. Учитывая всё это, исследователям МПСУ было интересно рассмотреть, насколько факторы тревожности и самооценки у школьников взаимосвязаны.

Результаты исследования могут быть использованы при организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и воплощении программ профилактики эмоциональных нарушений в условиях школы.

Описание полученных результатов

Магистрант социальной психологии Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны продиагностировала 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Половина из них продемонстрировали нормальное восприятие себя, своих личностных особенностей и способностей. 16% участников исследования проявили завышенный уровень самооценки. У 34% старшеклассников обнаружено заниженное восприятие своих способностей, знаний, умений, своих личностных качеств.

При диагностике критериев школьной тревожности у учеников старших классов была выявлена следующая картина:

  • переживание социального стресса выявлено у 9% участников;
  • фрустрация потребности в достижении успеха проявляется у 6% старшеклассников;
  • страх самовыражения обнаружен у 16% подростков;
  • страх ситуации проверки знаний выражен у 13% школьников;
  • страх несоответствия ожиданиям окружающих проявляется также у 13% старшеклассников;
  • низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу выявлена у 16% школьников;
  • проблемы и страхи в отношениях с учителем характерны для 22% подростков.

Общая школьная тревожность выявлена у 19% школьников. Корреляционный анализ полученных данных показал, что существует прямая взаимосвязь уровня школьной тревожности с завышенной и заниженной самооценкой подростков. И наоборот, адекватное самовосприятие старшеклассников является фактором, который сдерживает зарождение и развитие школьной тревожности.

При этом данные исследования не подтвердили факт, что тревожность является одним из основных источников подростковой агрессивности. Отмечены слабые связи школьной тревожности с физической агрессией, негативизмом и подозрительностью в исследуемой группе старшеклассников.

Методология исследования

В исследовании принимало участие 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Из них 18 девочек и 14 мальчиков. В ходе исследования применялись следующие подходы:

  1. Методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков;
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
  3. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.

Последующая обработка результатов диагностики по всем методикам проводилась при помощи программ MS Excel и SPSS. Для подтверждения или опровержения гипотез использовали коэффициент корреляции ρ Спирмена.

Практическая польза исследования

Практическая значимость исследования МПСУ заключается в обогащении психологии сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности и самооценки, рассматриваемой в контексте социального становления личности. Результаты исследования могут быть использованы при организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и воплощении программ профилактики эмоциональных нарушений в условиях школы.

Автор исследования: Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны

Автор текста: Мамонтов Андрей