Большинство художественных текстов первого номера за 2023 год (и проза, и поэзия) экспериментальные и смелые. В каких формах развивается «новое», которое все ищут и никак не могут найти, рассмотрим вместе с Ольгой Зюкиной.
Многопланова подборка стихотворений Юрия Кублановского «Наваждение»: в ней и призрачность любви («На границе с апрелем», «Памятное свидание»); и тоска по смелости, свойственной молодости (стихотворение «Молодость»); и размышления о переменах в Отчизне («Давним летом», «Памяти кирпичного зодчества», «Куликовские ковыли»); и пелена новостей современности («Бабье лето 2022»).
После прочтения подборки возникает ощущение, что прошлое (молодость, любовь) – наваждение, что история, зная многое, на самом деле мало чего может рассказать.
Алексей Музычкин презентует читателям подборку трудов философа Александра Берда. Подборка называется «Выдуманная наука» и включает предисловие переводчика А.В. Бериевского, вступительное слово Алексея Музычкина как составителя подборки, собственно труды Александра Берда, написанные в экспериментальном жанре, о котором я ещё скажу, а также развёрнутые комментарии учёных и философов, которые объясняют понятия, использованные Бердом.
Теперь о жанре. Труды Берда написаны на стыке жанров: рассказ, нон-фикшн, эссе, философская работа, критическая статья. А.В. Бериевский поясняет, что антология является «единственным жанром», «тем самым жанром», который возникает при соположении разных литературных форм.
Берд – экспериментатор. Он считает, что деление на жанры и стили (имею в виду художественный, научный, публицистический) ограничивает писателя (учёного). Только соположение, сочетание жанров позволяет всесторонне о чём-то рассказать.
Другое дело, что для понимания смысла текстов, написанных в таком жанре, требуется комментирование специалистов. А может, наоборот, читать нужно наивно, не стараясь разложить текст по полочкам, оставив себе лишь впечатление. Так, составитель антологии, не читая, удаляет файл с подробными объяснениями коллеги, который понял, о чём идёт речь и как всё оказалось на самом деле.
Поэма Сергея Завьялова «Я видел Иисуса: и Он был Христос» публикуется со вступительным словом Игоря Вишневецкого.
Поэма состоит из шести эпизодов: «Преображение Господне», «Святая Вероника», «Богатый юноша», «Милосердный самарянин», «Исцеление расслабленного», «Несение креста».
Все эпизоды композиционно состоят из трёх частей: цитата из Библии, собственно авторское осмысление сюжета, цитата из молитвы.
Авторское осмысление сюжета – стихи, написанные верлибром, – тоже многоуровневые: строки в развитие библейского сюжета чередуются с философскими четверостишиями.
Дмитрий Брисенко впервые публикуется в «Новом мире». Знакомство с читателями он начинает двумя рассказами, написанными в разных жанрах: фантастический рассказ «Борода» и рассказ «Самса», написанный в жанре реализма.
«Борода» – юмористический фантастический рассказ с абсурдным сюжетом, завязкой которого является решение главного героя сбрить бороду.
«Борода» – образец интеллектуальной прозы. Дмитрий Брисенко в духе братьев Стругацких тонко высмеивает современное общество, социальные сети, потребности следить за бесконечным, пустым потоком информации.
Иной по жанру рассказ «Самса». Автор реалистично, атмосферно, с деталями описывает, как делят одну самсу на двоих папа и дочка. Совместная трапеза всегда в литературе имеет значение, наверное, со времён Тайной Вечери. В общем преломлении хлеба есть что-то сакральное. Куда же выводит читателя Дмитрий Брисенко, показывая самсу, пирожок, тесто, горячий сок, бульон? К братским отношениям между людьми, между нациями. Как он это сделал? Магия и тайна, рождённая точной работой с деталью. Концовка рассказа выглядит немного оторванной от его первой части, но только на первый взгляд. Органичность концовки и основного сюжета раскрывается при внимательном чтении. Рассказу надо дать возможность отлежаться. Это ли не прекрасно, когда рассказ должен несколько дней пожить в голове читателя, чтобы обрести смысл?
В рубрике «Рецензии. Обзоры» рассматриваются книги «И.А. Бродский: pro et contra. Антология. Составители О.В. Богданова, А.Г. Степанов». Автор обзора Андрей Ранчин размышляет о сложности составления сборника поэта, который является, по сути, нашим современником, а время ещё не до конца поверило его творчество.
Ольга Балла обозревает книгу Филиппа Жакоте «Свет Богоматери», привнося в обзор свои мировоззренческие взгляды.