Найти тему
Олег Панков

Россия стала для меня родной... (продолжение)

Оглавление

Из воспоминаний профессора, доктора сельскохозяйственных наук Сельмана Лямеборшая (албанца по национальности), прожившего долгую жизнь в Албании и России

5

Годы войны

Жизнь в Радиме шла как обычно, и я был уверен, что всегда она будет хорошая и прекрасная. Но, к сожалению, я ошибся. 6 апреля 1939 года над г. Влёрой и коммуной Дукат итальянские самолёты разбросали листовки с предупреждением, что завтра итальянская армия будет базироваться в Албании, чтобы защитить ее от нападения Греции.

Все возмущались и говорили, что это оккупация. Шептали, что король Зогу сбежал из Албании и оставил народ без зашиты. Таким образом, Албания стала жертвой предательства короля Ахмета Зогу.

В этот день все мужчины коммуны Дукат собрались у станицы Абас Гега. Пришли они из сел Радим, Традгяс и Дукат. Всего их было не менее 400 человек. Во главе с Шукури Алимерко они направились в г. Влёре защитить его от итальянского нашествия.

Рано утром 7 апреля в Радиме была слышна канонада войны. Все жители вышли на западную сторону села, где как на ладони можно было видеть поле боя. Итальянцы с воздуха и моря бомбили и стреляли по албанским укреплениям. Вскоре они захватили главный порт Влёры. На улицах города показались десятки танков и тысячи вооруженных до зубов солдат. Они практически беспрепятственно захватили все важнейшие городские объекты. В такой обстановке сопротивление было бессмысленно, поскольку албанцы были вооружены в основном лопатами и вилами.

Вскоре итальянцы захватили всю страну. Везде поставили блокпосты и ввели военные порядки. Повсюду строились укрепления, склады для хранения военного имущества, прокладывались дороги в горах и т. д. Итальянцы стремились поскорее напасть на Грецию и готовили плацдарм для ее захвата. И вскоре они действительно вторглись в пределы Эллады. Однако их «блицкриг» также оказался неудачным.

На побережье Адриатического моря в местности, называемой Ниси, итальянцами был построен порт-пирс для парохода скорой помощи. Каждую неделю этот пароход перевозил множество раненных солдат с греческого фронта. Все это косвенно свидетельствовало о том, как «легко» приходится итальянцам на войне с Грецией. Чтобы подбодрить своих солдат, в 1940 году в село Радим приехал и сам Дуче, но и приезд Дуче не принес никаких положительных результатов. Сопротивление греков было отчаянным, и Италия, в конце концов, проиграла войну.

Грекам пришли на помощь албанские партизаны. Началась, по-существу, партизанская война албанского народа с захватчиками. Начиная с сороковых годов, партизанское сопротивление в Албании представляло собой уже значительную силу. Постоянно росла численность партизан, их действия были неожиданными и эффективными.

14 августа 1941 партизаны нашего района под руководством Шукури Алимерко из Трагиаси проникли ночью в депо в местности Ниси и сожгли его. Это было одно из самых больших военных депо итальянцев в Албании, где хранилось более 12 тыс. тонн военных припасов, а 25 декабря было сожжено второе такое же депо в местечке Рамец.

Эти события я помню так ясно и подробно, как будто они происходили вчера. Мы, дети, тогда очень быстро повзрослели и жили желаниями и мыслями взрослых.

Школа все это время не переставала функционировать. Там вскоре началась фашистская пропаганда. Хороших албанских учеников агитировали вступать в молодежную организацию чернорубашечников под руководством Дуче (Муссолини). И тогда в качестве поощрения на месяц они могли поехать отдыхать в Италию. Летом 1941 года из нашей школы выбрали двоих учеников – Джемиля из четвертого класса и меня – из третьего, чтобы отправить отдыхать в Италию.

В нашей семье, когда узнали о решение школы – все были категорически против этого. Наша семья причисляла себя к патриотическим семьям Албании, и было непростительно кому-либо из членов семьи общаться с врагами. Итак, ни я, ни Джемиль не стали членами организации чернорубашечников и не поехали отдыхать в Италию.

В 1942 году я закончил четыре класса начальной школы в Радиме, а пятый должен был закончить в поселке Трагиас. До этого времени я дальше своего села не бывал. И мне казалось, что новая школа будет такой же, как и в Радиме, только с большим числом комнат и преподавателей. Дед устроил меня жить в Трагиасе у своего друга Азема Трочия. Его дом был недалеко от школы, и мне не нужно было тратить много времени на дорогу.

Из членов этой гостеприимной семьи я хорошо помню только симпатичного и любознательного мальчика, которого звали Мелесин. До открытия школы, я по просьбе деда, прибыл в упомянутый поселок на неделю раньше, чтобы готовиться к занятиям. Каждый день я повторял уроки четвертого класса, а Мелесин был всегда около меня и молчаливо смотрел то на меня, то на своего дядю.

Дядя Мелесина работал портным и находился в комнате напротив. Мелесина что-то увлекало в его делах, и он внимательно наблюдал за его работой. Когда дядя кроил сукно и шил одежду, Мелисина очень удивляло, почему он после работы бросает ножницы на пол, а иголку бережно вкалывает в кепку.

Однажды мальчик спросил: «Дядя, что дороже стоит иголка или ножницы?» − Конечно, ножницы, -ответил дядя.

-Тогда почему Вы после работы ножницы бросайте на пол, а иголку аккуратно втыкаете в кепку?

Дядя внимательно посмотрел на любопытного племянника и спокойным голосом сказал: - Потому что ножницы я не люблю. Они превратили сукно в маленькие куски, а иголка наоборот – собрала их вместе и создала для тебя хороший и теплый сюртук. Так и в жизни, мой дорогой Мелесин, я стараются не дружить с людьми, которые несут ссоры и вызывают вражду, а дружу с теми, кто творит добро и объединяет людей. Добрые люди если и критикуют своих друзей, лишь с целью, чтобы они стали лучше.

Я был невольным свидетелем этого разговора дяди с племянником и запомнил его на всю жизнь.

В сентябре 1942 года я начал заниматься в пятом классе. С такими предметами, как история и география я был уже достаточно знаком. В четвертом классе наш учитель господин Гаспер давал нам отдельные уроки по этим дисциплинам, поэтому мне было нетрудно осваивать новые знания. Арифметики я тоже не боялся и быстро вошёл в режим школы.

Но особенно мне было интересно то, что каждый предмет вел отдельный преподаватель. Я много узнавал нового, и уроки были не похожи один на другой.

Я шел в школу с большим желанием и всегда с хорошим настроением. Среди учителей мне очень нравился преподаватель истории, который говорил не только о прошлом, но и о будущем Албании. Он говорил с такой убежденностью в победе партизан, что каждый из нас хотел быть партизаном, чтобы конкретно помогать родине. Я мечтал, что как только закончу пятый класс, сразу стану партизаном. Тем более, что в школе меня приняли в члены партии Коммунистической молодежи.

В 1943 году борьба против оккупантов ужесточилась. Трагиас - один из главных центров партизанского движения на юге Албании – часто подвергался нападениям итальянцев, а с июня 1943 года и немцев. Число разрушений и пожаров в селе постоянно росло, и люди его покидали. Добротный, светлый и красивый Трагиас становился опустевшим и хмурым. В январе или феврале 1943 года занятия в школе были прерваны и школа закрыта. Учителя ушли в партизаны, и мне пришлось вернуться домой. Как член организации Коммунистической молодежи, я стал помогать партизанам в качестве связного. С июня 1944 года активно помогал пятой партизанской бригаде. За свои заслуги был награжден медалью «За мужество».

29 ноября 1944 года Албания праздновала день победы над немецкими оккупантами. Началась свободная жизнь. Я, как и вся молодежь села, помогал новой демократической власти, и мы все вместе следили за победами Красной армии.

Продолжение следует.