Лояльные сотрудники, пожалуй, самый ценный актив любой компании. Они исполнительны и инициативны. Поведение нелояльных сотрудников, напротив, может стать причиной больших проблем для работодателя. О том, чем могут быть опасны для компании нелояльные сотрудники, читайте в материале.
Причины нелояльности сотрудников
Важно понимать — «нелояльный» не значит «плохой». Часто за отсутствием лояльности к работодателю стоят вполне объективные причины. Среди них можно выделить:
- Недовольство условиями труда: неудачные управленческие решения, плохое освещение, шум, старое непроизводительное оборудование, некомфортная температура воздуха или теснота могут негативно влиять на самочувствие и продуктивность сотрудника.
- Несправедливую оплату труда: если сотрудник убежден, что его труд оплачивается по нижней планке рынка, это может вызывать недовольство и снижение мотивации.
- Отсутствие карьерного роста: когда сотрудник не видит возможностей для профессионального развития и повышения в должности, это также может привести к снижению эффективности и утрате лояльности к компании.
- Плохие отношения с руководством или коллегами, внутренние конфликты. Разрешение конфликтов забирает много энергии и ресурса и смещает фокус внимания с рабочих задач.
- Активное несогласие с политикой компании или корпоративной культурой.
Руководителям следует отделять конструктивную критику от деструктивного поведения. В первом случае сотрудник может пытаться донести свое несогласие с несправедливостью или чрезмерностью требований и объемом работы, во втором действовать злонамеренно исходя из личных мотивов — «воспитать», отомстить, «поставить на место» и т. п.
Формы нелояльного поведения сотрудников
Саботаж. Саботаж — это намеренное неисполнение или небрежное исполнение сотрудником своих обязанностей. Может проявляться в виде игнорирования поставленных задач, затягивания сроков, срыве дедлайнов.
Слив конфиденциальной информации или передача третьим лицам. Всего один негативно настроенный сотрудник и флешка могут принести многомиллионные убытки целому предприятию. Так, например, бывший руководитель в Datto (поставщик облачных решений) скопировал ценные коммерческие данные на USB-накопитель, в том числе информацию о клиентах, ценах на продукты и продажах, и перешел к конкурентам — в компанию ConnectWise. Ситуация закончилась судебным разбирательством.
Мошенничество. Корпоративное мошенничество может выражаться в различных формах в зависимости от вида бизнеса, его размеров, а также целей злоумышленника. По данным исследования аудиторской компании Deloitte Forensic, в СНГ с корпоративным мошенничеством столкнулись более половины компаний — 55 %. Речь идет только о подтвержденных фактах, а реальных случаев, вероятно, гораздо больше. Согласно данным агентства, чаще всего в мошеннических схемах участвуют менеджеры среднего звена, однако ущерб от их действий несопоставим с тем, который могут нанести нелояльные топ-менеджеры.
Нанесение ущерба имуществу компании. Члены команды могут умышленно портить оборудование и продукцию предприятия по разным причинам: действуя из желания отомстить или с целью списать имущество и распорядиться им в личных целях.
Распространение слухов и сплетен. Демотивированные специалисты могут подрывать психологический климат в коллективе, распространяя слухи и сплетни. Это также может негативно сказаться на репутации компании и ее отношениях с клиентами и партнерами.
Создание конфликтных ситуаций в коллективе. Токсичные сотрудники могут быть эффективными и производительными, при этом создавать конфликтные ситуации, чаще всего на пустом месте. Напряженная атмосфера в коллективе способствует высокой кадровой текучке, что невыгодно любому предприятию.
Важно: некоторые формы нелояльного поведения в Уголовном Кодексе РФ классифицируются как преступления в соответствии со ст. 158 УК РФ, ст. 159 УК РФ, ст. 290 УК РФ и ст. 290 УК РФ. Лица, совершившие такие преступления, могут быть наказаны по закону.
Чем опасно нелояльное поведение?
Нелояльное поведение чревато как финансовыми потерями в виде убытков, так и нефинансовыми последствиями, такими как снижение деловой репутации и имиджа компании. В результате страдает стоимость акций, качество продукции из-за сокрытия фактов удешевления комплектующих, рентабельность, эффективность бизнеса и его темпы роста, конкурентоспособность, привлекательность для инвесторов, кредитоспособность и другие аспекты деятельности.
Профилактические действия
Есть общие рекомендации по минимизации рисков диверсий, саботажа и мошенничества на рабочем месте:
Мониторинг настроения
Регулярный мониторинг настроения сотрудников можно проводить с помощью опросов, личных бесед или анкетирования. Это позволит выявить проблемы и недовольства, а также оценить общий психологический климат в коллективе. Мониторинг настроения помогает предотвратить конфликты, повысить мотивацию и продуктивность сотрудников.
Важно создать комфортную и доверительную атмосферу, чтобы сотрудники могли открыто выражать свои мысли и чувства. Результаты мониторинга следует анализировать и использовать для улучшения условий работы, корректировки нагрузок, оптимизации системы мотивации и поощрения. О последнем подробнее.
Прозрачная система мотивации и поощрения
Прозрачная система мотивации и поощрения сотрудников — это четко определенная и понятная всем участникам система вознаграждений за достижение поставленных целей и качественное выполнение работы.
Такая система подразумевает ясные критерии оценки результатов труда, а также справедливые и предсказуемые способы поощрения. Это позволяет сотрудникам лучше понимать, какие действия приведут к получению вознаграждения, и стремиться к этому.
Интеграция новых сотрудников, обучение персонала
Мягкая интеграция в рабочие процессы, обучение и погружение в корпоративную культуру позволяют «безболезненно» и с минимальным стрессом выводить новых сотрудников на целевой уровень эффективности и способствуют профилактике выгорания, что, в конечном итоге, сказывается и на лояльности.
Внедрение DLP-системы для контроля утечек конфиденциальных данных
Такие системы контроля позволяют ограничивать доступ к конфиденциальной информации, предотвращать ее утечки или несанкционированное использование. Также они помогают защищать имущество предприятия от краж или порчи, выявлять факты нелояльного или токсичного поведения, препятствуют развитию коррупции
Внедрение DLP-системы способствует укреплению корпоративной безопасности, снижению рисков финансовых потерь и повышению доверия клиентов и партнеров к предприятию.
Заключение
В заключение стоит отметить, что нелояльные сотрудники могут представлять серьезную угрозу для компании. Они способны нанести ущерб репутации фирмы, ее финансовому состоянию и корпоративной безопасности.
Один нелояльный сотрудник — сотни проблем для любого бизнеса. При этом если вы постоянно сталкиваетесь с отсутствием лояльности у ваших специалистов, стоит задуматься, что идет не так: адекватна ли нагрузка размеру вознаграждения, насколько четко и насколько прозрачно выстроены процессы?
Чтобы минимизировать риски, связанные с нелояльными сотрудниками, компаниям следует уделять внимание формированию корпоративной культуры, поощрению командной работы и обеспечению справедливой системы мотивации. Также важно внедрять эффективные механизмы контроля доступа к информации и имуществу предприятия. Эти меры помогут укрепить корпоративную безопасность и повысить доверие клиентов и партнеров к компании.