10 лет назад первым в российском Крыму был принят Закон «Об Общественной палате РК». И произошло это не случайно, не было просто стечением обстоятельств. В этом уверен председатель Общественной палаты Республики Крым Александр ФОРМАНЧУК, с которым мы встретились накануне значимой для всех крымчан юбилейной даты — 30 июня 2014 года состоялось первое заседание ОП РК.
—Сочетание двух факторов привело к тому, что под № 1 в Республике Крым был принят Закон «Об Общественной палате РК», — считает Александр Андреевич. — С одной стороны, это ответ на запрос гражданского общества, который сформировался в бурных потоках Крымской весны. Тогда всё было настолько свежо и открыто, любое движение народных масс, всплеск общественного сознания вызывали ответную реакцию властей. Это первый фактор, который сыграл решающую роль.
Второй фактор был субъективным и вспомогательным — это движущая роль Григория Адольфовича Иоффе. Он был на тот момент первым вице-спикером крымского парламента и одним из лидеров Крымской весны. С тем, что он — лучшая кандидатура на должность председателя Общественной палаты, единодушно согласились руководители обеих ветвей власти: и Председатель Госсовета РК Владимир Константинов, и на тот момент и. о. Главы Республики Крым Сергей Аксёнов.
—Для Крыма, вошедшего в состав Российской Федерации, Общественная палата на тот момент — совершенно новая структура. Ведь при Украине такого института не было. Тем не менее формирование нашей ОП РК происходило на удивление динамично и гармонично. Чем это объясняется?
—Общественная палата — ключевой институт гражданского общества, и запрос на её создание был сформирован ещё при Украине. Когда крымчане вели борьбу за свои права как автономия в составе Украины, формировалось гражданское общество. Возникновение Общественной палаты предопределено самим историческим развитием. Украинский период создал к этому предпосылки. Ещё тогда крымское гражданское общество нуждалось в таком институте. В России он оправдал себя — там Общественная палата существует с 2005 года. И запрос на неё в Крыму органически вписывался в гражданское общество республики.
—На Украине так много рассказывали о демократии, но почему-то такой структуры, как Общественная палата, у них как не было, так и нет.
—На Украине привыкли рассматривать любое активное гражданское движение в Крыму как признак сепаратизма, и в этом смысле произошла подмена понятий: запрос нашего гражданского общества украинские власти воспринимали как желание отделиться. Нашу республику из-за этого постоянно ущемляли в правах. При Украине Общественная палата в Крыму и не могла быть создана в силу подозрительности Киева к нуждам Крымской автономии.
—В российском Крыму Общественная палата формировалась совершенно на иной платформе — при полном доверии со стороны власти.
—В России каждый субъект имеет высокую степень автономности. В этом плане Общественная палата органически вписывается в политическую систему государства.
Она является выразителем потребностей гражданского общества. В таком качестве она проявила себя на тот момент уже в течение десятка лет. Формирование крымской Общественной палаты шло путём проторенным, изученным, на базе хорошего опыта — в этом её особенность.
—Как складывались отношения Общественной палаты РК с двумя ветвями власти?
—Должен сказать, что нам повезло. Прежде всего с тем, что на потоках Крымскойвесны были воспитаны и подняты на гребень власти как Сергей Валерьевич Аксёнов — будущий Глава Республики, так и Владимир Андреевич Константинов — Председатель Государственного Совета РК. Именно запросы нашего общества сформировали у этих руководителей такое чуткое отношение к гражданским инициативам. Общественная палата РК явилась в решающей степени отражением той борьбы, которую вёл Крым в составе Украины. В этом смысле нам было проще формировать Общественную палату, потому что процесс этот вызрел в недрах гражданской активности крымчан.
—Как выглядит сейчас взаимодействие Общественной палаты РК с властными структурами, в чём оно заключается, как развивается?
—Взаимодействие это складывается очень удачно, потому что и Сергей Валерьевич Аксёнов, и Владимир Андреевич Константинов очень чётко реагируют на все наши инициативы, обращения, просьбы. Мы никогда не испытываем дефицита внимания со стороны первых лиц крымской власти. Это взаимодействие начинается ещё с этапа формирования состава ОП РК. Одна его треть представляется Главой Республики, другая треть — Государственным Советом и утверждается голосованием на сессии, и только третья часть формируется самой Общественной палатой совместно с региональными общественными организациями. Первые лица очень чутко относятся к самому процессу выдвижения кандидатур и потом несут солидарную ответственность за деятельность ОП РК.
—Но ведь органы власти не только поддерживают инициативы Общественной палаты РК, а и сами опираются на неё?
—Да, опираются, потому что она выполняет роль первичного звена общественной экспертизы законов, постановлений и распоряжений, которые принимает Госсовет и издаёт Совет министров РК. Общественная палата, имея в своём составе грамотных экспертов, людей с аналитическим складом ума, определяет эффективность решений, принимаемых органами власти. Бывает так, что мы какие-то из них отправляем на доработку, но при этом обосновываем, почему это надо сделать. Таким образом мы тоже несём ответственность за принимаемые решения. В определённом плане мы находимся по отношению к власти в оппозиции, но она носит абсолютно конструктивный характер взаимодействия. Мы не просто критикуем, а предлагаем свои варианты, своё видение и доказываем свою точку зрения. Власть её, как правило, признаёт и принимает.
—Это говорит о высоком авторитете Общественной палаты Крыма.
—Авторитет у нас высокий, и я ни разу не сталкивался с тем, чтобы на мои звонки, обращения как председателя Общественной палаты не реагировал какой-то министр или депутат Госсовета. Нас всегда слушают и слышат, принимают к сведению любую нашу точку зрения. И она, как правило, не является ошибочной.
—Можно сказать, что глас общественности — высшая инстанция в коридорах власти?
—Общественная экспертиза позволяет нам выполнять главное своё предназначение — осуществление общественного контроля принимаемых решений органов законодательной и исполнительной власти. Именно общественный контроль возведён в России в ранг высшей ценности и является определяющим.
Нам в Крыму, конечно, повезло с первыми руководителями в лице Аксёнова и Константинова. Они очень правильно ориентируются в месте и роли Общественной палаты и руководствуются этим в своей деятельности.
—10 лет — солидный срок. Проделана огромная работа. И если подводить итоги, то о каких достижениях следует сказать, какие направления выделить?
—Деятельность Общественной палаты Крыма многогранна. 10 лет она формировалась под влиянием тех запросов, которые предъявляли люди, крымское сообщество в своих взаимоотношениях с органами власти. В этом смысле ОП РК выполняет функцию посредника между обществом и властью, она должна чётко реагировать на запросы людей и транслировать их умело наверх, во властные органы и в обратном порядке тоже. Вопросы власти также следует ретранслировать в общественно значимые инициативы и формировать их.
За 10 лет ОП РК поменяла уже три состава и сейчас работает в четвёртом. Всякий раз она на треть обновляется. Сам процесс отбора кандидатов в состав палаты носит конструктивный характер, который потом определяет содержание работы. Например, общественный контроль закачеством закупаемых продуктов питания для школ, детских садов, больниц, санаториев, то есть для социальных учреждений. Эта функция сегодня одна из главных в деятельности Общественной палаты, но произошло это не сразу — формировалось постепенно. Занимается этим активно Олег Семёнович Егоров. Он как руководитель Общества потребителей сумел привнести в эту деятельность ОП РК свои весомые и значимые краски. К настоящему времени она получила отклики в органах исполнительной власти (министерствах: финансов; здравоохранения; образования, науки и молодёжи), в руководстве городских и районных муниципальных образований. Общественный контроль за качеством закупаемых продуктов позволяет подключить все органы власти, которые существуют в республике. Они в свою очередь принимают меры, понимая важность этой работы и то, как ответственно относятся в Общественной палате к обеспечению продуктами воспитанников детских садов, школьников, пациентов больниц и санаториев.
Это выросло в отдельное направление деятельности Общественной палаты Крыма, и в нынешнем её составе в рамках Совета ОП РК мы создали специальную комиссию по общественному контролю. Она следит и за качеством школьной формы. Казалось бы, вопросы, которые не обязательны для Общественной палаты, выросли в социально значимые проекты. И мы их реализуем.
—Запомнилась инициатива Общественной палаты Крыма, связанная с проведением конкурса патриотических стихов, лучшие из которых вошли в сборник «Своих не бросаем».
—Патриотическое воспитание является главным направлением в нашей деятельности. По-другому в наше время просто не может быть. Мы любую акцию, которую проводим в ОП РК, проверяем на эффективность с точки зрения патриотизма. Это и поддержка наших воинов в зоне спецоперации.
Общественная палата старается максимально выполнять те запросы, которые возникают в ходе СВО. Мы не просто отправляем продукты питания, одежду. Начав с этого, к настоящему времени мы занимаемся приобретением специального дорогостоящего оборудования для борьбы с беспилотниками и др. Хочу добрым словом вспомнить Надежду Краденову — лидера крымских профсоюзов, которая в Общественной палате возглавляет специальную комиссию по социальным вопросам, в том числе и по оказанию помощи воинам СВО. Работа ведётся самая разнообразная и продуктивная. Должен выделить и других членов ОП РК, которые активно занимаются этой деятельностью: Ольгу Безугловец, Евгения Пичугина, Ольгу Собещанскую и многих других.
—Есть ещё одно направление, которое успешно развивают именно общественники, — общественная дипломатия, а у нас в Крыму более принято его называть народной дипломатией.
—Да, это ещё одно патриотическое направление, которое нам удалось вывести на высокий уровень. Члены нашей Общественной палаты — такие авторитетные, как Иван Абажер — председатель Региональной болгарской национально-культурной автономии РК «Паисия Хилендарского». Три срока подряд Иван Иванович представлял Крым в Общественной палате РФ и провёл огромную личную работу, чтобы голос нашей республики звучал на международных площадках. В ответ на обвинения крымчан в сепаратизме и ложь о нарушении у нас прав национальных меньшинств он, а затем и другие общественники доносили правду до западной общественности. Делали это, несмотря на попытки украинской стороны их заблокировать.
Крымская народная дипломатия, на мой взгляд, — одна из самых эффективных, если сравнивать деятельность в этой области среди Общественных палат всей Российской Федерации.
Нельзя не упомянуть ещё об одном направлении нашей работы, которое стало, можно сказать, повседневным, — это общественное наблюдение за ходом избирательной кампании и выборов. Мы постоянно участвуем в этой работе, а наши наблюдатели выросли уже в самостоятельный центр общественного влияния. На это обращают внимание все, и без них не могут обойтись ни Центральная избирательная комиссия, которая организует выборный процесс в нашей стране, ни наш республиканский Избирком. Мы вместе отработали уже две президентские кампании, не одни выборы в Государственную Думу РФ и органы власти крымского уровня. Не говоря о том, что регулярно возникает потребность в проведении общественного контроля за дополнительными выборами. Эта работа у нас тоже превратилась в самостоятельное направление и является важнейшей функцией общественногоконтроля за ходом избирательного процесса, его прозрачности, открытости и демократичности.
—С чем подошла Общественная палата Крыма к своему юбилею?
—Главное — не упустить те значимые результаты, которых мы добились за 10 лет. Деятельность настолько многообразна, что для того, чтобы ничего не упустить, необходимо переводить процессы в системное русло. В этом смысле мы, подойдя к 10-летию, проверяем себя по тому, как нам крымское общество доверяет, какой формирует заказ, и стараемся на это чётко реагировать. На мой взгляд, нам это удаётся. Хотя есть и в нашем крымском обществе люди, которых можно назвать оппозицией, но их единицы, и они не способны влиять на общественные процессы. Сегодня ОП РК пользуется действительно заслуженным признанием как у крымского сообщества, так и у первых лиц республики. Это наше главное завоевание.
Ещё раз добрым словом хочу вспомнить Григория Иоффе — к сожалению, безвременно ушедшего из жизни. Его заслуга как первого председателя ОП РК огромна. При нём ещё в период становления крымской палаты было поднято много тем, имеющих общественный резонанс. Например, по инициативе Общественной палаты РК принят закон о защите вкладов крымчан. Для этого мы провели мощные общественные слушания, на которых обсуждалась данная проблема. Нас поддержали тогда органы центральной власти, и в конце концов были внесены изменения в законы федерального уровня.
Немаловажным стало то, что Министерство образования и науки РФ вынуждено было пойти навстречу ОП РК и согласиться с нашими инициативами по поводу изменения в учебнике истории главы о Крымской весне. Эти события были изложены слишком кратко и однобоко. По нашему настоянию их расширили, сменили акценты.
Григорий Адольфович также лоббировал принятие закона об охране животных. Он также принят по инициативе общественников.
10 лет Общественной палаты Крыма отмечены широким признанием её роли как ключевого института гражданского общества. Этой ролью мы дорожим, поэтому бережно относимся к тем наработкам, которые имеем. Это необходимо, чтобы поддерживать постоянно высокую температуру той функции, которую осуществляем.
—Обращаются ли к вам за помощью и советом коллеги из Общественных палат новых субъектов РФ?
—Мы заключили соглашение о взаимодействии с большей частью Общественных палат Российской Федерации, в том числе и из новых субъектов, а также из так называемых непризнанных территорий — Абхазии, Южной Осетии. Недавно наша делегация во главе с Владимиром Резановым и Романом
Чегринцом посетила эти регионы и заключила соглашения о сотрудничестве. Там высоко оценивают наш крымский опыт и считают, что им есть чему у нас поучиться. В своё время мы равнялись на Татарстан, где накоплен хороший опыт, а также на Санкт-Петербург, Екатеринбург. Мы внимательно изучали их деятельность и переносили лучшее из неё на свою крымскую почву. А сейчас уже учатся у нас!
—Что бы вы хотели пожелать крымчанам по случаю 10-летия Общественной палаты, которая представляет их интересы?
—Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить земляков за их веру и понимание того, что Общественная палата — ключевой институт гражданского общества. И за то, что они постоянно обращаются к нам. Ежедневно почта приносит нам 5—7 таких обращений. Кроме того, члены ОП РК ведут общественные приёмы, я как председатель их провожу ежемесячно. Мы не обделены вниманием со стороны крымского сообщества. Люди благодарны нам за помощь. Есть примеры, когда они отмечают, что никто не смог им помочь, кроме Общественной палаты. Мы стараемся не оставлять без внимания ни одно обращение. Я благодарен руководителям крымских министерств и ведомств, которые всегда откликаются на наши просьбы. Также хочу отметить общественников на местах — тех, кто работает в общественных советах разного уровня. Это более 700 активистов — целая армия, и они тоже входят в нашу команду, они — наша опора, и мы бережно к ним относимся, ценим их. Назову хотя бы некоторых: Людмила Ковалёва — руководитель Общественного совета при администрации г. Ялты, Валерий Батюк (г. Евпатория), Александр Сорокин (г. Алушта), Ольга Митина (Кировский район), Вячеслав Кошкин (г. Джанкой). Эти люди заслуживают самых добрых слов за свою активную гражданскую позицию.
—Есть ли скептики, которые до сих пор не понимают значения Общественной палаты, недооценивают её роль?
—Таких с каждым годом становилось всё меньше, и сейчас я уже таких практически не встречаю. Даже те, кто вступал с нами в полемику на приёмах, затем меняли своё мнение. Есть и примеры, когда «борцы за справедливость», готовые критиковать всё и вся, становились нашими союзниками. Мы вместе выезжали туда, где они фиксировали проблемы, обсуждали их в местных администрациях, и после принятия решений они по-другому начинали относиться к нам.
Хочу обратиться ко всем крымчанам: приходите в Общественную палату, не сомневайтесь, принимайте участие в наших акциях. Мы всегда открыты для всех, готовы выслушать и услышать каждого!
Людмила РАДЕВА.
Фото из архива «Крымских известий».