Где: Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес: Москва, улица Делегатская, 3
До: 14 июля 2024
Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку, посвященную гению танца, “Чингисхану балета” Рудольфу Нурееву.
На выставке представлены документальные материалы, живопись, графика, скульптура, театральные костюмы и фильм о Рудольфе Нурееве. Интересно, что все предметы из частных коллекций.
Рудольф Нуреев родился 17 марта 1938 года в поезде между Иркутском и Слюдянкой. В начале войны семья Нуреева оказалась в эвакуации в башкирской деревне, затем перебралась в Уфу. Отец ушел на фронт, а мать с тремя дочерьми и сыном ютилась в маленькой комнате в бараке.
В 1943 году мать выиграла на работе билет в Уфимский оперный театр, так Рудольф попал на балет «Журавлиная песнь». Впоследствии он вспоминал: “Как только я вступил в это волшебное место, я почувствовал, что покинул реальный мир, и меня захватила мечта, я лишился дара речи.”
В 1948 году Нуреева приняли в детский фольклорный ансамбль, затем он занимался при Башкирском театре оперы и балета.
Мама всегда поддерживала Рудольфа и гордилась его успехами, а вернувшийся с фронта отец не одобрил его увлечения. Даже когда сын стал знаменитым танцовщиком, он так ни разу и не увидел его выступления, считая танцы не мужским занятием.
Рудольф самостоятельно копил деньги (три тысячи «дореформенных» рублей), чтобы отправиться на учебу, работал сапожником, чтобы добраться до Ленинграда, там он начал учиться в Ленинградском хореографическом училище (сейчас Академия русского балета им. Вагановой). Рудольфу было 17 лет, его приняли несмотря на возраст: он был на семь лет старше одногруппников.
В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже Нуреев попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР. Лишь в 1987 году он смог получить разрешение на въезд в СССР и только на 72 часа, чтобы проститься с умирающей матерью.
Одной из самых ярких и темпераментных ролей в репертуаре Нуреева, где к тому же он мог продемонстрировать свои незаурядные актерские способности, была партия Базиля в балете «Дон Кихот». В 1960 году в Кировском театре (ныне Мариинском) Нуреев позволил себе нечто по тем временам невероятное. Он вышел на сцену в белом обтягивающем трико поверх балетного бандажа, не надев при этом короткие штаны с буфами, составлявшие в те времена часть костюма в последнем акте. То есть вышел в том виде, в котором танцуют артисты во всем мире сейчас, но в котором в то время на сцену не выходил ни один советский танцор. Он отказался выходить на сцену в штанах, которые резали линию ног: «С какой стати? На Западе давно уже все танцуют в одном трико. И я так хочу! Не нужны мне эти абажюрчики». Перерыв длился почти час, зрители устали ждать следующего акта, а Нуреев отказывался выходить на сцену в предусмотренном костюме. Ему грозили выговором, но он настоял на своем: «Заменяйте кем хотите. В этом уродстве я на сцену не выйду!» И вышел в итоге в трико, зал ахнул, для советской публики он выглядел голым. Так в балетном костюме у советских танцовщиков началась новая эпоха.
Нуреев внес в Кировский театр и ещё одно фундаментальное новшество: он танцевал на очень высоких полупальцах, удлиняя свои от природы довольно коротковатые ноги. Такая манера мужского танца тут же была перехвачена другими - ему стали подражать.
В феврале 1962 года Нурееву поступило удивительное предложение: выйти на сцену в роли Альберта вместе со звездой лондонского Королевского балета Марго Фонтейн. Рудольф был младше Марго на 20 лет, она к тому моменту уже собиралась прощаться со сценой. Все это не помешало ошеломительному успеху дуэта. 15 октября 1964 года в Вене, когда Рудольф Нуреев исполнял партию принца Зигфрида в «Лебедином озере», он имел оглушительный успех. На протяжении всего спектакля публика вызывала его и Марго Фонтейн на бис 89 раз! Такое число вызовов на поклоны вошло в книгу рекордов Гиннесса, и этот результат пока никто не превзошел.
Их творческий союз продлился 17 лет. А позднее, когда Марго была тяжело больна, Рудольф втайне перечислял ей большие суммы денег на лечение. Она даже не догадывалась, что это была помощь Нуриева.
Он много снимался в кино, гастролировал по всему миру, не только танцевал, но и ставил свои балеты. С 1983 по 1989 год Нуреев служил директором балетной труппы Парижской оперы.
В 1989 году, после перерыва более чем в четверть века, Рудольф Нуреев вновь выступил на сцене родного Кировского театра. Балетные травмы, болезнь и возраст помешали ему танцевать так, как в расцвете карьеры, тем не менее, его возвращение стало событием в культурной жизни Ленинграда.
Рудольф Нуреев скончался в 1993 году, согласно его желанию, он похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-дю-Буа под Парижем. Его могила накрыта удивительной красоты цветным мозаичным ковром.
На этой выставке лишний раз убеждаешься, что “ничто на земле не проходит бесследно”, тем более такой гений как Нуреев, который до сих пор вдохновляет мастеров совершенно разных жанров создавать свои произведения искусства.
В конце сегодняшней статьи еще фотографии с выставки, посвященные не Нурееву, а другим звездам русского балета.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Всероссийский_музей_декоративного_искусства #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Рудольф_Нуреев #Нуреев #кудапойтилетомвмоскве