("Бессонница", Insomnia, 2002, США)
Уж коли и на старуху бывает проруха, что тогда говорить о людях, которым до пенсии ещё далеко? И которые едва начали свою карьеру в высшей лиге Большого Кино. Такие, как Кристофер Нолан на заре 2000-х, ярко дебютировавший в Голливуде своим "Мементо" (он же "Помни"). После чего - упс! - сразу же отправленный... клепать ремейк норвежской картины "Insomnia"!
И ради чего, спрашивается, ему надо было сбегать из Европы в Америку?
Впрочем то, что для одних режиссёров стало бы лишь ремейчатой халтуркой, у Нолана превратилось в нечто большее, чем банальная перепевка "с европейского на голливудский".
Да, в целом события в лентах Шьёлдберга 1997 года и у Нолана развиваются схожим курсом. Только развязка и финал у второго неожиданнее и жестче - хотя на родине любителей "хэппи-эндов" чаще бывает наоборот. Да и со всем остальным он поступил так же, как будет делать затем в своих фильмах-колоссах. А именно: рвать, как бобик клизму, все жанровые рамки. Смешивая, казалось бы, несмешуемое, взбалтывая невзбалтуемое, и впихивая невпих... ну или как-то так.
Иными словами, уже тогда Кристофер выказывал задатки будущего гения. Благо этой его нескромной шалости в "Бессоннице" никто не мешал.
В характеристике же у "Бессонницы" написано "детективный триллер", но это лишь дежурный ярлык. Нужный, дабы не знакомый с нолановым творчеством зритель имел хотя бы примерное представление о том, что его здесь ждёт.
Хотя в действительности чего только его здесь не ждёт! Кроме разве что лирики. Ей в этой истории места не нашлось, хотя и не жалко - и без неё нажористый винегрет получился.
Стартовав, как обычный детектив, эта история раскрывает личность убийцы довольно быстро. А до этого успевает нарисовать нам портрет главного героя, копа Дормера, и тоже ой какой непростой. Ведь он привез с собой "на севера" не просто шкаф, а целый мебельный гарнитур со скелетами.
Не буду вдаваться в спойлероопасные детали. Замечу лишь, что лос-анджелесские детективы Дормер и его напарник (А. Пачино и М. Донован) потому и очутились в городишке Найтмьют, Аляска, что начальству надо было срочно отослать их подальше. Так сказать, с глаз общественности долой. Ибо ребята конкретно "накосячили", и теперь под них яростно копал отдел внутренних расследований. Отчего оба встали перед дилеммой, кому бежать за Клинским брать на себя все грехи, а кому идти по делу свидетелем.
Вот только садиться на нары никому не хотелось, а садиться вдвоём было, блин, глупостью! Но протирать нары всё равно кому-то придётся, - каналья, тысяча чертей! - и решать дилемму надо срочно.
Короче, "всё сложно". А это ведь ещё даже не завязка фильма, а завязка его завязки!
Однако, хоть главный гад раскроет свою личину до обидного быстро, жизнь у Дормера от этого легче не станет. И когда "Бессонница" мутирует из детектива в триллер типа "И что ты мне теперь сделаешь, жалкий коп?!", на шее Дормера будет висеть уже гирлянда проблем. Обернись которые камнями, он му-мутопился бы с ними в ближайшей речке без подмоги Герасима.
И как будто Дормеру всего этого будет мало, весь фильм его станут пытать... нескончаемым полярным днём!
Но так уж совпало, что они с напарником прилетели в Найтмьют тогда, когда солнце по ночам не заходило за горизонт. А поскольку южанин Дормер всю жизнь работал по принципу "Давай-давай, солнце ещё высоко!", отключить свои рефлексы на Аляске ему оказалось не под силу. По крайней мере за столь короткий срок. Поэтому на него напала зверская бессонница - та самая, из названия фильма. И стала высасывать из него физические, моральные и умственные силы, будто Дракула - кровушку из аристократки Люси.
И тут надо отдать должное - одно из многих, - таланту Аль Пачино, что был в те годы в своей наилучшей актёрской форме.
Изобразить, как меняется/ломается человек, когда он не спит день... другой... третий и так далее, Пачино сумел до жути убедительно. Так сурово, что при взгляде на соловеющего, клюющего носом Дормера вы сами начнёте волей-неволей зевать и протирать шары.
Но это так, чисто рефлекторно, ведь сюжет-бодрячок "Бессонницы" задремать вам явно не даст. И не только своей движухой, но и шикарными видами Аляски - попробуй-ка усни, глядя, например, вон на тот грандиозный ледник. Или на лес, на горы, на озеро, на сплав по реке "ковра" из огромных бревен, по которому вдобавок идёт погоня за злодеем...
И лишь изредка всю эту лепоту будет окутывать непроглядный туман. Да и то, ясен Нолан, неспроста, а для сокрытия в нем очередных зловещих тайн и нежданчиков.
***
В общем, если построить десятибалльную шкалу из детективов/триллеров про Аляску, где заунывная "Мерзлая земля" Скотта Уокера будет единицей, "Бессонница" Нолана здесь легко потянет на девятку. И то лишь потому, что стать десяткой ей нельзя из-за штампа "Ремейк!" в её паспорте - увы, оригинальность сюжета при такой оценке тоже надо учитывать.
И так уж вышло, что в фильмографии Кристофера эта лента известна теперь менее всего. Что, разумеется, ни в коей мере не принижает её многочисленных достоинств. Включая тот факт, что ныне покойный оскароносец Робин Уильямс сыграл в ней одну из своих самых внезапных и оригинальных ролей. А Пачино - просто одну из лучших накануне заката его звёздности.
Так что, как видите, в отсутствии сегодня на экранах ярких новинок имеется свой плюс: есть повод пересмотреть что-нибудь из не шибко затертой классики. А заодно обновить о ней свои воспоминания и приятные впечатления.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):