Найти в Дзене

Банк России теряет контроль над ситуацией: как татарстанские коммерсанты одолели санкции

Оглавление

Удары по финансовому сектору России ничуть не смущают электронную коммерцию Татарстана. Люди продолжают тихо делать деньги.

Удивительное сообщение прошло недавно по информационным каналам. Пока промышленные предприятия страдают от дефицита кадров, численность занятых в предпринимательстве Татарстана растет.
— В Татарстане количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства с учетом ИП и самозанятых по итогам I квартала 2024 года составило 896,2 тыс. человек, что выше уровня аналогичного периода 2023 года на 12,4%, или на 99 тыс. человек, — сообщает министерство экономики республики в своем Телеграм-канале.
При этом российский финансовый рынок, образно говоря, «уходит в расколбас». Люди еще не вполне осознали последствия вторичных санкций и события 12 июня, как появилось объявление о приостановке работы с 24 июня деятельности в России «Бэнк оф Чайна» (дочка Bank of China), а следом прилетел 14-й пакет санкций, принятый уже Евросоюзом. Санкции ЕС
накладывают табу на использование «Системы передачи финансовых сообщений» (SPFS) своим операторам (SPFS — это специализированная служба финансовых сообщений, разработанная Банком России, чтобы заменить SWIFT). Организациям Евросоюза, работающим за пределами России, будет запрещено подключаться к ней или эквивалентным специализированным сервисам обмена финансовыми сообщениями.
Все это может иметь самые драматичные последствия.

-2

Мед, в котором есть ложка дегтя, — это уже не совсем мед

— Ничего критичного не произошло, просто возросла волатильность. Экспортеры как получали, так и получают свою валюту. Импортерам стало немножко сложновато в этом плане, — успокаивает главный финансовый эксперт Private Banking в федеральном банке Алмаз Марданшин.
— Торговля с Китаем на текущий момент носит сбалансированный характер, — сообщили KazanFirst в Отделении Банка России по Татарстану в ответ на наш запрос.
Вроде бы все ровно. Но когда начинаешь разбираться, вылезает множество разных подробностей. Прежде всего надо знать особенности внебиржевого рынка, на котором теперь торгуется доллар.
— Это все сделки, которые совершаются между покупателями и продавцами валюты за пределами биржи, — объясняют в отделении Банка по Татарстану.
Как и ожидалось, крупные банки, не скованные конкуренцией Мосбиржи, стали устанавливать цены покупки и продажи иностранной валюты исходя из своих возможностей влиять на предложение. То есть продавать дороже, а покупать дешевле. В результате компании, работающие с зарубежными контрагентами, оказались вынуждены пересмотреть свои издержки и, как следствие, цены. На фоне всей этой неразберихи упал спрос на токсичные валюты и подскочил курс рубля.
— Ложку дегтя добавило то, что «Банк ов Чайна», один из крупнейших банков Китая, объявил о своих планах прекратить проводить платежи подсанкционных банков, которые попали в SDN-лист. И это еще сильнее по импортерам ударило, которые через эти банки работали в том числе. Спрос на валюту еще немножко упал, — отметил Марданшин.

-3

Источник KazanFirst объясняет ситуацию, в которой оказалась Россия.
— Суть в следующем: через границу доллары и евро не ходят, так как Свифты все вырубили. Альтернативной валюты, в которой у всех есть счета, нет. Соответственно, остается все остальное, что умеют принимать. Если рубли — то из несанкционного банка в СНГ, который может открыть в них счета. Если бумаги — то зарубежные, через брокеров, которые умеют покупать на необособленный раздел (это для больших дяденек, потому что это на чудовищные объемы и за кучу денег). Если крипта — нарушение всех возможных и невозможных норм российского законодательства. За это пока не гоняют, но никто не даст гарантии, что никогда не начнут.

Чем меньше об этом говорится, тем лучше все работает

KazanFirst поинтересовался у предпринимателей Татарстана, которые завозят импортные товары в республику, как им живется в новых условиях.
— «Бэнк оф Чайна» отказался, но там создали сеть региональных мелких банков, которые будут принимать платежи. Они работают только в юаневом контуре, — объясняет специализирующийся на электронной коммерции
Антон.
— Многие компании обходят это, в том числе китайский Алиэкспресс. На их сайте можно расплатиться рублями, если говорить про электронную коммерцию, в которой я работаю. Они уже сами как-то переконвертируют все, — сообщает коммерсант
Айрат.
По его словам, проблем доставки товаров из Китая нет от слова совсем.
— Сейчас очень много компаний, которые готовы привести и автомобили, и одежду. Средний срок доставки — месяц. Проблемы были в 2022 году, когда все немного подсели. В 2022-м, начале 2023-го. Сейчас уже все вышли из ситуации, — поделился собеседник.
— Корсчетами все платежи проходили через «Бэнк оф Чайна». Он был основным банком. Те банки, которые сейчас выделили, — это более мелкие организации. Они маленькие. Нюанс в том, что у них платежи долго обрабатываются по времени. Долго и с издержками, — объясняет Марданшин.

-4

Интересно, что компания Антона, например, все еще работает с европейскими поставщиками. Транзакции с Европой отпали после отключения России от SWIFT.
— Все это делается через посредников. Есть посреднические конторы, открытые в странах от Казахстана до Эмиратов, которые имеют соответственно открытые счета где нужно. Они либо сами занимаются обменом денег, либо принимают крипту, либо перевод на себя в чем удобно, а дальше уже проплачивают контракты. Их тысячи. Крипта — это просто инструмент, который удобно обменять в России и удобно обменять в Эмиратах, — рассказал бизнесмен.
Беда в том, что все это делает цепочку непрозрачной и повышает риски. Если что-то пойдет не так, деньги, возможно, и вернут, но по какому курсу — непонятно. Растут издержки, а вместе с ними растет цена товаров в России.
Отдельная история со странами, где в ходу неконвертируемая валюта.
— Даже когда мы продавали там энергоресурсы, у нас скапливалось определенное количество рупий, которые мы не могли сюда перевести, потому что непонятно, что с ними делать. Одним из решений было оплачивать там этими рупиями счет другого человека, другой компании, а здесь эта компания рассчитывалась рублями. Бартерная основа, — объяснил Марданшин.

Повышение ключевой ставки стимулирует рост инфляции

Эффектом всего этого становится отсутствие возможности у Банка России как-то влиять на инфляцию. Другими словами, дешевым будет кредит или нет, отменят льготные ипотеки или не отменят, инфляция будет расти в силу причин, которые не зависят от регулятора никак. Проблема лежит совсем в другой плоскости, отмечают эксперты.
— Инфляция, которая сейчас присутствует, не совсем стандартная, — согласен Марданшин. — Ситуация немного отличается даже от того, что было, например, в 2014 году. У нас очень большой рост денежной массы идет. За последние два года рост составил больше 40%, — сообщил он.

-5

Интересно, что среди причин инфляции Марданшин называет не только сложности с логистикой, вливание бюджетных средств, появление целой категории людей с большими доходами, таких, как участники СВО и рабочие, задействованные в военно-промышленном секторе, но и монополизацию рынка.
— Из-за того, что многие компании ушли, сократилось число производителей и продавцов товаров. Выбор на рынке стал меньше, — объясняет он.
Сокращение как абсолютного количества товаров, так и ассортимента, вкупе с подорожавшим кредитом, имеет самые печальные последствия. Компании перекладывают свои затраты на конечного потребителя, и стоимость товаров растет.
— Повышение ключевой ставки стимулирует рост инфляции, как бы странно это ни звучало. Производители перекладывают рост процентов на конечного потребителя, что способствует удорожанию товаров. Для борьбы с инфляцией здесь необходимо рассматривать уже какие-то немонетарные факторы, которые могут повлиять на ситуацию. Среди них: внешние, фискальные, структурные и т.д. Здесь можно использовать какие-то госпрограммы поддержки производства экспорта, диверсификации экономики и экспорта, модернизации экономики, импортозамещение, регулирование международно-политическое, — рассуждает собеседник.
Беда в том, что все эти механизмы уже задействованы и поддерживать их получается только за счет печатного станка. По факту решить проблему можно только путем ограничивания потребления.
Вопрос в том, стоит ли бояться инфляции?
— Если динамика перейдет в проинфляционную, ее будет тяжело удержать и контролировать, — объясняет Марданшин. — Это может вызвать сокращение экономики и, как следствие, дальнейшее удорожание товаров. Мы попадем в ситуацию Турции или Аргентины, где инфляция перешагнула за отметку в 50%.
На вопрос, не придем ли мы в итоге к ситуации оплаты товаров в у.e., Марданшин успокаивает, что не придем. У России относительно небольшой госдолг и нет проблем с деньгами.
— В 90-е годы мы не вернемся, но отголоски могут быть. Поэтому ЦБ и старается вернуть инфляцию к 4%, — заключил эксперт.